Виды и методы развития эмоционального интеллекта в психологии

Эмоциональный интеллект – это важнейший фактор успеха во всех жизненных сферах. Он помогает лучше справляться с работой, находить общий язык с коллегами, руководством и партнерами, контролировать свои желания и потребности. Люди с высоким EQ обычно обычно успешнее и счастливее в браке, поскольку у них практически не бывает ссор с любимыми людьми. Сегодня мы подробно разберём, что такое эмоциональный интеллект, из каких составляющих он состоит, почему так важен и как его развить. Начнем.

Что такое эмоциональный интеллект

Эмоциональный интеллект — это способность понимать, управлять и эффективно выражать свои чувства, распознавать стремления и настроения других людей. Существуют некоторые разногласия между психологами по поводу того, что включает в себя эмоциональный интеллект. Бесспорно к нему можно отнести 3 навыка:

  • умение распознавать и называть эмоциональные состояния людей;
  • использование эмоций для решения личных и профессиональных задач;
  • способность управлять как своими, так и чужими эмоциями, регулировать чужие состояния: например, подбадривать или успокаивать человека.

Джон Майер, профессор психологии из Университета Нью‑Хэмпшир, так описывает людей, имеющих развитый эмоциональный интеллект: «Такие люди безошибочно и быстро разрешают многие эмоционально‑заряженные ситуации. Например, они понимают, как использовать разные эмоциональные состояния для решения задач. Например, знают, что печальное настроение побуждает к аналитике, поэтому предпочитают браться за задачи, требующие такого тип мышления, когда находятся не в настроении.

Также они понимают, какие последствия могут быть у разных эмоциональных состояний: рассерженный человек может быть опасен; в хорошем настроении — будет расположен к общению; печальный — скорей всего захочет побыть в одиночестве. Человек с развитым эмоциональным интеллектом не станет навязывать приглашение на вечеринку тому, кто грустит или расстроен».

Тот же Джон Майер утверждает, что эмоциональный интеллект не имеет ничего общего с такими чертами личности, как дружелюбие, оптимизм, уравновешенность, трудолюбие.

Он подчёркивает, что журналисты и даже некоторые психологи ошибочно относят их к проявлению эмоционального интеллекта.

Некоторые работодатели на собеседованиях проводят тесты на эмоциональный интеллект, потому как считают людей с высоким уровнем его развития хорошими лидерами и коллегами. Правда, такая практика спорна: некоторые исследования обнаруживают связь между развитым эмоциональным интеллектом и производительностью труда, тогда как другие не находят доказательств этому. Но если вы изучите, из чего состоит эмоциональный интеллект, для вас не составит труда пройти подобный тест, а, может, вы решитесь поменять что‑то в себе.

Как появился термин?

На рубеже XIX и XX веков исследователи начали проявлять повышенный интерес к интеллектуальным способностям человека. Были разработаны тесты, позволяющие определить уровень развития интеллекта и выразить его в виде численного значения – IQ (Intelligence Quotient). На тот момент это казалось прорывом. Считалось, что по IQ можно судить, насколько успешным будет человек в карьере и в жизни.

На практике оказалось, что высокий коэффициент интеллекта далеко не всегда гарантировал успех. В то же время люди с относительно невысоким IQ часто строили головокружительные карьеры, создавали успешные компании, становились популярными политиками, удачно обустраивали личную жизнь и имели большое количество хороших друзей. Изучая их способности, исследователи пришли к выводу, что им помогает другой вид интеллекта – эмоциональный. Для его измерения был введён новый показатель – EQ (Emotional Quotient).

Первым, кто исследовал практическую важность эмоций, был Чарльз Дарвин. В 1872 году он написал большую работу, описывающую проявления эмоциональности как важный фактор выживания и успешности в доисторическом обществе, а также в древних цивилизациях. Термин «эмоциональный интеллект» ввёл в начале 1960-х Майкл Белдок, опубликовав научную статью «Способность понимать эмоции в трех разных способах общения».

Несколько позже, в 1980-х годах, в США и Европе начался расцвет теории эмоционального интеллекта. Ученые проводили исследования и посвящали этой теме огромные научные труды, считая это одним из важнейших открытий в психологии. Тогда же появилось основное количество тестов, позволяющих оценить эмоциональный интеллект человека.

Читайте также:  "Зорекс" - отзывы, инструкция по применению

Механизм формирования и функции

Эмоциональный интеллект и эмоциональная сфера личности — два связанных понятия. Они формируются и развиваются одновременно. При изучении какого-либо из этих аспектов нужно учитывать другой.

