Виды памяти у человека: обзор 3 основных классификаций

Пространственное мышление – важный элемент умственной деятельности человека. Оно отвечает за ориентацию в пространстве, способность к решению задач по геометрии, возможность представления объектов в трехмерном измерении. Нарушение этого вида мышления приводит к глобальной дезориентации человека.

Для ранних тренировок в дошкольном возрасте лучше всего подойдут игры. Некоторые из них могут показаться интересными даже для взрослых, что сделает их участие в качестве помощника для малыша более естественным и эффективным. Очень важно давать право выбора тому, кто тренируется, а не заставлять его делать то, чего не хочется.

Популярные игры:

  1. Применение предмета. Задачей станет придумывание, как нестандартно можно использовать тот или иной предмет. Рекомендуется проведение игры в соревновательной форме, где победителем станет назвавший большее количество вариантов. Игра отлично развивает логику, фантазию, а также креативность. Желательно, чтобы участники были близки по возрасту.
  2. Команды. Родитель задает условия. Например, при хлопке в ладошки нужно прыгнуть, а при взмахе правой рукой наклониться. Таких команд должно быть около 5. Целью станет создание своеобразного танца для ребенка, которым управляет взрослый.
  3. Составление слов. Известная для многих игра. Участвовать могут несколько человек. Каждый должен составить из одного слова множество других, используя только присутствующие буквы из его частей. Побеждает тот, чей список окажется самым длинным.
  4. Летает или не летает. Взрослый называет животных или разные предметы. С учетом того, могут ли они летать, ребенок поднимает или опускает руки. Родители должны постараться подловить малыша, что повысит сложность вместе с эффективностью.
  5. Противоположности. Суть игры проста, но выполнение будет очень трудным, особенно, если участниками являются маленькие дети. Взрослый называет утверждение, а ребенок должен кивнуть, подтверждая или отвергая его. При этом нужно кивать наоборот, чтобы «нет» означало «да», а «да» – «нет».
  6. Удержание «мухи». Участвовать в такой игре может только взрослый или подросток, т.к. для школьников или дошкольников она будет слишком тяжелой. Предпочтительно присутствие 3-4 человек. Всем выдают листы, где расчерчены квадраты 3 на 3 клетки. Один участник отворачивается и, не глядя на лист, дает всем остальным команды, куда летит «муха», начиная из центра. Один шаг – одна клетка. Каждый должен проводить ручкой в названном направлении. Целью становится удержание «мухи» внутри квадрата. При проигрыше командующий меняется ролью с другим человеком.
  7. Составление предложений или рассказов. Всем участникам дается три не связанных между собой слова. На их основе нужно составить логически верное предложение или даже небольшой рассказ. Победителем становится тот, кому в голову придет самое большое количество мыслей. Все идеи нужно записывать на листок, чтобы правильно отследить прогресс каждого.
Виды памяти у человека: обзор 3 основных классификаций

Такие простые коррекционные игры могут стать неотъемлемой частью жизни. Если они понравятся ребенку, то не стоит ему отказывать в их проведении даже после достижения результата. Они окажут пользу при любых обстоятельствах.

Существуют курсы, на которых профессионалы занимаются развитием как детей, так и взрослых. На них применяются различные методы. При отсутствии времени или нежелании заниматься этим всем самостоятельно стоит обратить внимание на такой вариант.

Визуально пространственный интеллект: что это такое

Для того, чтобы разобраться, какой вид мышления свойствен вам, вашему ребёнку или любому другому, нужно знать отличительные характеристики. Вот некоторые основные из них для общего понимания:

  • свойственно образное мышление – человек создаёт в голове картинки на полученную информацию;
  • разбираются в картах, диаграммах, схемах – легко их читают и понимают;
  • любят сказки, байки, метафоры – рассказы и словосочетания, где есть образы и переносный смысл;
  • надолго запоминают увиденные изображения;
  • имеют тонкий вкус в цветах и оттенках;
  • одежда и аксессуары несут в себе целостный образ;
  • любят и часто занимаются изобразительным искусством;
  • чувствуют форму, предают ей особое значение;
  • нравится мечтать и создавать что-то в своём воображении;
  • в раннем возрасте любят складывать пазлы и конструктор, лепить из пластилина и глины.

