Вальдорфская педагогика: плюсы и минусы, школы в Самаре

Продолжаем цикл публикаций об альтернативных методиках школьного образования. В прошлый раз мы рассказали про систему Жохова и ее реализацию в Самаре, сегодня поговорим о вальдорфской педагогике.

Истоки вальдорфской педагогики

Она основывается на учении австрийского доктора философии Рудольфа Штайнера, основоположника антропософии и антропософского движения. Впервые школа по его методике была открыта в Германии, в Штутгарте, в 1919 году по просьбе Эмиля Мольта, владельца и управляющего сигаретной фабрикой «Вальдорф-Астория». Отсюда и название методики. В настоящее время в 64 странах мира работает более тысячи школ и детских садов по вальдорфской методике. В Самаре среднеобразовательная вальдорфская школа была основана в 1991 году. Кроме того, с 2009 года в областной столице существует семейная вальдорфская инициатива «Солнечная река», где дети также обучаются по данной методике.

Вальдорфская школа и антропософия

Идеи Штайнера, положенные в основу вальдорфской педагогики, заключаются в том, что в первые семь лет своей жизни человек представляет собой духовную сущность, и может воспринимать весь окружающий мир неопосредованно, познавая самую суть. Ребенок в таком возрасте не нуждается в рациональном объяснении всего и вся, но сам многому может научить родителей. Так, образованный взрослый знает, что растение состоит из стебля, листьев и корней, имеет цветы, может давать плоды и семена. Если этот взрослый не спал на уроках биологии, то может вспомнить также, что такие характеристики как тип жилкования, край листовой пластинки и размещение листьев, количество лепестков цветка, его тычинок помогают точнее определить вид растения, для этого достаточно свериться с ботаническим справочником.

Но ребенок, глядя на цветок, может увидеть значительно больше – почувствовать его жизненную силу, заставляющую росток пробиваться из крохотного зернышка и тянуться вверх, к солнцу, превращаясь в сильное взрослое растение. Ребенок может восхититься тем, как из маленького желудя вырастает могучий дуб, который становится приютом для многих других существ, начиная с жучков, неразличимых глазу, заканчивая птицами и белками.

Педагоги вальдорфской школы учитывают это, сводя всю кажущуюся сложность системы Штайнера к трем основным принципам – увидеть, почувствовать, удивиться. Только после этого ребенок сможет по-настоящему понять предмет изучения, «пробудить сознание» — выражаясь словами автора методики.

Даже если понятия антропософии кажутся вам чуждыми и не всегда соответствуют представлениям о реальном мире, важность такого подхода к воспитанию сложно не отметить. Ведь на самом деле, трехлетнему малышу не так важно знать количество лепестков-тычинок у цветка, настанет время – и он с легкостью запомнит все эти детали. Но самое главное в этом возрасте – удивить, ведь тогда в маленьком человеке проснется любопытство, перерастающее в научный интерес. Нагромождения сухих фактов, свойственные классической системе образования, не помогают создать мотивацию у ребенка, отвращают его от учебы и заставляют воспринимать школьные задания как скучную обязанность, наказание.

Урок информатики

Учитель в классе уже надевал куртку и снимал листы с математическими расчетами с доски, когда мы заглянули в класс. Он только что помог ребятам рассчитать коды для электронных весов.

Урок информатики

Теперь они перешли в класс информатики, чтобы по расчетам составить программу.

Читайте также:  Кто такой холерик и его отличия от других типов темперамента?

Со стороны казалось, что это не урок, а некий бесформенный и неконтролируемый процесс. На самом деле – высочайшая форма организации урока, когда учителя не видно среди учеников, но в нужный момент он всплывает, регулирует и направляет. И снова исчезает, чтобы вновь появиться.

Урок информатики

Не судите о плюсах и минусах!

Источник минусов — это всегда предвзятое убеждение или неверная информация, почерпнутая от авторов, которые из желания что-то умное сказать или пофантазировать о перспективах нашего образования, начинают вкривь и вкось рассуждать о негативах вальдорфской педагогики. Читатель, естественно, обратит внимание на такого критика:

Наверное, это очень умный человек, настоящий знаток человековедения, раз так разбирается в минусах вальдорфских школ!

Вовсе нет! Критика чаще всего исходит от посторонних людей, не имеющих отношения к процессу обучения в вальдорфской школе, и, скорей всего, не удосужившихся прочитать, что это такое. Называя вальдорфскую педагогику спорной или недостаточной, они высказывают то, что не проверено ими на опыте, демонстрируя этим, что собственный опыт им и не нужен. Это элементарное  отсутствие здравомыслия. Их бы самих отправить на школьную скамью!

