Социальная дезадаптация детей и подростков, синдром госпитализма

Нарушения приспособительных реакций представляют собой не ярко выраженные и протекающие в более мягкой форме психогенные депрессии или тревожно-фобические расстройства. На основании доминирующих симптомов выделяют отдельные виды расстройств адаптации, при которых у больных преобладают признаки:

Психологический стресс, адаптация и дезадаптация

 Адаптацией (от лат. adaptare — приспособлять) называется процесс эффективного взаимодействия организма со средой. Этот процесс может осуществляться на разных уровнях (биологическом, психологическом, социальном).

На психологическом уровне адаптация осуществляется посредством успешного принятия решений, npоявления инициативы, принятия ответственности, антиципации результатов предполагаемых действий и т. д. Ж. Пиаже (1969) рассматривал адаптацию в качестве одн го из главных процессов интеллектуального развития ребенка.

В адаптации им были выделены две составляющие — аккомодация и ассимиляция. Аккомодация определялась Пиаже как перестройка механизмов умственной активности с целью усвоения новой информации, а ассимиляция — как присвоение внешнего события и преобразование его в мысленное.

Иными словами, адаптация предполагает, что, во-первых, происходит приобретение знаний, умений и навыков, компетентности и мастерства, и, во-вторых, изменяется психическая организация человека — когнитивные (сенсорные, перцептивные, мнемические и др.) и личностные (мотивация, целеполагание, эмоции и др.) процессы.   

Социальная адаптация — это процесс эффективного взаимодействия с социальной средой. Она соотносится с социализацией — процессом взаимодействия с социальной средой,  в ходе которого индивид овладевает механизмами социального поведения и усваивает его нормы, имеющие адаптивное значение.

Состояние взаимоотношений личности и  группы, когда личность без длительных внешних и внутренних конфликтов продуктивно включается в ведущую деятельность, удовлетворяет основные социогенные потребности, идет навстречу ролевым ожиданиям, которые предъявляет к ней группа, переживает состояние самоутверждения и свободы выражения творческих способностей, называется социально-психологической адаптированностью.

Читайте также:  Личное пространство: любым отношения нужен «воздух»

Конструктивные механизмы позволяют адекватно реагировать на изменение социальных условий жизни, используя возможность осуществлять оценку ситуации, анализ, синтез и прогноз событий, антиципацию последствий деятельности. М. И. Бобнева (1978) выделила следующие механизмы адаптации:

– социальное воображение — способность понимать свой опыт и определять свою судьбу, мысленно помещав себя в реальные рамки данного периода развития общества, и осознавать свои возможности;

– социальный интеллект — способность усматривать и улавливать сложные отношения и зависимости в социальной среде;

– реалистичную направленность сознания;

– ориентировку на должное.

Психологический стресс, адаптация и дезадаптация

Защитные механизмы представляют собой систему адаптивных реакций личности, позволяющую снижать тревожность, обеспечивающую целостность «Я-концепции» и устойчивость самооценки благодаря удержанию соответствия между представлениями об окружающем мире и представлениями о себе.

Наряду с различными формами адаптации существует явление дезидаптации.

Дезадаптацией называется процесс, который приводит к нарушению взаимодействия со средой, усугублению проблемной ситуации и сопровождается межличностным и  внутриличностными конфликтами.

Диагностическими критериями дезадаптации являются нарушения в профессиональной деятельности и в межличностной сфере, а также реакции, выходящие за пределы нормы и ожидаемых реакций на стресс (агрессия, депрессия, аутизм, тревожность и др.). 

Дезадаптация — процесс, который приводит к нарушению взаимодействия со средой. 

Причинами возникновения состояния дезадаптированности являются:

1) пережитый психосоциальный стресс, вызванный разводом, пpoфeccиoнaльными проблемами, хроническими заболеваниями и др.;

2) пережитые экстремальные ситуации — травматические ситуации, в которых человек участвовал непосредственно как свидетель, если они были связаны с восприятием смерти или реальной ее угрозы, тяжелых травм и страданий других людей  (или своей собственной), испытывая при этом интенсивный страх, ужас, чувство беспомощности (подобные ситуации вызывают особое состояние — посттравматическое стрессовое расстройство);

3) неблагополучное включение в новую социальную ситуацию или нарушение устоявшихся взаимоотношений в группе.

