Развитие мышления у детей дошкольного возраста

Одну из самых важных ролей в становлении сознания ребенка играет развитие мышления. Уже в дошкольном возрасте закладываются основы формирования индивидуального восприятия жизни, включающие в себя познавательные процессы, развитие логики и особенности личности.

Особенности мышления детей с нарушениями речи

Уже на раннем этапе развития ребенка с нарушениями речи наблюдается темповая задержка формирования психических процессов, и в первую очередь мышления. Полученный практический опыт из повседневного манипулирования предметами и восприятия явлений хуже обобщается и фиксируется в его сознании, ему сложно вычленять правильное решение из нескольких ошибочных попыток. По этой причине в дальнейшем ему тяжело решать какие-то задачи в уме, опираясь на перенос способа действия. О чем я говорю, давайте рассмотрим на примере.

Представьте ребенка, пробующего соединить разрезанную на три части картинку с изображением цыпленка. Нормотипичный малыш, повернув несколько раз детальки, быстро найдет подходящие стороны, в крайнем случае, он запомнит шаблон выполнения, который покажет взрослый. Ребенок с нарушениями мышления и речи вряд ли сообразит, даже прокрутив 20 раз две детальки между собой, какой вариант сложения дает полное изображение. И не факт, что после оказания помощи он усвоит материал и в следующий раз сделает все верно.

Особенности мышления детей с нарушениями речи

К сожалению, такие детки не достаточно анализируют свои действия и речь взрослых для нормального планирования. У них плохо связаны между собой все три важных компонента: действие – образ – речь. Оттого и представления формируются фрагментарно и разрозненно. Соответственно, замедляется темп развития логики, страдает познавательный интерес, и ребенок попросту отстает в развитии, не будучи при этом умственно отсталым.

Краткая характеристика мышления детей с нарушениями речи

В общих чертах особенности мышления и мыслительных операций у ребенка с нарушенным развитием речи выглядит примерно так:

Особенности мышления детей с нарушениями речи
  • он плохо различает, сравнивает похожие предметы (задания на поиск сходств и отличий, распределение по цветам, сбор в классификации);
  • слабо устанавливает общие признаки, делает сериацию (те же классификации, распределение по размерам и формам, игры «назвать одним словом», «четвертый лишний», расставление предметов в определенном порядке и т.д.);
  • плохо обучается счету, знаково-символическим изображениям, не понимает пространственно-временные понятия, абстрактные смыслы;
  • теряет связь в сложных цепочках, где взаимосвязаны несколько событий и операций (найди только овощи и распредели их по цветам в разные стороны);
  • хуже конкретизирует (что ты знаешь о кошках), абстрагируется (покажи только овальные игрушки), анализирует (из каких фигур состоит домик), синтезирует (составь домик из данных фигур);
  • хуже усваивает информацию из речи окружающих.

Посмотрите на картинку ниже. Обычный ребенок 4-5 лет сможет легко определить, какие события были сначала, а какие потом. Он без проблем расставит их в логическом порядке. А вот малыш с особенностями развития речи и психики вряд ли справится с поставленной задачей.

Попробуйте предложить особенному ребенку 3 лет назвать или хотя бы показать пальчиком всех насекомых с картинки ниже, и вы поймете, что он затрудняется это сделать. Он может тыкать пальчиком на всех живых существ, не различая насекомых и птиц. В худшем случае он не покажет ничего. Если есть добавочные диагнозы в виде СДВГ, моторных нарушений, задача становится непосильной в силу многофакторности нарушений.

Особенности мышления детей с нарушениями речи

Я проходила эти этапы со своей дочкой и видела, насколько сломана у нее связь между важными звеньями в развитии мышления. Мы несколько лет, по истине, творили вместе с ней чудеса и на самом деле «воскрешали» ее мышление, начиная с самого простейшего типа – наглядно-действенного! Посмотрите на эту картинку с заданием.

Анюта прекрасно знает в свои 6 лет про сад и огород, обладает глубокими знаниями по классификациям «Овощи» и «Фрукты», но до сих пор может допускать ошибки, особенно ситуативные. Ей тяжело вычленить с такого объема зрительных символов только фрукты и приписать их к теме «Сад». Я прошу проговаривать хотя бы фразами (задействуем речь), и она долго думает и формирует свое высказывание. И все равно на выходе есть либо логические ошибки, либо речевые. Возьми я на тест ее знания по каждой теме вне усложненного контекста, она бы выдала кучу полезной информации, показав свой хороший лексический запас и знания об окружающем мире. Но моя задача состоит в том, чтобы все-таки выйти на нормальный уровень словесно-логического мышления, которым обладают ее сверстники, и в этом пока прогресс небольшой, хотя он, стоит признать, есть.

Читайте также:  Работа над дыханием при заикании

Задания на мышление для детей 5-лет

Заботливые родители всегда найдут 20 минут свободного времени для развития своего ребенка. Сделать это становится все проще с развитием интернета.

В свободном доступе для вас задания для детей 5-6 лет, позволяющие протестировать ребенка, увидеть моменты на которых стоит заострить внимание. Затем вы можете покупать развивающий материал, книжки, чтобы «подтянуть» малыша по конкретной теме.

