Сознание, самосознание, личность (человек разумный)

Сознание – высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирования у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности.

Еще по теме Синдромы нарушенного сознания:

  1. Расстройства без нарушения сознания:
  2. Нарушения сознания без гипоперфузии головного мозга:
  3. СОЗНАНИЕ Вы — творец сознания, а оно — действительности.
  4. СИНДРОМ ПОМРАЧЕНИЯ СОЗНАНИЯ
  5. АУРА СОЗНАНИЯ
  6. Классификация видов состояния сознани
  7. ПОТЕРЯ СОЗНАНИЯ, СУДОРОГИ И ГОЛОВОКРУЖЕНИЕ
  8. ИЗМЕНЕННОЕ СОЗНАНИЕ
  9. СПУТАННОСТЬ СОЗНАНИЯ И ДЕМЕНЦИЯ
  10. ПРЕХОДЯЩИЕ ЭНДОКРИННЫЕ НАРУШЕНИЯ И НАРУШЕНИЯ ОБМЕНА ВЕЩЕСТВ, СПЕЦИФИЧНЫЕ ДЛЯ ПЛОДА И НОВОРОЖДЕННОГО (P70-P74)
  11. Глава 23. СПУТАННОСТЬ СОЗНАНИЯ И ДЕМЕНЦИЯ
  12. СОЗНАНИЯ ПОТЕРЯ
  13. СУМЕРЕЧНОЕ ПОМРАЧЕНИЕ СОЗНАНИЯ
  14. Глава 24. ПОТЕРЯ СОЗНАНИЯ, СУДОРОГИ И ГОЛОВОКРУЖЕНИЕ

— Психиатрия — Психология —

— Р—РќРћ — ЭГР— Р—РћР– — — Р›РРљРђР РЎРўР’РННЫРСРРДСТВА — — — — Р РР¤РР РђРўР« — — — —

Сознание

Проблема сознания всегда привлекала пристальное внимание философов, ибо определение места и роли человека в мире, специфики его взаимоотношений с окружающей его действительностью предполагает выяснение природы человеческого сознания. Для философии эта проблема важна и потому, что те или иные подходы к вопросу о сущности сознания, о характере его отношения к бытию затрагивают исходные мировоззренческие и методологические установки любого философского направления.

Сознание — ключевое, исходное философское понятие для анализа всех форм проявления духовной и душевной жизни человека в их единстве и целостности, а также способов контроля и регуляции его взаимоотношений с действительностью, управления этими взаимоотношениями.

Единая проблема всех философских направлений:

  • анализ сознания как специфически человеческой формы регуляции и управления взаимодействием человека с действительностью.

Эта форма характеризуется прежде всего выделением человека как своеобразной реальности, как носителя особых способов взаимодействия с окружающим миром, включая и управление им.

Такое понимание природы сознания предполагает очень широкий спектр вопросов, который становится предметом исследования не только философии, но и специальных гуманитарных и естественных наук: социологии, психологии, языкознания, педагогики, физиологии высшей нервной деятельности, а в настоящее время и семиотики, кибернетики, информатики. Острые и актуальные вопросы современного общественного развития, взаимодействия человека и техники, соотношения научно-технического прогресса и природы, проблемы воспитания, общения людей и т.д., все проблемы современной общественной практики оказываются органически связанными с исследованием сознания.

Важнейшим философским вопросом всегда был и остаются вопросы:

  • об отношении сознания человека к его бытию;
  • о включенности человека, обладающего сознанием, в мир;
  • о тех возможностях, которые предоставляет человеку сознание;
  • о той ответственности, которую налагает сознание на человека.