Формироваться эмоциональный интеллект начинает с самого рождения. Активность развития зависит от влияния сторонних раздражителей, контактов с социумом. Без них развитие будет заторможено.

Самые значительные этапы укрепления ЭИ — школьный, подростковый возраст.

Механизм формирования и функции

Ученые доказали, что у детей до 6 месяцев проявление эмоций связано с удовлетворением физических потребностей. После полугода темпы психического развития ускоряются, расширяется спектр чувств.

  1. Самоуправление. Человек может контролировать свое поведение, чувства. При необходимости он способен взять инициативу в свои руки, изменить ситуацию для достижения результата. Индивид может изменять поведение, чтобы адаптироваться к сложившимся обстоятельствам, следовать обязательствам.
  2. Управление взаимоотношениями. Личность знает, как поддерживать общение с окружающими, проявлять искренность, успешно работать в коллективе, направлять других, вдохновлять, мотивировать на достижение цели.
  3. Общественное сознание. Чтобы наладить контакт с другими людьми, человек должен научиться понимать потребности, желания окружающих, уметь отвечать на эмоциональные сигналы.
  4. Самосознание. Человек осознает собственные эмоции, понимает, как они влияют на его поведение, ход мыслей. Оставаться уверенным в себе проще, если известны собственные сильные, слабые стороны.

Основные элементы эмоционального интеллекта

В процессе восприятия информации активное участие принимают сенсорные системы. Сначала в работу включаются ключевые области мозга, а затем начинают реагировать нервная, мышечная и многие другие системы человеческого организма.

Эмоциональный интеллект состоит из 4‑х элементов, степень развития которых влияет на взаимодействие не только с получаемой информацией, но и с внешний и внутренним мирами. Элементы EQ, хоть и содержат в себе основные особенности личности конкретного человека, но не являются константой, поэтому могут развиваться.

Первый элемент эмоционального интеллекта – осознанность. Благодаря осознанному отношению к своим эмоциям, мыслям, поведению и физическому телу человек может быстро научиться управлять собой и своими чувствами.

Второй элемент EQ – самооценка. Человек может повысить свою самооценку, если будет смотреть на мир сквозь призму оптимизма, начнет укреплять свою решительность, перестанет зависеть от внешнего влияния и субъективных оценок других людей, научится не только самостоятельно управлять своим поведением, но и нести за него ответственность.

Третий элемент эмоционального интеллекта – мотивация. Данный элемент EQ раскрывается через стремление человека к детерминации и самоактуализации. Развить эмоциональный интеллект сможет только тот человек, который открыт к восприятию всего нового, обладает крепким целеполаганием и умеет переживать неудачи объективно.

Четвертый элемент EQ – адаптивность. Адаптивным можно назвать человека, который умеет легко находить общий язык с окружающими людьми и осознанно сопереживать другому человеку, обладает хорошо развитой эмпатией, высоким уровнем стрессоустойчивости и легко принимает важные решения.

Основные принципы развития эмоционального интеллекта

Прежде чем приступать к выполнению упражнений, которые помогут накачать эмоциональный интеллект, словно бицепс, cледует запомнить следующие важные принципы, без которых тренировка не будет результативной.

