Задержка развития речи у детей: когда стоит бить тревогу?

Задержка развития речи обычно ставится, когда речь есть, но не соответствует возрасту. Эта проблема находится на границе медицины и педагогики. Для подтверждения диагноза необходимо пройти специальную комиссию, которая включает в себя прием нескольких врачей: невролога, психиатра, лора, логопеда и педиатра.

Краткое описание

Краткое описание

ЗРР – это отставание речевого онтогенеза от нормы. Такие дети могут говорить, но их речь значительно отличается от речи сверстников. Логопед ставит этот диагноз в том случае, если у малыша не сформирован нужный объем слов. ЗРР может повлиять на развитие высших психических функций, что приведет к отставанию в общем развитии.

Краткое описание

Выделяют три периода, когда детская речь развивается активнее:

Краткое описание
  • до 2-х лет – на этом этапе могут возникнуть предпосылки для появления ЗРР;
  • до 3-х лет – в этот период логопед может диагностировать отставание в овладении речевыми средствами;
  • до 7 лет – если не была начата и проведена коррекционная работа по устранению дефекта, появляются более серьезные речевые нарушения, например, дизартрия.
Краткое описание

Согласно последним исследованиям, количество малышей, имеющих ЗРР, стало больше. Чтобы точно определить причину ЗРР необходимо провести комплексное обследование.

Краткое описание

Краткое описание

ЗРР – это отставание речевого онтогенеза от нормы. Такие дети могут говорить, но их речь значительно отличается от речи сверстников. Логопед ставит этот диагноз в том случае, если у малыша не сформирован нужный объем слов. ЗРР может повлиять на развитие высших психических функций, что приведет к отставанию в общем развитии.

Выделяют три периода, когда детская речь развивается активнее:

  • до 2-х лет – на этом этапе могут возникнуть предпосылки для появления ЗРР;
  • до 3-х лет – в этот период логопед может диагностировать отставание в овладении речевыми средствами;
  • до 7 лет – если не была начата и проведена коррекционная работа по устранению дефекта, появляются более серьезные речевые нарушения, например, дизартрия.

Согласно последним исследованиям, количество малышей, имеющих ЗРР, стало больше. Чтобы точно определить причину ЗРР необходимо провести комплексное обследование.

Симптомы ЗРР

Бытует мнение, что проблемы с задержкой речевого развития у детей трудно поддаются диагностике в раннем детском возрасте. На самом деле это не так. ЗРР на фоне пренатальных, натальных и ранних постнатальных факторов, можно выявить у трех-четырех-месячного младенца.

Максимально ранней диагностике способствует медицинская грамотность населения. Ближайшие родственники, проводя время с ребенком, нередко замечают отклонения в его развитии и своевременно обращаются за медицинской помощью. Но в большинстве случаев, к сожалению, предварительный диагноз ставится во время медицинского осмотра.

Обследование потребуется, если:

  • к 4 месяцам ребенок остается безучастным к обращению со стороны взрослых, не проявляет эмоций, не пытается агукать и гулить.
  • к 6-12 месяцам отсутствует лепет, малыш не проговаривает повторяющиеся слоги.
  • к 1-1,5 годам нет реакции на имена родных и знакомые слова (в основном — названия предметов из окружения), кроха не поворачивает голову к названному вслух предмету, не может воспроизвести звуки птиц и животных, не имеет словарного запаса, особенно из «детских» синонимов слов (машина — би-би — и т.д.).
  • к 1,5-2 годам малыш не способен разговаривать словосочетаниями, простыми нераспространенными предложениями, не выполняет просьбу «принеси игрушку» и т.д.
  • к 2-4 годам не разговаривает предложениями, слова произносит со значительными дефектами. Речь затруднена и малопонятна.
Читайте также:  Как правильно реагировать на критику: лучшие советы и рекомендации

Степень нарушения речевого навыка меняется в зависимости от тяжести заболевания. При повреждении мозга задержка речевого развития у детей обычно более мультисимптомная и хуже поддается лечению. Но даже легкая форма ЗРР, своевременно нескорректированная, в будущем способна привести к нарушению психического развития. Поэтому оставлять без внимания ее не стоит.

