Влияние мелкой моторики на развитие речи дошкольников

Несмотря на то, что исследования на тему «Моторика рук для развития речи» стали появляться относительно недавно, на Руси и в Древнем Китае интуитивно догадывались о связи ловкости пальцев и детской речи. Так в нашей культуре сложились знаменитые игровые прибаутки, во время которых малыш шевелит пальчиками, а мамы-китаянки в качестве игрушек выбирали камни и ракушки. 

Развитие крупной моторики детей младшего дошкольного возраста

Каждый возрастной период отличается своеобразием физического развития. Дети младшего дошкольного возраста (от трех до четырех лет) не являются исключением. В этом возрасте отмечаются такие особенности физического развития, как рассогласованность дыхания и движений, преобладание крупной мускулатуры над мелкой, замедленные двигательные реакции, неустойчивость и маловыраженность физиологических изгибов позвоночника и свода стопы, недостаточная скоординированность, точность и согласованность мелких и крупных движений. Все эти специфические характеристики физического развития ребенка младшего дошкольного возраста знаменуют необходимость проведения специальной работы по укреплению в этом направлении.

В нашей статье мы познакомим вас с комплексами общеразвивающих, укрепляющих и корригирующих упражнений, направленных на развитие физической сферы, в частности, крупной моторики, детей трех и четырехлетнего возраста.

Комплексы упражнений для развития крупной моторики

Упражнения для головы, рук и плечевого пояса

  • приподнимание головы, находясь лежа на спине;
  • наклоны головы в левую и правую стороны, а затем вперед и назад;
  • движения головой по кругу;
  • плавные движения руками вперед, вверх, в стороны;
  • перемещение предметов из одной руки в другую перед грудью, над головой, за спиной;
  • соединение рук перед грудью и за спиной;
  • поднимание и опускание плечевого сустава;
  • выполнение движений плечами и руками по кругу.

Упражнения для туловища

  • поворачивание туловища в левую и правую стороны;
  • наклоны туловищем вперед;
  • в положении лежа выполнение поворотов туловища в стороны (можно за перемещающейся игрушкой);
  • лежа на спине, одновременный подъем и опускание обеих ног;
  • движение ногами аналогично езде на велосипеде, находясь лежа на спине;
  • лежа на спине, в одно и то же время поднимать и опускать обе руки;
  • лежа на спине, одновременно поднимать руки и ноги;
  • лежа на спине, выполнять перекрестные движения руками и ногами;
  • лежа на животе, поворачиваться на спину;
  • лежа на спине, прогибаться, поднимать плечи, разводить руки в стороны;
  • лежа на спине, приподнимание и сгибание ног.
Читайте также: 

Упражнения для ног

  • ходьба на носках;
  • приседания с придерживанием за опору, вытягиванием рук вперед, обхватыванием руками коленей;
  • попеременное поднимание и опускание ног;
  • ходьба приставными шагами;
  • захватывание ступнями ног палочек, колечек и др. предметов;
  • ходьба по веревке и гимнастической палке приставными шагами.

Упражнения с гимнастическими мячами

  • похлопывание руками по мячу;
  • надавливание на мяч сначала одной, а затем двумя руками;
  • сдавливание мяча двумя руками;
  • придерживание мяча одной рукой с одновременной ходьбой вокруг него по и против часовой стрелки;
  • в положении сидя отталкивание мяча от себя;
  • приседание с мячом;
  • прокатывание мяча по горизонтальной поверхности;
  • наклоны с мячом;
  • ходьба с мячом приставными шагами, на носочках, на пятках;
  • сидя на мяче, выполнять легкие покачивания и повороты туловища в сторону;
  • сидя на мяче, совершать движения руками вверх, вперед и в стороны;
  • сидя на мяче, попеременно вытягивать ноги;
  • сидя на мяче, притопывать попеременно ногами;
  • подпрыгивание на мяче;
  • выполнение поворотов с мячом, находясь в положении лежа на спине;
  • поднимание и опускание рук с мячом, лежа на спине.

Перечисленные комплексы не исчерпывают всего многообразия упражнений на развитие крупной моторики. Немного фантазии и ваш ребенок будет всегда физически крепок и развит.

Упражнения на развитие мелкой моторики и стимулирование речевых функций

Кроме игр и массажа пальчиков, полезно использовать различные упражнения, которые имеют прямое отношение к развитию мелкой моторики. Для этого отлично подходят подручные материалы, от пуговиц до круп, а также специальные творческие задания, требующие активных движений пальцев.

Но многие упражнения задействуют только три пальца руки, оставляя без нагрузки безымянные и мизинцы. Этот факт следует учитывать и специально ставить задачу перед ребенком выполнять определенные действия именно этими пальчиками.

Использование подручных материалов

При должной фантазии можно использовать любые предметы, они отлично воздействуют на стимулирование моторики. Полезно:

Упражнения на развитие мелкой моторики и стимулирование речевых функций
  • Одевать кукол в одежду, где пришиты пуговицы, имеются крючки и липучки;
  • Катать по плоской поверхности каменные или металлические шары, а также грецкие орехи;
  • Зажать между ладонями простой карандаш и перекатывать его. Можно устроить конкурс на скорость или продолжительность;
  • Сжимать-разжимать каучуковый мячик. Он приятен на ощупь, поэтому ребенок с радостью выполняет задание;
  • Завязывать банты из лент или наматывать нитки на катушку;
  • Заниматься выкладыванием фигур из камушков, ракушек, других материалов;
  • Играть со шнуровкой, создавая разные плетения;
  • Использовать прищепки для развешивания картинок или как декоративный элемент в аппликациях.
  • Привлекать дошкольника к любой собственной деятельности, где необходимо работать руками. Даже если помощь не слишком умелая, следует хвалить малыша за усилия.
Читайте также:  13 откровений о том, почему мужчины изменяют женам, но не уходят

Также эффективно развивать моторку рук, привлекая дошкольника к сортировке пуговиц или надеванию бусин на нить. Крупы – отличный материал для развития тактильного восприятия и увлекательных игр: перебирание гречки или гороха и создание из крупинок аппликации, поиск спрятанной игрушки в емкости с зерном.

