Синдром патологического фантазирования у детей

— склонность больного психозом или пациента с психопатией к сочинению неправдоподобных историй, в которые он верит. Приводится по психиатрическому энциклопедическому словарю, Й. Стоименов, М. Стоименова, П. Коева, П. Попова, Л. Стоименова

Рубрики

  • Мультфильмы4
  • Наука и Практика1
  • Симптом-синдром32
    • Аддикции2
    • Аутизм2
    • Аффективные расстройства5
    • Гебоидный синдром2
    • Девиантное поведение7
    • Личностные расстройства6
    • Патологическое фантазирование1
    • Психическое здоровье7
    • Психосоматика1
    • Психотравма7
    • Расстройства пищевого поведения1
    • Суицидальное поведение7
    • Умственная отсталость1
    • Шизофрения3
    • Эпилепсия1
  • Фильмы31
  • Характеры21
    • Авторитарно-напряженный (эпилептоидный)4
    • Возбудимые3
    • Демонстративный (истероидный)3
    • Дефензивные4
    • Замкнуто-углубленный (аутистический, шизоидный)4
    • Неустойчивый2
    • Педантичный (ананкаст)1
    • Полифонический3
    • Синтонный (циклоидный, сангвинический)6
    • Тормозимые5
    • Тревожно-сомневающийся (психастенический)2

Вопрос нормы и патологии

Патологическое фантазирование обнаруживается у детей любого возраста, что говорит о невозможности отнести его проявления к какому-либо конкретному уровню развития или реагирования нервной системы. Но не будем упускать из виду, что фантазируют и здоровые дети, а их фантазийные переживания нагляднее всего проявляются в играх и детских историях.

Таким образом представляется необходимым провести грань между условной нормой и патологией.

С чем связана такая ирреальность мышления ребенка, при котором реальное переплетается с выдуманным?

  • Во-первых, слабая развитость психической сферы детей и неоформленная синтетическая деятельность приводит к «примеси» фантазий.
  • Во-вторых, мышление ребенка конкретно и ситуативно, дети еще не умеют оперировать отвлеченными образами и понятиями. Отсутствие абстрактных форм мышления и приводит к размыванию границ между реальным и выдуманным, ведь именно такая форма мышления буквально обуздывает фантазию здорового взрослого.

Именно такая легкость перехода ребенка из мира реального в мир выдуманный обуславливает не только нормальное, здоровое игровое фантазирование (идентификацию с персонажем, например, в ролевой игре «дочки-матери»), но и переход за грань нормы, при наличии отклонений в развитии психической сферы малыша.

Чем же отличается здоровая фантазия от заостренных патологических переживаний?

Фантазийные переживания тесно связаны с реальной ситуацией (игры – прим. автора), они гибки и лабильны, легко сменяются и подавляются, в то время, как фантазийный мир больного ребенка «закостенел», вывести ребенка из такого состояния практически невозможно. Переживания больного ребенка оторваны от наличной ситуации, бывают причудливы и сопровождаются нарушениями поведения и даже частичной дезадаптацией.

Накопленные сведения детских психиатров показывают, что патологическое фантазирование – если оно имеет место – развивается вместе с ребенком, изменяя свои формы и проявления. Связано это, безусловно, с тем, что развивается кора головного мозга, совершенствуется психическая сфера и, соответственно, меняются формы воображения и фантазирования.

Раннее и далекое от реальности детское воображение перерождается в новом обличии и принимает форму вербальную (словесно-логическую).

Симптомы психологических расстройств

К тревожным симптомам, на которые стоит обратить внимание взрослым, относятся:

  • навязчивые состояния, тики;
  • беспочвенные страхи;
  • тревога и расстройства на их почве;
  • агрессивность;
  •  отказ от установленных правил;
  • частая смена настроения;
  • детская шизофрения;
  • замедленность в действиях, необычные телодвижения;
  • нарушения в мышлении;
  • полный отказ или снижение интереса к активным играм.

В некоторые периоды взросления (возрастные кризисы) подверженность нервным и психическим расстройствам повышается. Психологические нарушения до 1 года могут быть обусловлены ограничением круга потребностей, которые требуют удовлетворения (боль, голод, справление естественных нужд).

Синдром патологического фантазирования у подростков

Патологическое и непатологическое фантазирование являются разнородными явлениями и их правильная квалификация существенна в  плане судебно-психиатрической и лечебно-профилактической тактики.  Вместе с тем, до настоящего времени не проведена четкая граница между патологическим и непатологическим фантазированием.

Целью настоящего исследования явилось выделение характеристик, свойственных патологическому и непатологическому фантазированию.

Материалом для исследования послужили сведения из медицинской документации и результаты собственного обследования подростков, наблюдающихся врачами-психиатрами и психологами на территории Могилевской области.  В исследование включено 37 случаев патологического фантазирования у подростков.

Читайте также:  Ученые обнаружили новые подходы к лечению шизофрении

На нашем материале синдром патологического фантазирования редко встречался в изолированном виде, чаще сочетался с другими психопатологическими образованиями.