Первая настоящая речь

Приходит время, когда малыш начинает говорить первые внятные слова. Первые слова обычно связаны с его окружением и эти слово появляется обычно между 10 и 15-месячным возрастом. После появления первых слов, начинает вдруг расширить свой словарный запас. Первоначально, изучая одно слово в неделю, у малыша происходит резкий рост, когда кажется, что каждый день он узнает несколько новых слов.

Среднее количество слов в экспрессивном изложении для деток от 18 до 24 месяцев составляет около 50 слов.

В возрасте от 24 до 36 месяцев речь, которую использует ребенок, все более похожа на речь взрослых.

Ребенок использует

Первая настоящая речь
  • местоимения
  • прилагательные
  • вспомогательный глагол
  • и предложения.

Считается, что в период от 3 до 4 лет жизни устанавливается грамматическая основа языка, уже строятся предложения без ошибок, но только с небольшим трудом в произношении.

В ходе речевого совершенствования растет и длина высказываний, озвученных вашим дитя. Произношение разрабатывается с расширением словарного запаса. Важно знать, что маленький в возрасте до 3 лет может произносить слова как угодно. Между 4 и 5 годами допускаются более умеренные нарушения в произношении, а после пятого года жизни он должен правильно произносить все звуки.

Подготовительный период развития речи делится на этапа.

Первый этап — безусловно-рефлекторный, протекает в первые 2 месяца жизни. Важное значение при этом играет крик ребенка, который отражает неблагополучие различных органов, поэтому носит сигнальный характер и стимулирует функциональную активность слуховых зон коры головного мозга. Крик ребенка вызывает ответные реакции у взрослых в зависимости от конкретной ситуации. На второй неделе неонатального периода ребенок должен кратковременно фиксировать взгляд на ярких предметах, а в полтора месяца следить за ними и поворачивать голову в сторону источника звука. Второй этап характеризуется возникновением простого элементарного гуления, протекает со второго до третьего месяцев жизни. Ребенок в ответ на положительные раздражители произносит гласные звуки (ы-ы-ы; а-а-а; э-э-э), сочетания гласных и согласных звуков (гу-у; ге-е). Все звуки произносятся на выдохе и требуют большого мышечного напряжения, что способствует тренировке дыхания. Третий этап характеризуется истинным гулением, идет с третьего до пятого месяцев жизни. Дифференцирование и свобода движений в этот период жизни ребенка позволяет ему длительно всматриваться в окружающие предметы, свободно поворачивать голову на источник звука. Он как бы прислушивается к собственным звукам, воспринимает их акустически и кинестически. Звуки произносятся ребенком более протяжно и с большим разнообразием. Четвертый этап характеризуется лепетом, начинается с пятимесячного возраста. Ребенок произносит сочетания гласных и согласных звуков в виде коротких цепочек (па-па, ма-ма, ба-ба), подражает не только собственным звукам, но и звукам взрослого, тренирует слух и артикуляционные органы. Лепет нормально развивающегося ребенка переходит в речь.

Почему нужно обращаться к врачу?

Если не начать необходимое лечение задержки речевого развития самое позднее в 7 лет, ребенок будет заметно отставать от сверстников в школьном возрасте. Такому малышу придется посещать только специализированную школу. Родителям будет необходимо всегда наблюдать за состоянием ребенка. Повышение умственной или физической нагрузки, заболевания (даже легкие), прививки могут привести к ухудшению его самочувствия и вызвать нарушение сна, головную боль, носовое кровотечение, истерику, снижение памяти, агрессию.

После выяснения причин задержки речевого развития устранением проблемы может заняться специалист. С 3-летними детьми работают дефектологи, психологи, невропатологи, психиатры, корректологи. При наличии у ребенка врожденного неврологического заболевания невропатолог может начать его лечение уже в годовалом возрасте. Детей 4-5 лет внятно и грамотно говорить учат логопеды.