Некоторые критики жалуются, что вальдорфская школа не дает ученикам того, что есть даже в обычной школе — например, отметок в дневниках. Это как, по-вашему, здравое суждение? Надо же выбирать, господа: или-или! Если вам так нравится обычная государственная школа, то и пожалуйста. Но это не есть минус вальдорфской педагогики, что для познания мира и воспитания личности ей не нужны никакие дневники и отметки.

Другие жалуются на вальдорфскую систему из зависти. Вероятно, им хочется, чтобы существующая система образования калечила всех поровну и не было никаких исключений. А то одни дети закончат вальдорфскую школу и вырастут здоровыми, свободными, с развитым кругозором — другие же, которые в эту школу не пойдут, заплатят за свой аттестат умственным переутомлением и душевной усталостью, угрохают свое детство в войне с интеллектуальной системой образования, но не получат за свои страдания никаких преимуществ! Вот где несправедливость! Учение это страдание, это страх перед экзаменами, это принудительная скука и мытарство — думают наши критики — и нельзя допустить, чтобы какие-то вальдорфские школьники всего этого избежали!

Читайте также:  Может ли женатый мужчина развестись ради любовницы?

Все минусы из-за того, что люди не умеют мыслить иначе.

© Михаил Андреев, 2018

Читайте далее: «7 привычек мышления, которые отделяют нас от финансовой и личной свободы»

Поделиться в соц. сетях В Мой Мир

486

Недостатки Вальдорфской системы

Несмотря на явные достоинства Вальдорфской системы в вопросе постепенного и глубокого развития творческого начала у детей, имеются у нее и недостатки. И прежде всего, это слишком позднее, по меркам современного общества, обучение детей письму, счету и чтению. Дело в том, что по канонам данной методики приступать к изучению букв и цифр можно не раньше 7-ми лет, да и то, только в ненавязчивой и непринужденной форме.

Кроме того, вальдорфская методика раннего развития полностью исключает из повседневной жизни ребенка любые фабричные игрушки, телевизор, компьютер, телефон, искусственные материалы в одежде и т.д. То есть, ребенок воспитывается в некотором «вакууме», и встреча с более «продвинутыми» сверстниками в школе может стать для него стрессом.

Плюсы и минусы вальдорфского детского сада

Данные учебные учреждения отличаются от других дошкольных заведений некоторыми специфическими запретами:

  1. Запрет на раннее обучение до 7 лет. Ребенка не нагружают интеллектуальными тренингами. Он должен постигать окружающий его мир только опытным путем и как можно дольше оставаться в собственном образно-абстрактном мире.
  2. Запрет на СМИ. Кинофильмы и различные программы, транслируемые по телевидению, для маленького ребенка являются источником негативной информации. Она разрушает внутренний мир малыша, и он попадает в сильную зависимость к ним.
  3. Запрет на оценивание действий ребенка. Если малыш выполняет какие-либо задания, чтобы только получить от взрослого положительную оценку собственных действий, то он лишается возможности действовать естественно и непринужденно.
Читайте также:  Кто такой социопат? Человек, которому никто не нужен

Применение вальдорфской системы в детском саде имеет свои плюсы и минусы. К плюсам относятся следующие моменты:

  • уважение к личности малыша и его выбору;
  • отсутствие оценки действий ребенка и принуждения;
  • воспитание через подражание и личный пример воспитателей;
  • обучение новым навыкам и умениям происходит естественно и в доверительной обстановке;
  • создание свободного пространства для творческого развития малыша;
  • организация особого здорового ритма в группах;
  • в детском коллективе находятся разновозрастные дети;
  • формирование эстетических способностей малыша и развитие его эмоциональной сферы;
  • в ходе трудовой деятельности формируются у ребенка его волевые качества.

К минусам вальдорфской системы можно отнести следующие моменты:

  • педагоги вальдорфского дошкольного учреждения не учат детей основам письма и счета, поэтому им будет трудно обучаться в традиционной школе;
  • тематика произведений, которую предлагают вальдорфские воспитатели для пересказа детям, ограничена;
  • рекомендуется книги детям не читать, а именно пересказывать сюжет сказки или истории;
  • в основе вальдорфской педагогики лежит антропософия, которую не поддерживает традиционная церковь;
  • сложный процесс адаптации ребенка со сверстниками, посещающие детский сад классического типа.
ОРТГК - на страже вашего здоровья