В школах весьма небольшое количество рисунков и различных таблиц используется для подачи учебного материала. Почти все из них направлены на механическое запоминание или выстраивание логических взаимосвязей. Поскольку дети с другим направлением мышления задействуют иные каналы восприятия и своеобразно выстраивают в голове информацию, то испытывают трудности в стандартном учебном процессе.

Любимыми предметами у школьников с таким типом интеллекта скорей будут рисование; уроки труда, когда надо смастерить что-то креативное; литература. Но с последним предметом могут возникнуть проблемы. Поскольку красочные образы, фантазии и мысли в виде картинок нужно перенести на бумагу в формате формальных слов, если заданием стоит написание сочинения по книге.

Читайте также:  Особенности тубулярной аденомы толстой кишки и ее дисплазия

Общая классификация

Существует большое количество классификаций памяти в отечественной и зарубежной психологии. Если нужно изучить этот материал в подробностях, следует посмотреть работы П. П. Блонского, Р. С. Немова, Ф. Н. Шемякина, Д. О. Хебба и других специалистов.

Есть брать только основные виды, психология выделяет следующие:

На самом же деле, помимо основных видов памяти, в работах психологов можно встретить описание и других. Например, в классификации по характеру психической активности иногда также значатся:

  • сенсорная — зрительная, когда фиксация происходит в момент моргания;
  • эйдетическая — комбинированная, когда визуальные впечатления (составляют её основу) подкрепляются остальными (слуховыми, вкусовыми, тактильными), что позволяет впоследствии воспроизводить необыкновенно живой образ;
  • социальная — сохранение общественно значимой информации, накопленной предыдущими поколениями;
  • пространственная — зрительная, позволяющая хорошо ориентироваться на местности, запоминая особенности маршрута.
Общая классификация

Классификация по продолжительности расширена таким видом, как ультракратковременная память (другое название — сенсорный регистр) — удержание информации в течение нескольких секунд. Включает иконическую (для фиксации зрительного материала, длится менее секунды) и эхоическую (для акустического, длится 2 секунды).

Некоторые психологи в отдельную группу выделяют виды памяти по типу организации запоминания:

  • эпизодическая — хранение конкретной информации, ограниченной каким-то определённым периодом (о концерте, например);
  • процедурная (автоматическая) — способ выполнения действия без учёта его содержания, посредством навыков, доведённых до автоматизма (навык вождения).

Внутри каждой типологии выделяют ещё несколько видов. Их классификацией психологи активно занимаются и по сей день, постоянно расширяя и усовершенствуя её.

1  2  3  4  5  6  7  8  9

Назовите первое число слева; первое число справа. Какое из них больше? В каком направлении возрастают числа в ряду? (Слева направо).

  • Прочитайте ряд в обратном порядке (т.е. справа налево). Как изменяется величина чисел в этом направлении? (Уменьшается).
  • Покажите число 4. Есть ли у него соседи в ряду? (3 и 5). Какое число стоит слева от 4? Больше или меньше оно, чем 4?
  • Назовите соседа числа 4 справа, сравните по величине (вправо числа возрастают). Аналогично рассматриваются и другие числа.
  • «Показать соседа слева» Ведущий называет с паузами числа: 7, 3, 9, 5… Учащиеся показывают соответственно: 6, 2, 8, 4…, после чего повторяется вывод о величине числа, стоящего левее в ряду чисел.
  • «Показать соседа справа» — проводится аналогично. В зависимости от школьного опыта детей такие задания в пределах 20 и 100 могут выполняться письменно.
  • «Вернуть число на место». На наборном полотне демон­стрируется числовой ряд, в котором пропущено любое число, например: 1 2 3 4 5 6 8 9.

Образец ответа: «Пропущено число 7. Оно больше 6 на одну единицу, а значит, должно стоять справа от него». Или: «Число 7 на единицу меньше 8, его надо поставить слева от 8».

Графическое воспроизведение направлений.

  • Предварительно показать рукой в воздухе направления: сверху вниз; снизу вверх; справа налево; слева направо.
  • Расположить карточку со стрелкой, ориентируя ее в тех же направлениях. «Прочитать» направления.

Работа в тетрадях (исходные точки размечаются заранее).