Бытие человека в мире всегда связано с сознанием, не существует человеческого бытия без сознания, независимого от тех или иных его форм. В контексте человеческой деятельности как целостной системы сознание является ее необходимым условием, предпосылкой, элементом. Разрабатываемые сознанием идеальные планы деятельности, его программы и проекты предшествуют деятельности, но их осуществление обнажает новые «незапрограммированные» слои реальности, открывает новую фактуру бытия, которая выходит за пределы исходных установок сознания. В этом смысле бытие человека постоянно выходит за пределы сознания как идеального плана, программы действия, оказывается богаче содержания исходных представлений сознания. Вместе с тем это расширение «бытийного горизонта» осуществляется в деятельности, стимулируемой и направляемой сознанием.

Если исходить из органической включенности человека в целостность неживой и живой природы, то сознание выступает как свойство высокоорганизованной материи. Отсюда возникает необходимость проследить генетические истоки сознания в тех формах организации материи, которые предшествуют человеку в процессе его эволюции. Важнейшей предпосылкой такого подхода является анализ типов отношения живых существ к среде, в рамках которых в качестве их «обслуживающих механизмов» возникают соответствующие регуляторы поведения. Развитие последних предполагает формирование телесных органов, благодаря которым осуществляются процессы психики и сознания — нервной системы и ее наиболее высокоорганизованного отдела — головного мозга. Однако определяющим фактором в развитии этих телесных органов является та реальная жизненная функция, на которую работают эти органы. Человек сознает при помощи мозга, но сознание — не функция мозга самого по себе, а функция определенного, специфического типа взаимоотношения общественно развитого человека с миром.

Если учитывать эту предпосылку, то сознание с самого начала является общественным продуктом. Оно возникает и развивается в совместной деятельности людей, в процессе их труда и общения. Вовлекаясь в эти процессы, люди вырабатывают соответствующие представления, установки, нормы, которые вместе с их эмоциональной окраской составляют содержание сознания как специфической формы отражения. Это содержание и закрепляется в их индивидуальной психике.

Сознание – способность идеального воспроизведения действительности в мышлении. Сознание выполняет функцию социальной памяти человечества, вырабатывая некоторые схемы воспроизводства накопленного человечеством опыта. Возникновение и развитие сознания неразрывно связано с развитием языка как материального воплощения норм сознания.

Читайте также:  Дидаскалейнофобия («страх школы»): причины, симптомы и лечение

Формы сознания:

  1. индивидуальная (личная);
  2. общественная.

Общественное сознание – отражение общественного бытия; формы общественного сознания – наука, философия, искусство, нравственность, религия, политика и т. д.

Клинические проявления

Патологическое заболевание приводит к полному расстройству сознания. Человек не понимает кто он, где он находится и что он делает.

Пациент не различает своих близких, окружающих, не способен распознать вопросы, которые обращены к нему. Период заболевания аменцией сопровождается следующими симптомами:

  • продуктивный контакт с окружающим миром не возможен;
  • пациент не может строить полные предложения, связывать их по смыслу;
  • пострадавший с различной громкостью произносит бессмысленные отдельные слова с многократным повтором;
  • нарушена способность синтезировать, пациент неспособен связывать события, предметы между собой;
  • из-за обмана чувств, проявления бредовых эмоций и галлюцинаторных переживаний, пациент перебывает в состоянии растерянности, пугливости, неуверенности, беспомощности;
  • внимание больного не сосредотачивается долгое время на одном объекте, любой новый звук переключает внимание с одного объекта на другой;
  • эмоции неадекватные, беспорядочно быстро перемежающиеся;
  • больной в одну минуту может смеяться и плакать, быть чрезмерно интересующимся и безразличным к окружающим;
  • наблюдаются депрессии, которые не связаны с внешними событиями;
  • времяпрепровождение в постели может сопровождаться активными взмахами, вращениями, вздрагиваниями, изгибами руками, ногами и длительными ступорами;
  • двигательная активность в постели может чередоваться с длительными ступорами;
  • возникает отдельная минутная двигательная активность;
  • больной может трогать, хватать, отталкивать предметы, не осознавая их значения.

