«По-по-по-жалуйста, подай э-э-э…» — «Ластик? Калькулятор? Карандаш?» — сосед по парте старается помочь своему заикающемуся однокласснику. Такую картину наблюдает каждый учитель: практически в каждой параллели есть дети, страдающие заиканием. Причем чаще этому недугу подвержены мальчики. Что же такое заикание? Как учитель должен работать с заикающимся ребенком и что делать родителям? Об этом — в нашей статье.
Что такое заикание?
Заикание – это нарушение коммуникативной функции речи, сопровождающиеся нарушением темпа, ритма и плавности, вызванное судорогами артикуляционного аппарата. Заикание относится к самым распространённым детским неврозам.
Задержка произношения звуков и слогов связана с судорогами речевой мускулатуры: мышц языка, губ, гортани. Они подразделяются на тонические и клонические судороги.
Тонические судороги – это затруднение произношения согласных звуков.

Клонические судороги — это когда ребёнок повторяет звуки или слоги в начале слова, произносит лишние гласные (и, а) перед словом или фразой. Встречается и тонико-клоническое заикание.
Первые симптомы заикания возможны разного характера – это могут быть повторения первых звуков, слогов и невозможность дальнейшего проговаривания слов. Ребёнок как бы начинает пропевать первый слог. Например – «Та-та-та тапки». Либо невозможность начала фразы — тонические судороги.
Появляются голосовые судороги — протягивание гласного звука в начале или середине слова. Первые симптомы заикания возникают в период развития фразовой речи. Это возраст от 2 до 5 лет. Если вы замечаете, что у ребёнка отмечаются сбой в дыхании во время речи, голосовые трудности, он не может начать фразу, если начинаются повторы первых слогов слов или протягивания гласных звуков, то это тревожные симптомы и нужно обратить на них внимание.
Если вовремя не обратить внимание, то такое речевое поведение может воплотиться в настоящее заикание, вызывающее не только проблемы с речью, но и трудности в социальной сфере. У взрослых процесс резко нарушен и работает большее количество мимической мускулатуры, мышцы шеи, верхний плечевой пояс. Социальная картина – некрасивая. Но этот дефект речи не является необратимым нарушением и в большинстве случаев его можно вылечить. Усилия, приложенные в борьбе с заиканием, сделали некоторых людей знаменитыми. Эти люди: Демосфен, Наполеон, Уинстон Черчилль, Мэрилин Монро.
Заикание начинается, к счастью, у малого процента детей. Согласно статистике, только у 2,5 % детей есть этот изъян. Городские дети заикаются чаще, чем малыши из сельской местности.
Среди заикающихся детей мальчиков больше, чем девочек. Это связывают со структурой полушарий. Полушария у женщин организованы так, что левое полушарие работает лучше, чем правое. Благодаря этому у девочек обычно раньше начинается речь, они легче побеждают те речевые трудности, которые обычно ожидают в 2,5 — 4 года.

Когда ребёнок начинает говорить фразами, он постигает затруднения при подборе слов, согласовывание их в числе, роде и падеже. Иногда мы видим, что на этой фазе ребёнок разговаривает взахлёб, с небрежностью, он испытывает затруднения при подборе слов, он торопится. И тогда мы слышим у ребёнка такие специфические запинки, которые квалифицируются как склонность к заиканию.
У ребёнка 2 — 3-летнего возраста стоит отличать заикание от запинок несудорожного характера. При запинках нет судорог артикуляционного аппарата — ни голосовых, ни дыхательных. Запинки всегда имеют эмоциональную природу. Они случаются, так как в возрасте 2 — 5 лет речевые возможности малыша не успевают за его мыслями, и ребёнок как бы захлёбывается. Это называется физиологическими итерациями или запинками. Ребёнок с заиканием при просьбе сказать лучше ухудшит свою речь, а ребёнок с запинками, наоборот, улучшит.
Проблемы заикающихся детей в школе
Заикание проявляется особенно сильно в незнакомой, волнительной обстановке: при ответе у доски, в личном разговоре с одноклассниками или учителем. Дома же, в разговоре с самим собой, заикающийся может говорить плавно.