Обозначить на строке четыре точки. Задание — поставить знак «+»:

от первой точки — снизу,  от второй — сверху, от третьей — слева, от четвертой — справа

Обозначить на строке четыре точки. От каждой точки провести стрелку в направлении:

1 — вниз, 2 — вправо, 3 — вверх, 4 — влево

На двух строчках отметить по 8 точек.

  • Мысленно сгруппировать точки в квадраты, обведя пальцем каждый из них (четыре квадрата).
  • В первом квадрате выделить карандашом первую верхнюю точку, затем первую нижнюю, после чего соединить их стрелкой в направлении сверху вниз. Аналогично выделить вторую нижнюю точку и соединить ее стрелкой со второй верхней точкой в направлении снизу вверх.
  • Во втором квадрате выделить первую верхнюю точку, затем вторую верхнюю точку и соединить их стрелкой в направлении слева направо. Аналогично нижние точки соединить стрелкой в направлении справа налево.
  • В третьем квадрате выделить первую верхнюю точку и вторую нижнюю, соединить их стрелкой, направленной одновременно слева направо — сверху вниз.
  • В четвертом квадрате выделить первую нижнюю точку и вторую верхнюю. Соединить их стрелкой, направленной одновременно слева направо и снизу вверх.
  • «Прочитать» направления стрелок во всех выполненных заданиях.

Как показывает практика, все эти упражнения хорошо сочетать с упражнениями для развития мозга, а также рекомендую подключить графические диктанты, различные математические игры, игры на развитие внимания, мышления, логики.

Благодарю, что поделились статьей в социальных сетях!

Методы развития

Развитие пространственного мышления лучше всего начинать в раннем детстве, потому что к подростковому возрасту его формирование считается уже полностью завершенным. Однако, в психологии существуют методы и упражнения, способствующие развитию его более высокого уровня и в более зрелом возрасте. Незначительное нарушение в структуре трехмерного мышления с точки зрения психологии возможно корректировать, так же используя упражнения и игры, список которых представлен ниже:

  1. Оригами, пазлы
Читайте также:  Депрессия и кризис у мужчины — Что делать женщине?

Формирование в голове форм фигур происходит в процессе складывания пазлов и различных предметов из бумаги. Происходит это благодаря тому, что прежде чем фигуру сложить – ее надо представить в голове. Методы конструкторской деятельности так же подходят для изучения предметов в школе – они облегчают исследование литературы, переключая детей на практические действия.

  1. Манипуляции с фигурами

Для этого нужно взять несколько фигур – например, квадрат, круг, куб и т.п. Их нужно попробовать наложить друг на друга и запечатлеть в сознании полученный результат. Усложняя это упражнение, попробуйте тоже самое сделать мысленно – представьте фигуру в объемном формате, назовите ее стороны, точки соединения, как будет выглядеть фигура и изменится ее характеристика, если на нее наложить другую и т.п.

  1. Перечерчивание фигур

Методы изучения геометрии и черчения заложены в основе этого упражнения. Данная методика имеет несколько вариантов сложности:

  • Простое перечерчивание: макет фигуры необходимо перенести на бумагу.
  • Перечерчивание с изменениями: фигура копируется на бумагу, но к ней нужно добавить либо несколько см., либо другую фигуру.
  • Перечерчивание с изменением масштаба. Суть упражнения в копировании объекта с изменением размера, например, в два раза больше или меньше.
  • Перечерчивание из памяти. Фигуру нужно представить в сознании и затем перенести на бумагу.

С точки зрения психологии, задачи из этого упражнения способствуют формированию не только трехмерного мышления, но и навыков черчения, запоминания.

  1. Представления.

Лучше оперировать линиями и отрезками, например: представить несколько линий, соединить их в одно целое и затем нарисовать фигуру на бумаге, или на несколько отрезков наложить куб – воспроизвести то, что из этого получилось.

  1. Схемы и чертежи.

Сюда относятся любые объекты и предметы, фигуры, детали или план квартиры. Изображать их можно как по макету, так и опираясь на собственные представления. Создание схем и чертежей доступно онлайн.

  1. Игра «Угадай предмет».