После полного излечения заболевания пациент забывает весь неадекватный период заболевания. Из-за отказа от пищи, длительная аменция может привести к полному истощению организма. В детском возрасте аментивный синдром неглубокий и непродолжительный. Полного расстройства сознания у детей не наблюдают. Ребенок беспокоится, постоянно расстроенный, отвлекается, не способен ориентироваться в происходящем. Контакт удается наладить, но не на долгое время.

Ребенок не полностью понимает смысл обращений к нему, это приводит к неправильным реакциям на них.

Разделение и симптомы расстройств сознания

Нарушения сознания делят на две основные категории: количественные и качественные расстройства сознания.

Количественные нарушения сознания – это такие, в ходе которых происходит изменение восприятия реальности и собственной личности. Самым легким в этой группе является неясность сознания. Пациенты в таком состоянии испытывают лёгкую растерянность, небольшую дезориентацию.

Более серьезными являются симптомы, связанные с патологической сонливостью, в ходе которой пациенты в состоянии отвечать на задаваемые вопросы, однако, может возникнуть необходимость многократного повторения их, прежде чем ответ будет получен.

Среди количественных расстройств сознания выделяются также такие, при которых словесный контакт с пациентом вообще не возможен. Одним из них является сопорное состояние, когда  пациенты реагируют только на болевые раздражители.

Как можно догадаться, тяжелой проблемой является состояние комы, при которой пациенты не только перестают реагировать на факторы, обычно вызывающие боль, но и происходит исчезновение физиологических рефлексов.

Отдельным типом являются качественные нарушения сознания. Они подразделяются на четыре симптоматические группы.

Синдром бреда

У пациентов нарушается умственная ориентация, то есть осознание окружающего мира. Пациенты могут не знать, где они находятся, какой сейчас день недели или месяц.

Ориентация в собственной личности (например, пол, возраст), т.е. аутопсихическая ориентация, чаще всего сохраняется.

При синдроме бреда больные могут испытывать галлюцинации, изменения также касаются их активности – начиная от замедления до чрезмерной активности. Случается, что пациенты нервничают, и становятся даже агрессивными, могут испытывать проблемы памяти.

Онейроидный синдром

Онейродный синдром – ещё одно качественное расстройство сознания. Больные с этой проблемой испытывают сложные галлюцинации, которые управляют их действиями – поведение пациентов может быть таким, как будто они играют роль в каком-то фильме.

Другими проявлениями онейродного синдрома бывают нарушения памяти и психомоторной активности.

Обнубиляция

Довольно интересный с точки зрения симптомов синдром обнубиляции. Характеризуется значительным изменением сознания и нарушениями мышления (то есть изменением темпа мыслительных процессов).

Больные могут испытывать колебания настроения, которое часто зависит от возникающих у них симптомов (бреда и галлюцинаций).

Бредовая растерянность

Последним типом качественного нарушения сознания является синдром спутанности сознания. В его ходе происходит нарушение ориентации как внутренней, так и внешней – пациенты не знают, где и кто они.

С пациентом с бредовой растерянностью невозможен словесный контакт. Заметными могут быть беспорядочные двигательные действия (например, собирание постельного белья).

После стабилизации клинического состояния пациент не помнит событий периода, в котором он находился в состоянии синдрома спутанности сознания.

Сознание и самосознание

Понятие сознание человека применяется и в контексте самосознания. Свойства сознания в том, что оно как личностное ядро человека, вмещает в себе чувства, ощущения, мысли и эмоции. Значение самосознания в том, что оно является отношением человека к самому себе. Выходит, что оба понятия являются частями единого целого.

Если оглянутся на историю человечества, то первобытные люди имели только недоразвитое осведомление, которое развивалось поэтапно. Начиналось с того, что человек ощущал свое тело на физическом уровне, понимал ограничение его способностей. После исследования своего тела он начал исследовать внешний мир, от этого его ум обрел новую информацию, что стимулировало его развитие. Чем больше человек знакомится с разными предметами, тем больше он умеет находить их отличия и познавать новые свойства.