Задержка речевого развития или другое расстройство?

При задержке речевого развития у детей страдает только разговор малыша. В тоже время, ребенок адекватно реагирует на обращения в свой адрес и способен выполнять различные просьбы, он откликается на взрослых, узнает родных, активно идет на контакт с внешним миром, но практически не разговаривает.

У детей с истинной задержкой речевого развития не диагностируется двигательных и поведенческих дисфункции. ЗРР в подавляющем большинстве случаев не сопровождается умственной отсталостью. Однако, проблемы с речью могут стать помехой для дальнейшего развития малыша и его социализации.

Речевого развитие может откатиться из-за нарушений в центральной нервной системе после травмы или инфекционного заболевания. Большое значение имеет и наследственная предрасположенность малыша к речевой деятельности.

Многие уверены, что задержка речи у ребенка — вина родителей, так как они с ним не разговаривают, это неверное представление. ЗРР у детей чаще всего возникает из-за органического поражения мозга и вирусов. Ребенок, с которым не занимаются, все равно будет гулить и пытаться лепетать.

Ребенок с настоящей задержкой речевого развития — нет. Довольно редко речевое развитие замедляется из-за недостаточного внимания взрослых или невостребованности речи. Одинаково плохо, когда ребенок предоставлен сам себе или родители проявляют гиперопеку.

Задержка речевого развития у детей лет: доктор Комаровский

Задержка речевого развития у детей до 3 лет и слаборазвитие речи — диагноз, связаны с недостаточным развитием речи, пока она находится в стадии разработки. Признаки этого могут быть очень разные.

Язык и развитие речи зависит от развития различных языковых областей и навыков, таких как моторные навыки, социализации, восприятие, дискриминация и внимания.

Как развивается ребенок

Первый этап речевого развития является подготовительным, включающим в себя время от рождения до 10-месячного возраста. Далее следует период первых слов от 10 до 14-месяцев. После него период создания первого предложения от 18 до 22-месячного возраста и период грамматичности с 22 по 30 месяцев. 

Считается, что наиболее интенсивное речевое развитие проходит период до 3 лет жизни детей.

Многочисленные факторы могут привести к задержкам в речевом изложении, а также различные

  • неврологические состояния
  • риска
  • и синдромы.

Часто речь может быть индикатором общего развития отклонений малыша.

Малыш уже в четвертый месяц начинается синхронизировать информацию, полученную через слух и зрение. В шесть месяцев интонации отличаются характеристиками и различными звуками, которые принадлежат звуковой системе родного языка. Примерно до 8 месяца начинают проявляться начальные признаки понимания ситуации вокруг.

Сначала он обретает ситуативное понимание, потом понимает ситуацию, в которой находится. Для того, чтобы начинать говорить, требуется навык внимания, совершенствование которого происходит между 9 и 12-месяцом жизни малыша. После того как проходит этап «воркования», в десять месяцев малыш становится немного «болтуном».

Первая настоящая речь

Приходит время, когда малыш начинает говорить первые внятные слова. Первые слова обычно связаны с его окружением и эти слово появляется обычно между 10 и 15-месячным возрастом.

 После появления первых слов, начинает вдруг расширить свой словарный запас.

Первоначально, изучая одно слово в неделю, у малыша происходит резкий рост, когда кажется, что каждый день он узнает несколько новых слов.

Читайте также:  10 удивительных фактов о человеческом теле и мозге

Среднее количество слов в экспрессивном изложении для деток от 18 до 24 месяцев составляет около 50 слов.

В возрасте от 24 до 36 месяцев речь, которую использует ребенок, все более похожа на речь взрослых.

Ребенок использует

  • местоимения
  • прилагательные
  • вспомогательный глагол
  • и предложения.

Считается, что в период от 3 до 4 лет жизни устанавливается грамматическая основа языка, уже строятся предложения без ошибок, но только с небольшим трудом в произношении.