Эта методика подойдет для самых маленьких и проходит в формате игры: ребенку закрывают глаза и дают предмет для тактильного изучения. Исследование объекта должно занимать не более одной минуты, подглядывание и подсказки – это нарушение правил игры. Задача малыша предположить, что это за предмет, описать его характеристики.

  1. Игра «Муха».

Развивать пространственный интеллект помогут и игры для взрослых. Данная предназначена для компании от 3-х человек – два непосредственно участвуют, третий – следит за процессом игры и отслеживает возможное нарушение правил. Два игрока представляют в воображении решетку 9 квадратов в длину и 9 в ширину. В самом верхнем углу справа располагается муха. Игроки по очереди делают шаги, переставляя муху на разные квадраты. Схема решетки, изображенная на бумаге, имеется у третьего участника, где он отмечает все действия игроков. Затем он говорит «стоп», и участники озвучивают, где, по их мнению, находится муха. Выигрывает тот, кто назвал верный квадрат.

А как у вас развито пространственное мышление?

Формирование высокого уровня пространственного интеллекта во многом облегчает нашу жизнь. Деятельность некоторых профессий напрямую связана с этим навыком. Например, вы никогда не сможете стать успешным в профессии дизайнера, художника, инженера, конструктора, логиста не обладая способностью к трехмерному восприятию.

В повседневной жизни пространственное мышление позволит вам систематизировать пространство в квартире, доме, ориентироваться за рулем и обходиться без навигатора.

Степень развития данного вида умственной деятельности поможет определить тест, состоящий из 10 вопросов. Этот тест можно пройти онлайн.

Последние исследования показали, что…

пространственное мышление при всей его сложности может успешно развиваться на протяжении всей жизни человека. Хотя традиционно развивающие упражнения предлагаются детям разных возрастов, взрослые тоже могут надеяться получить неплохие результаты после соответствующих тренировок.

Обзор 217 научных исследований, проведенный группой ученых под руководством профессора психологии Д. Утталом, подтвердил, что люди всех возрастов с помощью обучения могут улучшить практически все известные типы пространственных навыков. Это важное замечание позволило положить конец долгим дебатам о пользе обучения пространственному мышлению людей зрелого возраста. Одним из успешных методов такого типа обучения стали учебные видео игры и компьютерные тренажеры.

7838

7838

Особенности образования

Дети с нарушениями зрительных функций учатся в специализированных дошкольных и школьных заведениях (об этом шла речь выше). Помимо стандартного обучения, в таких учреждениях проводят коррекцию зрительных, двигательных, познавательных и других функций ребенка.

Развитие детей с нарушением зрения происходит в школах-интернатах (касается слабовидящих и незрячих). Для восприятия учебного материала необходимо специальное оборудование и техника.

Понадобятся наглядные пособия, в которых изображения достаточно крупных размеров. Система специального образования включает в себя выполнение правил гигиены и норм для незрячих пациентов (все это описано в соответствующих документах).

Обучение этих детей происходит под строгим наблюдением окулиста, а степень нагрузки определяется исходя из основного заболевания. Программа обучения включает в себя обязательную физическую активность и т.д.

Многие дети после пребывания в таких школах считаются подготовленными к самостоятельному выбору профессии и жизни в социуме.

Читайте также:  Выплаты опекунам несовершеннолетних детей

Особенности выбора школы и места в классе

Особенности образования

Детей с незначительными дисфункциями обучают в условиях массовой школы. При этом врач четко прописывает физическую нагрузку (в некоторых случаях ребенка могут освободить от посещения уроков физкультуры и т.д.), а также назначает консультации психолога для определения эмоционального фона.

Выбрать подходящее учебное учреждение вам помогут. В первую очередь, все зависит от степени потери остроты зрения. В некоторых случаях детям показано исключительно домашнее обучение, другие же могут посещать обыкновенные школы и ВУЗы.

Плохо зрячие дети, обучаясь, могут отставать от сверстников. Это не должно вызывать негативной реакции со стороны родителей. Возможно, врач порекомендует дополнительные занятия на дому. Нужно помнить, что чрезмерная нагрузка на глаза может только ухудшить существующую проблему со зрением.

Во время занятий ребенок с близорукостью, дальнозоркостью или другими заболеваниями должен сидеть за определенной партой. Место в классе определяет учитель, исходя из рекомендаций школьной медсестры или лечащего врача. Также рекомендуется следить за психологической обстановкой в классе, ограждая ребенка от негативной атаки сверстников.