Читайте также:  Как жить без мужа. Как жить и что делать, если муж ушел

Сформированность самосознания, произошло еще немного позже. Сначала человеком руководили только врожденные инстинкты (размножения, самосохранения). Благодаря самосознанию человек сумел подняться над таким примитивизмом, и поспособствовало этому появление иерархичности в сообществах. Каждая группа имела вождя, которого все слушали, выполняли его указания, принимали критику и похвалы. Таким образом, люди становились выше своих инстинктов, потому что начали делать что-то не конкретно для себя одного, а для целой группы и вождя. Такое проявление самосознания в наружном мире, а не внутри сознания человека. Еще позже индивидуум начинал слушаться собственного голоса и действовать по отношению к «услышанному», это позволило ему подняться выше инстинктов, мимолетных желаний и других факторов, которые мешали личностному развитию.

В развитии современного человека формирование сознания и самосознания появляется также поэтапно. Сначала ребенок постепенно осознает себя, потом оказывается под руководством взрослых. Позже внешние руководители заменяются внутренними. Но такое развитие дошло не до всех. В неразвитых странах, есть такие люди, живущие все еще по прежнему инстинкту.

Без самосознания человек не может идти далее в своем личностном развитии, достигать целей, ладить с окружающими людьми, становиться успешным. С помощью самосознания человек видит и делает свою жизнь такой, как ему хочется. Все успешные люди владеют этим свойством. Иначе они не смогли бы стать разумными, развить интеллект.

Кстати, часто сравниваются такие категории, как сознание и интеллект. Многие люди считают, что если есть сознание, то это также говорит об интеллекте, но эти категории имеют разное значение. Интеллектуальный человек не всегда сознателен. Уровень сознательности у не очень образованных людей может быть выше. Поэтому сознание и интеллект – нетождественные понятия. Но с помощью самосознания происходит развитие интеллектуальных возможностей. Свойства самосознания и сознания – составляют жизнь современного человека, помогают ему в обретении свободы, иначе она бы осталась только в рамках желаний.

Виды эмоциональных процессов и состояний

Эмоции– особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний приятного процесс и результаты практической деятельности, направленной на удовлетворение его актуальных потребностей. Поскольку все то, что делает человек, в конечном счете служит цели удовлетворения его разнообразных потребностей, постольку любые проявления активности человека сопровождаются эмоциональными переживаниями.

Эмоции, утверждал Ч. Дарвин, возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей.

Эмоциональные ощущения биологически в процессе эволюции закрепились как своеобразный способ поддержания жизненного процесса в его оптимальных границах и предупреждают о разрушающем характере недостатка или избытка каких-либо факторов.

Самая старая по происхождению, простейшая и наиболее распространенная среди живых существ форма эмоциональных переживаний – это удовольствие, получаемое от удовлетворения органических потребностей, и неудовольствие, связанное с невозможностью это сделать при обострении соответствующей потребности.

Основные эмоциональные состояния, которые испытывает человек, делятся на собственно эмоции, чувства и аффекты. Эмоции и чувства предвосхищают процесс, направленный на удовлетворение потребности, имеют идеаторный характер и находятся как бы в начале его. Эмоции и чувства выражают смысл ситуации для человека с точки зрения актуальной в данный момент потребности, значения для ее удовлетворения предстоящего действия или деятельности. Эмоции могут вызываться как реальными, так и воображаемыми ситуациями. Они, как и чувства, воспринимаются человеком как его собственные внутренние переживания, коммуницируются, т.е. передаются другим людям, сопереживаются.

Чувства– высший продукт культурно-эмоционального развития человека. Они связаны с определенными входящими в сферу культуры предметами, видами деятельности и людьми, окружающими человека.