3. Соматизация как механизм психологической защиты, особенности депрессивного синдрома.

Одним из механизмов психологической защиты является соматизация.

Причины социальной дезадаптации

Нарушения социальной адаптации происходят в результате следующих факторов:

  • эмоциональная депривация и социальная изоляция в детстве;
  • дисгармоничное развитие детей, воспитывающихся в интернатах, детских домах и т.д., то есть в институционализированных учреждениях;
  • педагогическая и социальная запущенность;
  • неудачная социализация в семье и, как следствие, формирование акцентуаций характера;
  • деформированные родительско-детские отношения;
  • формирование личности в антисоциальном окружении;
  • развитие аддиктивных форм поведения;
  • психические расстройства, как следствие нарушенных родительско-детских отношений.
Читайте также:  Сенсерная депривация – что это простыми словами, примеры

Нарушения социальной адаптации проявляются в следствие нарушенной или неудачной социализации, действия негативных психологических механизмов

Замечание 2

Социально-психологическая дезадаптация развивается при биологических и физических нарушениях (заболевания нервной системы, травмы головного мозга, инфекционные заболевания, сопровождающиеся высокой температурой и интоксикацией); нарушениях психологического характера (акцентуации характера, особенности нервной системы – излишнее возбуждение, слабость, нарушение волевых процессов и т.д.); социальных нарушениях (отвержение ребенка, неправильное воспитание, попадание во враждебную или непривычную обстановку).

На формирование психопатий, акцентуаций, аномалий иного характера большое влияние оказывает семья.

Формирование психопатий может осуществляться следующим образом (О.В. Кербиков): посредством усвоения и подражания форм поведения взрослых; в результате закрепления негативных реакций; через непосредственное культивирование аномальных черт характера у ребенка.

Если в семье отсутствуют чувства привязанности и тепла, наблюдаются негативные действия (невыполнение обещаний, несправедливые упреки, ущемление нормальных желаний и т.д.), культивируется чувство вины перед родителями, то происходит нарушение социализации, формирование неврозов, развивается социальная дезадаптация.

Социально-психологическая дезадаптация, или неприспособленность в личных отношениях

Дезадаптация в паре — очень интересное и малоизученное понятие. Малоизученное в смысле как раз классификации, поскольку проблемы дезадаптации зачастую волнуют родителей по отношению к их детям и практически всегда игнорируются по отношению к ним самим.

Тем не менее, хотя и редко, данная ситуация может возникнуть, ведь за это в ответе дезадаптация личности — обобщенный термин нарушений приспособленности, как нельзя лучше подходящий для использования здесь.

Социально-психологическая дезадаптация, или неприспособленность в личных отношениях

Дисгармония в паре — одна из причин расставаний и разводов. К ней относятся несовместимость характеров и взглядов на жизнь, отсутствие взаимных чувств, уважения и понимания. Вследствие этого появляются конфликты, эгоистичное отношение, жестокость, грубость. Отношения становятся «больными», особенно если из-за привычки никто из пары не собирается отступать.

Читайте также:  Деменция — приобретенное поражение интеллекта

Психологи также заметили, что в многодетных семьях такая дезадаптация проявляется редко, зато ее случаи учащаются, если пара живет вместе с родителями или другими родственниками.

Классификация. Подвиды психосоциальной дезадаптации

В зависимости от причин и факторов условно можно составить следующую классификацию психосоциальной дезадаптации:

  • Социально-бытовая. Человека могут не устраивать новые условия быта.
  • Правовая. Человека не устраивает его место в социальной иерархии и/или в обществе вообще.
  • Ситуационно-ролевая. Кратковременная дезадаптация, связанная с неподходящей социальной ролью в определенной ситуации.
  • Социокультурная. Неспособность принять менталитет и культуру окружающего социума. Чаще проявляется при переезде в другой город/страну.
ОРТГК - на страже вашего здоровья