  1. Ориентируйтесь на правильные ценности. Высокий эмоциональный интеллект теряет свой смысл, если он не ориентирован на правильные ценности. Многие мошенники, гадалки, экстрасенсы обладают очень высоким EQ, но при этом они бессовестно обманывают людей, которые пришли к ним за помощью, и вытягивают из них последние деньги. Ориентируйтесь на честность, сострадание, уважение к окружающим. Правильный выбор приоритетов – это одно из главных качеств эмоционально развитого человека.
  2. Осознайте собственные эмоции. Нельзя игнорировать испытываемые чувства и возникающие эмоции. Они влияют на ваше поведение и образ мыслей. Надо почаще задавать вопросы: что я чувствую, какие эмоции я испытываю утром или перед сном, почему у меня возникла та или иная эмоция в конкретной ситуации.
  3. Обращайте внимание на сигналы тела. Наше тело очень тесно связано с разумом. Оно реагирует на разные эмоции. Например, когда мы испытываем радость, то сердцебиение учащается, повышается энергичность, а в состоянии стресса мы начинаем чаще дышать, как будто сдавило грудь.
  4. Проследите связь между эмоциями и поведением. Когда мы испытываем сильные эмоции, мы ведем себя практически всегда одинаково. Например, голос человека, испытывающего гнев, становится более громким и раздраженным, руки непроизвольно сжимаются в кулаки. А чувство сильной усталости и разбитости заставляет плакать или терять контроль над собственными действиями. Когда вы изучите свою реакцию на различные эмоции, то сможете изменить модель поведения. Способность контролировать свое поведение – это важный навык, который помогает осознать самого себя и окружающий мир.
  5. Не делите эмоции на “хорошие” и “плохие”. Каждая эмоция имеет право на существование. Не надо себя осуждать за то, что вы испытываете негативную эмоцию. Лучше научитесь правильно на нее реагировать. Например, испытывая чувство гнева, вы можете направить его мощь на то, чтобы причинить вред и боль другим людям. Тогда эта эмоция однозначно будет разрушительной. Либо под влиянием гнева вы начнете защищать невиновных и несправедливо обиженных. Даже такая чудесная эмоция, как радость, может быть отрицательной, если причиной ее возникновения стала причиненная другому человеку боль.
  6. Развивайте способность понимать чувства других людей. Умение распознавать эмоции и переживания другого человека, разделять их, называется эмпатией. Прислушивайтесь к окружающим, наблюдайте за ними, чтобы лучше понять их настроение, мотивы. Почаще ставьте себя на место другого человека и представляйте, как бы вы отреагировали и что бы чувствовали в его ситуации.
Основные принципы развития эмоционального интеллекта

Посмотрите прямо сейчас курс по развитию эмоционального интеллекта от Может быть, и статью не захочется читать дальше. На мой взгляд, великолепный материал и подается профессионально.

Читайте также:  4 отрицательные черты характера, способные принести пользу карьере

Диагностика эмоционального интеллекта (дэи)

[Диагностика эмоционального интеллекта (Н. Холл) / Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М.: Институт психотерапии, 2002. – C. 57-59]

 Холл.

Цель – выявить способность понимать отношения личности, репрезентируемые в эмоциях, и управлять эмоциональной сферой на основе принятия решений.

Специфика.

Опросник состоит из 30 утверждений и содержит 5 шкал: 1) эмоциональная осведомленность; 2) управление своими эмоциями (скорее эмоциональная отходчивость, эмоциональная неригидность); 3) самомотивация (скорее как раз произвольное управление своими эмоциями, исключая пункт 14); 4) эмпатия; 5) распознавание эмоций других людей (скорее умение воздействовать на эмоциональное состояние других людей).

Инструкция. Ниже вам будут предложены высказывания, которые так или иначе отражают различные стороны вашей жизни.

Пожалуйста, напишите цифру справа от каждого утверждения, исходя из оценки ваших ответов: Полностью не согласен (-3 балла). В основном не согласен (-2 балла). Отчасти не согласен (-1 балл).

Отчасти согласен (+1 балл). В основном согласен (+2 балла). Полностью согласен (+3 балла)

Текст опросника.

  1. Для меня как отрицательные, так и положительные эмоции служат источником знания о том, как поступать в жизни.

  2. Отрицательные эмоции помогают мне понять, что я должен изменить в своей жизни.

  3. Я спокоен, когда испытываю давление со стороны.

  4. Я способен наблюдать изменение своих чувств.

  5. Когда необходимо, я могу быть спокойным и сосредоточенным, чтобы действовать в соответствии с запросами жизни.

  6. Когда необходимо, я могу вызвать у себя широкий спектр положительных эмоций, такие, как веселье, радость, внутренний подъем и юмор.

  7. Я слежу за тем, как я себя чувствую.

  8. После того как что-то расстроило меня, я могу легко совладать со своими чувствами.

  9. Я способен выслушивать проблемы других людей.

  10. Я не зацикливаюсь на отрицательных эмоциях.

  11. Я чувствителен к эмоциональным потребностям других.

  12. Я могу действовать на других людей успокаивающе.

  13. Я могу заставить себя снова и снова встать перед лицом препятствия.

  14. Я стараюсь подходить к жизненным проблемам творчески.

  15. Я адекватно реагирую на настроения, побуждения и желания других людей.

  16. Я могу легко входить в состояние спокойствия, готовности и сосредоточенности.

  17. Когда позволяет время, я обращаюсь к своим негативным чувствам и разбираюсь, в чем проблема.

  18. Я способен быстро успокоиться после неожиданного огорчения.