Чувства выполняют в жизни и деятельности человека, в его общении с окружающими людьми мотивирующую роль. В отношении окружающего его мира человек стремится действовать так, чтобы подкрепить и усилить свои положительные чувства. Они всегда связаны с работой сознания, могут произвольно регулироваться. Проявление сильного и устойчивого положительного чувства к чему-либо или к кому-либо называется страстью. Устойчивые чувства умеренной или слабой силы, действующие в течение длительного времени, именуются настроениями.

Аффекты– это особо выраженные эмоциональные состояния, сопровождаемые видимыми изменениями в поведении человека, который их испытывает. Аффект не предшествует поведению, а как бы сдвинут на его конец.

Развитие аффекта подчиняется следующему закону: чем более сильным является исходный мотивационный стимул поведения и чем больше усилий пришлось затратить на то, чтобы его реализовать; чем меньше итог, полученный в результате всего этого, тем сильнее возникающий аффект. В отличие от эмоций и чувств аффекты протекают бурно, быстро, сопровождаются резко выраженными органическими изменениями и двигательными реакциями.

Аффекты, как правило, препятствуют нормальной организации поведения, его разумности. Они способны оставлять сильные и устойчивые следы в долговременной памяти. В отличие от аффектов работа эмоций и чувств связана по преимуществу с кратковременной и оперативной памятью. Эмоциональная напряженность, накапливаемая в результате возникновения аффектогенных ситуаций, может накапливаться и, если ей вовремя не дать выхода, привести к сильной и бурной эмоциональной разрядке, которая, снимая возникшее напряжение, часто сопровождается чувством усталости, подавленности, депрессией.

Читайте также:  Как выйти из созависимых отношений? Пошаговый план действий

Страсть– еще один вид сложных, качественно своеобразных и встречающихся только у человека эмоциональных состояний. Страсть представляет собой сплав эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета (человека).

считал, что в эмоциональных проявлениях личностиможно выделитьтри сферы: ее органическую жизнь, ее интересы материального порядка и ее духовные, нравственные потребности. Он обозначил их соответственно как органическую (аффективно-эмоциональную) чувствительность, предметные чувства и обобщенные мировоззренческие чувства. Каффективно-эмоциональнойчувствительности относятся, по его мнению, элементарные удовольствия и неудовольствия, преимущественно связанные с удовлетворением органических чувствасвязаны с обладанием определенными предметами и занятиями отдельными видами деятельности. Эти чувства соответственно их предметам подразделяются на материальные, интеллектуальные и эстетические. Они проявляются в восхищении одними предметами, людьми и видами деятельности и в отвращении к чувствасвязаны с моралью и отношениями человека к миру, социальным событиям, нравственным категориям и ценностям.

Нарушения сознания: причины, виды, симптомы, способы лечения. Сопор – что это такое?

Количественные расстройства подразумевают определенную степень тяжести (глубину) произошедшего сбоя в психическом и физическом функционировании организма. При этом наиболее тяжелому отклонению могут предшествовать менее серьезные виды нарушений. В этой группе присутствуют следующие виды расстройства:

  • синдром оглушения сознания, также именуемый оглушение;
  • сопор;
  • кома.

Синдром оглушения сознания

Оглушение чаще всего является начальной стадией полной потери сознания. При несвоевременном и неправильном лечении расстройство чревато переходом в сопор и коматозное состояние.

Ведущий симптом оглушения – существенное повышениеуровня восприятия всех раздражителей окружающей среды. Характерный признак синдрома – обеднение психической деятельности индивидуума. Человек пребывает в сонливом состоянии. Иногда могут наблюдаться всплески психической активности. Обедняется мимика человека. Больной вялый и пассивный, он очень быстро утомляется.