По нозологической принадлежности большинство наблюдений распределились в три группы: пациенты, страдающие шизофренией (15%), пациенты с признаками формирования расстройств личности (65%), пациенты с наличием в анамнезе признаков органического поражения центральной нервной системы(15%).

Развитию синдрома патологического фантазирования способствовало наличие в допубертатном возрасте аффективных нарушений(65%), сверхценных образований(20%), нарушений влечения(15%). Нарушения развития отмечались в виде выраженного психофизического инфантилизма (65%), или дисгармоничного ускоренного развития с асинхронией в виде акселерации (25%).

В наших наблюдениях коморбидными аффективными расстройствами были или кратковременные дисфорические реакции с бурными аффективными разрядами (55%), или кратковременные депрессивные состояния (фантазии возникали с целью отвлечься от сниженного настроения) (25%).

Все же в большинстве случаев коморбидными фантазированию были истинные расстройства влечения, нередко носившие неодолимый, импульсивный характер. По вариантам они распределялись следующим образом: агрессивно-садистические влечения (25%), дромомания(35%), сексуальные влечения (25%), аутоагрессивные влечения (10%).

Сверхценные образования были представлены преимущественно стремлением к мести, самоутверждению, сверхценными интересами. 

Непатологические фантазии являлись непосредственным выражением способности ребенка к образному мышлению и в большинстве случае являлись возрастным эквивалентом влечений. Эта способность обязательно присуща детскому возрасту.

В период 3-6 лет фантазии тесно связаны с игровой деятельностью и характеризовались образностью, включением в игру, неустойчивой произвольностью, неочертанностью границ между воображением и реальным миром.

Синдром патологического фантазирования у подростков

В возрасте 7-12 лет и в пубертатном возрасте непатологические фантазии характеризовались усилением их произвольности с легкостью перехода в реальный мир, усилением целевой направленности воображения, ослаблением образного компонента в вымыслах с нарастанием их осознанности и критического отношения. 

Обобщая результаты исследования, можно дать характеристику патологическому и непатологическому фантазированию.

Непатологические фантазии отражают естественную возрастную незрелость, не теряют связи с реальностью, возникают и заканчиваются произвольно, не приводят к неадекватным поступкам, не сопровождаются нарушениями социальной адаптации.

Признаками патологического фантазирования является их выраженное доминирование в сознании, готовность подростка к  перевоплощению в вымышленные образы, появление расстройств поведения, соответствующих содержанию фантазий, нарушение критики.

Факторами, способствующими патологизации фантазирования, являются дизонтогенетические нарушения, психогении, наличие коморбидных психопатологических синдромов.

Читайте также:  Как не влюбиться в любовника: особенности и советы

Дифференцирование патологических фантазий в рамках различных нозологических форм позволяют выделить: 1) фантазии при шизофрении – являются патологическими с детства,  характеризуются вычурностью, стереотипностью, интравертированностью, на высоте развития сопровождаются элементами синдрома Кандинского-Клерамбо, явлениями дереализации и деперсонализации; 2) фантазии при личностных расстройствах осознанны, экстравертированы и отражают стремление к самоутверждению; 3) фантазии при органических поражениях головного мозга более примитивны, ригидны, отличаются агрессивно-садистическим характером.

 Белянин В.Г., Романович О.В.,  Сараева Н.В.

Управление по Могилевской области

Государственной службы медицинских судебных экспертиз РБ,

УЗ «Могилевская областная психиатрическая больница»

Фантазия помогает ребенку пережить разлуку с близкими друзьями

Переезд в другой район или другой город — для взрослых это стресс, а для ребенка — настоящий удар. Ведь в родном доме и садике остались его лучшие друзья, с которыми он каждый день играл на детской площадке. А переехав в чужое место, он чувствует себя грустно и одиноко, замыкается в себе и практически ни с кем не общается, не играет с любимыми игрушками и не смотрит мультики.

Вам может быть интересно: Как работать с недостатками своей внешности.

Фантазируют все дети. Зачастую это огорчает их родителей, поскольку иногда отличить фантазию от реальности очень сложно. Что же такое фантазии? Нужно ли их поощрять? Запрещать? Как определить где ложь, а где выдумка?

Мир детской фантазии невероятно многообразен. Из таких мечтателей вырастают скульпторы, художники, дизайнеры, писатели, композиторы. Не будь фантазии, не развивалась бы наука, и нашим уделом был бы каменный век. Человек увидевший в обыкновенном камне палку-копалку был наверняка фантазером. А наши сказки? Ковер-самолет, печка-самоходка… Ну, чем не космический корабль и автомобиль? Не имея воображения, нынешний школьник не усвоит ни одного предмета, поскольку не смог бы оперировать абстрактными понятиями. Однако в мире детской фантазии не все радужно. Есть у нее и «темная» сторона. Это ложь, фантазии, растущие из агрессии, детских страхов. В светлой головке дошкольников живет много того, что способно сильно удивить родителей. Речь идет о двух сторонах фантазии и разделяющей их грани.

ОРТГК - на страже вашего здоровья