  19. Знание моих истинных чувств важно для поддержания «хорошей формы».

  20. Я хорошо понимаю эмоции других людей, даже если они не выражены открыто.

  21. Я могу хорошо распознавать эмоции по выражению лица.

  22. Я могу легко отбросить негативные чувства, когда необходимо действовать.

  23. Я хорошо улавливаю знаки в общении, которые указывают на то, в чем другие нуждаются.

  24. Люди считают меня хорошим знатоком переживаний других людей.

  25. Люди, осознающие свои истинные чувства, лучше управляют своей жизнью.

  26. Я способен улучшить настроение других людей.

  27. Со мной можно посоветоваться по вопросам отношений между людьми.

  28. Я хорошо настраиваюсь на эмоции других людей.

  29. Я помогаю другим использовать их побуждения для достижения личных целей.

  30. Я могу легко отключиться от переживания неприятностей.

Бланк ответов.

Полностью не согласен (-3 балла). Отчасти согласен (+1 балл).

В основном не согласен (-2 балла). В основном согласен (+2 балла).

Отчасти не согласен (-1 балл). Полностью согласен (+3 балла).

№№ от -3 до +3 №№ от -3 до +3 №№ от -3 до +3
1 11 21
2 12 22
3 13 23
4 14 24
5 15 25
6 16 26
7 17 27
8 18 28
9 19 29
10 20 30

Обработка данных. По каждой шкале в виде примера выписываются баллы по соответствующим пунктам (см. ключ) с учетом знака, а далее находится алгебраическая сумма.

Ключ.

Шкалы Пункты
Эмоциональная осведомленность 1, 2, 4, 17, 19, 25
Управление своими эмоциями 3, 7, 8, 10, 18, 30
Самомотивация 5, 6, 13, 14, 16, 22
Эмпатия 9, 11, 20, 21, 23, 28
Распознавание эмоций других людей 12, 15, 24, 26, 27, 29

Интерпретация результатов. Уровни парциального эмоционального интеллекта в соответствии со знаком результатов: 7 и менее – низкий, 8-13 – средний, 14 и более – высокий. Интегративный уровень эмоционального интеллекта с учетом доминирующего знака определяется по следующим количественным показателям: 39 и менее – низкий, 40-69 – средний, 70 и более – высокий.

Игры и упражнения для развития эмоционального интеллекта ребёнка

Психологи рекомендуют использовать игры и упражнения для обогащения чувственной сферы и развития эмоционального интеллекта детей разных возрастов. Все они могут быть использованы родителями для того, чтобы помочь своему ребёнку понять себя и других людей.

Игры с эмоциональными пиктограммами

Игры и упражнения для развития эмоционального интеллекта ребёнка

Изготовьте картинки с рожицами с эмоциями радости, грусти, гнева, испуга, удивления, спокойствия и др. Можете использовать их отдельно или сделать так называемый «Кубик настроений». Ребёнку задается вопрос «Какое у тебя сегодня настроение?», и он выбирает соответствующую картинку. Впоследствии можно усложнить игру описанием определённых ситуаций, например: «Катя поссорилась со своей лучшей подружкой Машей. Как ты думаешь, что она почувствовала? Какое у неё сейчас настроение?»

Упражнение «Покажи эмоцию»

Ребёнок с помощью мимики, жестов и позы передаёт ту или иную эмоцию – мама с папой угадывают и наоборот. Можно устроить соревнование на самое лучшее изображение эмоции.

Просмотр мультфильмов, фильмов, чтение литературы с последующим обсуждением чувств героев.

Игры и упражнения для развития эмоционального интеллекта ребёнка

Игра «Я радуюсь, когда….»

Ребёнок вместе с мамой и папой по очереди рассказывают, в каких ситуациях они радуются, боятся, огорчаются, удивляются и т.д.

Избавляемся от гнева

В ситуациях, когда ребёнок злится или сильно огорчен, помогут «мешочек гнева» или «подушка злости», которые можно бить, кидать или топтать. Так ребёнок избавляется от накопившихся у него сильных эмоций без причинения вреда окружающим.

Игры и упражнения для развития эмоционального интеллекта ребёнка

Вот всё, что нужно знать родителям об эмоциональном интеллекте ребёнка и необходимости его развития. Если вы хотите воспитать счастливого и успешного человека, живущего в гармонии с собой и окружающим миром, научите его понимать себя и других!

4

ОРТГК - на страже вашего здоровья