Ухудшается способность к ориентации в пространстве и времени. Восприятие собственного «Я» изменений не претерпевает. При полном сохранении речевого контакта, больной с трудом понимает адресованные ему вопросы. Он дает ответ, как правило, однозначный, спустя некоторое время после услышанного вопроса. Нередко требуется дополнительная стимуляция в виде обращений к пациенту по имени.

Подвидом синдрома оглушения выступает обнубиляция – легкая степень расстройства, напоминающая симптомами алкогольное опьянение. Больной указывает, что его сознание «затуманено», и он воспринимает действительность через пелену. В этом состоянии человек становится рассеянным и невнимательным, и усилиями воли старается включиться в действительность.

Еще одной разновидностью оглушения выступает сомолентность – состояние, похожее на период между сном и бодрствованием. Пребывая в полудреме, индивидуум демонстрирует минимальную активность. Пациент лежит неподвижно с закрытыми глазами. При этом нарушении сознания больной способен дать верные ответы на простые вопросы, однако более сложные обращения он не понимает.

Лечение синдрома оглушения сознания направлено на устранение симптомов основного соматического заболевания, поскольку причины данного расстройства – эндогенные интоксикации.

Группа вторая. Качественные нарушения

Качественные расстройства указывают на то, какой конкретно сбой произошел в физическом и психическом состоянии на существование различных видов расстройств, практически все качественные нарушения сознания соответствуют следующим признакам:

  • отрешенность больного от окружающей среды;
  • неспособность адекватно воспринимать действительность;
  • дезориентировка в пространстве, времени, окружающих лицах, собственной личности;
  • ухудшение качества мышления, его бессвязность и нелогичность;
  • полная или частичная потеря памяти на события, произошедшие при помрачении сознания.

В данной группе нарушений сознания представлены следующие виды.

Сумеречное состояние

Сумеречное состояние сознания характеризуется неспособностью индивидуума ориентироваться правильно в окружающей среде. Больной отрешен от реальной жизни.

Его поведение соответствует характеру возникающих галлюцинаций, которые чаще всего имеют устрашающее и угрожающее содержание. При этом расстройстве субъект демонстрирует агрессивное поведение и может причинить вред окружающим людям.

О том, что с ним происходило во время сумеречного состояния сознания, больной не помнит.

Аура сознания

Аура сознания представляет собой кратковременное обратимое нарушение физиологического и психического состояния. Эпизоды этого расстройства длятся несколько секунд. В период нарушения сознания больной демонстрирует различные вегетативные, психотические, поведенческие симптомы. По окончанию ауры возникает амнезия на произошедшие события.

Амбулаторный автоматизм

Данное состояние описано в литературе, как фуга или состояние транса. Основной признак амбулаторного автоматизма – непроизвольное бесцельное блуждание, перемещения на далекие расстояния от дома, заранее незапланированные путешествия. Реальную картину мира больной воспринимает неотчетливо и смутно.

Он не понимает, куда он двигается, с какой целью он проделывает путь. При воздействии внешних раздражителей субъект показывает стандартные автоматические реакции. По окончанию эпизода расстройства больной погружается в глубокий сон. О том, что с ним происходило в состоянии транса, человек не помнит.

Описание

Возникает обычно внезапно, продолжается недолго и внезапно заканчивается, поэтому это расстройство называется транзиторным, скоропреходящим[1].

Сопровождается речедвигательным возбуждением или внешне упорядоченным поведением, аффектом страха, тоски, злобы, острым образным бредом и внезапным наплывом галлюцинаций[1]. Галлюцинации обычно устрашающего содержания (преимущественно зрительные). Возникающие при этом бредовые идеи (чаще преследования, реже величия) определяют поведение больного.

Длительность состояния помрачения сознания у эпилептиков довольно долгая — до нескольких суток[2].

Характерно полное забывание периода помрачённого сознания (тотальная амнезия). При данном расстройстве, в отличие от делирия и онейроида, отсутствуют даже воспоминания о субъективных переживаниях[1].

ОРТГК - на страже вашего здоровья