При своевременной диагностике и правильном лечении можно добиться частичной коррекции зрения. Это значит, что, со временем ребенок может получить профессию и считать себя абсолютно приспособленным к внешнему миру.

Для полностью незрячих детей важную роль играет правильное домашнее обучение. Нужно помнить, что такие пациенты значительно отстают в развитии, поэтому родителям потребуется много времени и терпения для обучения элементарным навыкам.

В домашних условиях врачи рекомендуют тоже использовать специальную литературу, которая поможет закрепить полученные в учебном учреждении знания. Очень важно несколько раз повторять материал, чтобы малыш смог хорошо его запомнить. Не стоит ограничивать детей от возможности общения со здоровыми сверстниками, от них он может почерпнуть много навыков.

Игры на зрительную память

Можно помочь ребенку-дошкольнику развить хорошую зрительную память и при этом потренировать или проверить свою. Предлагаем несколько игр на зрительную память:

Назови картинку

Приготовьте 10-12 картинок, разложите их на столе и рассмотрите вместе с ребёнком в течение 1 минуты. Затем спрячьте или накройте картинки и по очереди с ребёнком называйте по одной, не повторяясь. Проиграет тот, кто не сможет назвать картинку из оставшихся.

Что изменилось?

Приготовьте около 8 мелких предметов или игрушек. Подойдут карандаш, ручка, резинка, брусок пластилина, машинка, заколка, монетка, пуговица и т.д. Разложите предметы на подносе, дайте ребенку рассмотреть в течение 40 секунд, попросите его отвернуться и измените что-либо (уберите, добавьте или поменяйте расположение предметов). Так что изменилось? Поменяйтесь с ребёнком местами, теперь Ваша очередь.

Нарисуй по памяти

Приготовьте несколько листов бумаги и карандаш. На одном листе нарисуйте простую фигуру или узор, покажите ребенку в течение 20-30 секунд, уберите, попросите нарисовать по памяти. Вместе посмотрите, что получилось. Теперь Ваша очередь.

Игры на развитие зрительной памяти могут стать полезной привычкой, частью жизни, такой же естественной и неотъемлемой, как зарядка или умывание. А Вы научитесь подмечать детали, мгновенно «схватывать» их и удерживать в памяти. Кроме того, упражнения для развития зрительной памяти могут стать любимым совместным занятием с детьми. Не огорчайтесь, если что-то сразу не получается: за любым достижением стоит кропотливая работа. Зато в Ваших силах сделать её увлекательной, превратить в игру, полюбить.

Искренне желаем Вам успехов в саморазвитии!

ПоделитьсяFacebookTwitterRedditEmailGoogle+WhatsAppvKontaktePinterestLinkedInStumbleUpon

Вывод

В нашей жизни постоянно что-то происходит, мы часто спешим и должны все успеть, при этом ничего не забыть. В подобных условиях у нас возникают трудности в сосредоточении своего внимания и процессах запоминания, но еще большие трудности возникают в процессах обучения эффективным способам запоминания. Поэтому рекомендуем вам воспользоваться предложенными способами и советами, как развить память.

Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для «Нетологии»? Читайте наши условия публикации.

Как только у человека явилась способность отдаваться труду, явилось на свет и внимание произвольное.

внимание человека, наряду с непроизвольным вниманием выделяют высшую, специфически человеческую его форму – произвольное внимание… Произвольное внимание возникает тогда, когда человек ставит перед собой определенные задачи, сознательные цели, что и обусловливает выделение отдельных предметов (воздействий) как объектов его внимания. (А.В. Петровский).

4 стр., 1913 слов

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ НЕПРОИЗВОЛЬНОЙ И ПРОИЗВОЛЬНОЙ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ НЕПРОИЗВОЛЬНОЙ И ПРОИЗВОЛЬНОЙ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 9 1.1. Проблема развития памяти в зарубежной и отечественной психологии 9 1.2. Возрастные особенности развития непроизвольной и произвольной памяти у дошкольников 13 1.3. Условия и приёмы, способствующие развитию памяти дошкольников 22 ГЛАВА II. …

ОРТГК - на страже вашего здоровья