Задержка речевого развития у детей лет: доктор Комаровский

В ходе речевого совершенствования растет и длина высказываний, озвученных вашим дитя. Произношение разрабатывается с расширением словарного запаса.

 Важно знать, что маленький в возрасте до 3 лет может произносить слова как угодно.

Между 4 и 5 годами допускаются более умеренные нарушения в произношении, а после пятого года жизни он должен правильно произносить все звуки.

Задержки в развитии речи

Задержки в развитии допускаются, пока изложение еще находится в разработке, то есть до 3-4 лет жизни. Отсталость установлена в качестве диагноза у детей, когда им от 3 до 6 лет, в то время как неразвитость речевого изложения встречаются у деток семи лет, чья речь

  • концептуально бедна
  • не гармонична
  • и строится короткими предложениями.

Алалия — недоразвитие речи

Алалия — заболевание, при котором ребенок понимает, что говорят окружающие, но общается с помощью жестов. В возрасте 2 лет можно смело оценить расстройства.

 Как уже говорилось, с задержкой речевой эволюции допускается в качестве диагноза у детей, чье изложение еще находится в разработке (малыши в возрасте до 3-4 лет).

 Детки обычно понимают разговор окружающих, но результаты их взаимодействия с окружающими не соответствуют хронологическому возрасту. У некоторых детей можно найти

  • причину
  • объект
  • и временные сроки заболевания.

У деток с задержкой развития речи

  • автоматически повторяются предложения,
  • будет не хватать соединительных слов, вспомогательных глаголов, предлогов, союзов
  • словарный запас будет плохим
  • и наблюдается отставание от произношения сверстников.

Если ребенок говорит много с большим количеством аграмматизмов, незрелой структурой предложения и транскрипционными отклонениями от стандарта, то это, вероятно, недостаточное развитие речи.

Признаки ранней задержки речевого развития:

  1. В младенчестве не реагирует на громкий шум.
  2. В возрасте 5 месяцев прямо не смотрит на лицо человека, взаимодействующего с ним.
  3. До 15 месяцев не произнесено первое слово.
  4. В возрасте 2-х лет в экспрессивном изложении не имеет, по меньшей мере 50 слов.
  5. В возрасте двух лет не понимает простую инструкцию языка.
  6. Не интересовался историей, изолировал себя.
  7. В возрасте 4 лет предложения короткие и несвязанные, слова в неправильном роде, числе и падеже, и изложение по-прежнему непонятно.

Доктор Комаровский: почему ребенок не говорит.

с подругой:

3 Комментария

Трёхлетние «почемучки»

В возрасте трёх лет малыш использует развернутые предложения. Постарайтесь подробно и как можно точнее отвечать на все его вопросы. Постоянно читайте вместе с ребенком, попросите его пересказать сказку, рассказ, попробуйте разучивать стишки. Обязательно вместе с малышом выполняйте артикуляционную гимнастику.

Примеры её можно найти в различных методичках по логопедии. Работайте с ладошками малыша, развивайте мелкую моторику руки.

Трёхлетние «почемучки»

В этом плане очень хороши занятия лепкой или рисование пальчиковыми красками.

Детки постарше уже могут собирать мозаику, паззлы, конструктор. Хороши также шнуровка и застегивание пуговичек.

Методы работы для педагогов, позволяющие запустить речь у детей раннего возраста

  • Дыхательные игровые упражнения, направленные на тренировку речевого выдоха
  • Артикуляционные упражнения для развития и укрепления речевого аппарата
  • Музыкальные игры, стимулирующие запуск речи и развивающие слух
  • Игры с дидактическим материалом, увеличивающие пассивный словарь
  • Пальчиковый массаж и пальчиковые игры
  • Игры на развитие слухового восприятия
  • Вкусные игры, помогающие развить мышцы, необходимые для правильного звукопроизношения
  • Тренировка осознанного моторного планирования.
ОРТГК - на страже вашего здоровья