- Дети могут быть замкнуты, молчаливы, не общительны.
- Испытывают трудности ответа у доски, с места, поэтому избегают их, как и участия в общешкольных мероприятиях, дискотеках и т.п.
- Консультативные беседы при заикании …
- Учебное пособие: «Основы логопедии …
- 10-й Международный конгресс людей …
- Учебное пособие: «Основы логопедии …
- Заикание (fb2) | КулЛиб — Классная …
Отсюда вытекают проблемы в общении, низкая самооценка, проблемы успеваемости. В то же время дети могут достаточно нормально читать по учебнику, петь.
Со временем старшие ребята учатся скрывать свое заикание: делают длительные паузы, растягивают слова, используют в речи слова-паразиты, которыми заполняют вынужденные остановки речи: «вот», «ну», «так» и другие. То есть внешне речь может быть уже достаточно плавной и ровной.
Способы коррекции
Для лечения заикания врачи изобрели множество способов коррекции. Но патология эта серьезна, и преодолеть ее сложно даже на сегодняшний день, так как информации о ней мало. Среди популярных способов выделяют:
- лечение с применением таблеток;
- логопедические упражнения, скороговорки;
- механические приспособления;
- хирургическое вмешательство;
- психотерапия и др.
Специалисты применяют технические средства во время коррекции речи при заикании. На данный момент известно 4 типа изменений речи, которые можно произвести при помощи различных аппаратов. Устройства могут влиять на заглушение, на усиление речи, на выработку ритма и на «отставленную» речь. Аппараты делают судорожные проявления заикания менее выраженными.
В последнее время логопеды стали использовать нейродинамическую ритмопластику, как средство коррекции заикания. Этот комплекс состоит из лечебной физкультуры и хореографии.
Рекомендуется заниматься разными методиками, только так эффект будет наиболее выраженным. Работа по исправлению заикания должна вестись под присмотром врача-психотерапевта или психолога. Также необходим контроль логопеда.
Коррекция
Нужен комплексный подход к преодолению заикания. Это поможет учесть все возможные факторы, которые спровоцировали появление логоневроза. Если это избавление от заикания в подростковом возрасте, то ребёнок может бороться с заиканием, применяя аутогенную тренировку по рекомендациям гипнолога.
Эффективна методика Скобликовой: заикание лечится в домашних условиях при поддержке всей семьи.
Коррекция заикания включает и создание благоприятной психологической обстановки:
- Создание спокойной атмосферы в семье. Иногда для этого родителям нужно посетить семейного психолога и научиться устранять разногласия между взрослыми в корректной форме.
- Соблюдение режима дня. Это поможет снизить тревожность, что особенно актуально, если заикание имеет невротическое происхождение. Предсказуемость, чёткие правила помогают малышу снять тревожность, ведь он знает, чего ожидать.
- Говорение с заикающимися малышами спокойным, размеренным голосом с медленным или умеренным ритмом.
- Исключение крика, как формы воспитания, резких движений, собственных эмоциональных всплесков: спокойный и эмоционально стабильный родитель — залог эффективного лечения детского заикания.
- Если ребёнок что-то рассказывает, не перебивайте и подгоняйте его. При эмоциональном рассказе у волнующегося ребенка заикание усиливается. Спокойный и терпеливый взрослый помогает снять тревогу, снизить градус эмоций, а значит — расслабить речевой аппарат.
- Объятия, нежные и мягкие касания ребёнка очень эффективны, если в основе заикания лежит психосоматика.
- «Меньше критики — больше похвалы» – это должно стать аксиомой для родителей, которые хотят вылечить заикание у дошкольников и подростков.
- Чтобы ускорить устранение заикания, нужно поощрять занятия пением, музыкой: петь вместе с ребёнком, чтобы продолжить в домашних условиях занятия по коррекции заикания у дошкольников, подростков.
- Презентация «Заикание у детей» лекция № 4
- Презентация «Заикание у детей» лекция № 4
- Рис.1. мотивационные типы — стр. 2
- Calaméo — Семейная групповая …
- Клиническая психология детей и …
В заключении приводим интервью с Л.З. Арутюнян, в котором она подробно рассказывает о природе возникновения заикания и его лечении.