Если смешать фасоль или горох с игрушками, то можно надолго занять ребенка извлечением своего богатства из миски. Детей постарше можно увлечь изготовлением поделок и несложных украшений из бисера.

Выполнение творческих заданий

Развивать речь через мелкую моторику рук можно и с помощью творческих заданий.

Для этого создано множество различных наборов для мозаик и конструкторов, состоящих из мелких деталей, или требующих соединения компонентов винтиками.

В последние годы набирает популярность рисование, так называемыми, «волшебными» красками. Особенность красок состоит в том, что их нужно изготавливать самим из муки, соли и гуаши (или другого красителя).

Первым делом дети тщательно перемешивают пальчиками соль с мукой в небольшой чашке, потом добавляют краситель для цвета и немного воды. Желательно и на этом этапе размешивать смесь пальчиком. Тем более что дальнейшая техника рисования предполагает накладывание и размазывание краски на лист именно руками.

Упражнения на развитие мелкой моторики и стимулирование речевых функций

Такое занятие проводится обязательно под контролем и при непосредственном участии родителя или воспитателя. Немного беспорядка оно создает, но с каким удовольствием дети создают свои художества!

Творческие виды деятельности богаты идеями, как еще задействовать мелкую моторику рук:

  • Вырезание снежинок из бумаги. Взрослый показывает, как это делается, после чего дети повторяют. Далее получившиеся узоры можно раскрасить разным красками.
  • Соревнование на повторение фигур по образцу. Взрослый складывает из пальцев комбинацию или изображает зверька. Детям следует как можно точнее повторить оригинал.
  • Рисование на манке. Высыпать на поднос манную крупу и предложить детям поиграть в художника. Начинают с простых линий, а потом можно переходить к рисованию образов, букв, цифр.
  • Лепка из пластилина и глины – эффективный прием развития мелкой моторики. Для того чтобы задействовать все пальчики, взрослый должен вводить игровые элементы и предлагать детям размять шарик только мизинчиком или безымянным пальцем.

Следует понимать, что влияние мелкой моторики на речь продолжает изучаться, поэтому не стоит возлагать надежды только на нее. Действия пальцами полезны для формирования и других психических процессов, но стимулировать речевое развитие дошкольников нужно комплексно, используя все способы и, особенно, активно разговаривая с малышом.

Читайте также:  Психология цвета в маркетинге, рекламе и бизнесе

Лепка из глины, пластилина или солёного теста

На сегодняшний день является общеизвестным фактом, что работа с такими «материалами» как глина, пластилин и солёное тесто прекрасно развивает мелкую моторику, а также замечательно воздействует на воображение.

Что можно делать:

  • Оклеивать пластилином стеклянные бутылки и придавать им форму чайников, ваз, кувшинов и т.п.
  • Выкладывать из пластилина в форме шариков, колбасок на картоне или фанере конкретные заданные рисунки
  • Делать отпечатки на глине, тесте или пластилине, надавливая на них пальцами, игрушками, монетками, пуговицами и т.д.
  • Лепить шарики, колечки, колбаски, затем разрезать на отдельные кусочки, а после снова составлять вместе (можно придавать форму отдельным кусочкам)
  • Делать несколько разных деталей и составлять из них композицию (подготавливать элементы можно самим, а уже после этого давать их ребёнку для работы)

Игрушки для развития мелкой моторики у детей

Существует огромное количество различных предметов, которые могут поспособствовать развитию мелкой моторики. Для начала отметим тот факт, что вы можете использовать все что угодно для игр.

Даже сухой горох и фасоль может стать предметом развивашек. К примеру, смешайте разные сорта бобовых и попросите ребенка рассортировать. Конечно же, это не рекомендуется для детей младше 3 лет, ну а если ваше чадо перешагнуло этот рубеж – игра в Золушку будет как нельзя кстати.

Также можно играть с малышом в «Угадайку». Правила очень просты: завяжите ребенку глаза, и по очереди давайте ему в руки знакомые предметы. Просите описать их, а потом – угадать.

Канцтовары и наборы для рисования являются замечательными игрушками для развития мелкой моторики. Карандаши, фломастеры, детские ножницы, раскраски – всё это дает простор для фантазии.

Мозаика является замечательным дополнением. Существуют различные типы и размеры для детей любого возраста. Постепенно можно переходить и на паззлы. Они развивают логику, мышление, воображение, и, безусловно, моторику.

Куклы-перчатки – также замечательная возможность посодействовать многогранному развитию вашего чада. Использовать их можно с самого раннего возраста, но в этом случае вести игру будет, конечно же, взрослый. Со временем можно передавать инициативу в руки ребенка. Разыгрывайте знакомые сюжеты, а когда с ними не будет возникать никаких проблем – можно будет выдумывать и свои собственные.

ОРТГК - на страже вашего здоровья