В поездке также можно заниматься с ребенком, открыв задания через мобильный телефон. Все тестовые занятия для детей разных возрастов смотрите в разделе «Тесты» и «Логические задачи»

Задание: «На одной из этих картинок есть ошибка. На какой? Объясни почему»

  • Задание: «На какой тарелке груша лежит перед яблоком?»
  • Задание: «Где чья тень?»
  • Задание: «Что получится, если вырезать фигуру, нарисованную на сложенном листе?»
  • Задание: «Что должно быть нарисовано в пустой клеточке?»

Задание: «Одна из этих башен должна упасть. Какая?» 

  1. Задание: «На какой рисунке поза мишки и зайки совпадает с верхней картинкой?»

Задание: «Сколько чёрных клеточек закрывает этот упитанный динозаврик? Считай только целые клетки.»

  • Задание: «Выбери недостающий маленький кубик так, чтобы каждая грань большого куба была одного цвета.»

Задание: «У дрессировщика запутался хлыст. Сколько на нём узлов?»

  1. Задание: «Палочка какого цвета самая нижняя?»

Задание: «Одна мышка сейчас упадет. Какая?»

  • Задание: «Что находится близко от девочки, что далеко?»
  • Задание: «На каких рисунках верёвки завяжутся узлом, если потянуть за их концы?»
  • Задание: «Сколько животных видит девочка, сколько-мальчик, а сколько -их папа?»
  • Задание: «Раздели каждую плитку шоколада на 4 равные части»
  • Задание: «Поменяй местами двух танцоров так, чтобы мальчики и девочки стояли через одного.»

Задание: «Путешественники решили сфотографировать домик. У кого какая фотография получилась?»

  1. Задание: «Из каких частей построен этот кораблик?»

Задание: «Робот решил убраться. Что он сделал не так? Найди восемь «неправильностей»»

Мышление в жизни детей

Когда ребенок подходит к возрасту 5-6 лет, родители должны обратить внимание на уровень его мышление. Поскольку умение анализировать и систематизировать получаемую информацию повысит успеваемость в школе. Игры с геометрическими фигурами помогают систематизировать знания о понятиях: форма, цвет и размер.

Возможно, ли пронести громоздкий шкаф по узкому коридору? Что сшить, в чем пойти на выпускной вечер? Как встать таким образом, чтобы на полученной фотографии каждый человек был хорошо виден? Все эти задачи ставятся для образного мышления. Сами по себе образы бывают нескольких категорий в зависимости от того, какие органами чувств воспринимаются.

К категории мышления также относят и понятия и вместе представляют незаменимые элементы. С помощью образов можно очень быстро принять решение по поводу постановки и расстановки этого объекта.

Конечно, необходимо обладать внутренней способностью к манипулированию образами (мысленному вращению предметами), их трансформации и комбинированию.

Такое мышление жизненно важно, однако появляется оно далеко не сразу.

Маленьким детям нельзя переходить улицу одним, поскольку они не в состоянии пока что верно оценить правильное расстояние между ними и машиной. Подобная способность сформируется только к 15 годам. Полученная информация об образах воспринимается мгновенно, за несколько миллисекунд.

Пересказ увиденного или прочитанного займет намного больше времени, чем быстротечный пробег кошки, и, причем далеко не всегда будет полным, ведь для многих явлений просто нет подходящих названий, слов.

Те свойства предмета, которые отражаются в образах, можно занести в узкие рамки понятий. Их нельзя поделить на существенные и несущественные. Данная способность образов очень ценится при решении задач.

С помощью образного мышления можно увидеть различные свойства предмета (в том числе и те, которые обычно признаются несущественными в понятиях) и, уже используя эти свойства, выявлять связи между объектами.

Читайте также:  Тренинг «Уверенность в себе – залог успеха в жизни»

В конце 20-го века фото-, кино-, телесъемка существенно упростили создание и преображение изображений по сравнению с традиционной техникой рисования. Сейчас стало намного легче наглядно показать обсуждаемый предмет, показать динамику изменения, выявить различные возможные исходы события. Это очень сильно помогает вести работу качественно, облегчая жизнь человеку.

Для решения поставленных задач человек использует определенные алгоритмы, схемы действия. Эти алгоритмы составлены как из образов, так и из понятий.

Оперируя формальными знаниями, человек в уме проецирует уже новые, уникальные образы, которые помогут ему в дальнейшем быстрее справиться с задачами.

Поэтому для качественной деятельности необходимо как мыслить образами, так и оперировать давно всем известными понятиями.

Видео о том, как с помощью картона и ножниц развивать детское мышление

Типы детского мышления

Процесс мышления представляет собой довольно-таки сложную структуру и подразделяется на четыре основных типа:

  1. Наглядно-действенное. Именно к людям с таким типом мышления чаще всего применяют эпитет «золотые руки». Этот тип характерен для всех детей, без исключения. Любой ребенок любит разбирать и собирать заново игрушки, исследовать и пробовать что-то новое, ими движет цель познания неизведанного.
  2. Образное. Данный тип мышления начинает формироваться уже в дошкольном возрасте, примерно в 5-6 лет. Дети показывают свою заинтересованность в рисовании, сборе конструктора, для них привычно играть, представляя в уме различные фигуры и образы. В этот период большую роль на ребенка оказывает именно преподаватель детского сада, на котором, в первую очередь, и лежит ответственность за развитие образного мышления. В детском саду ребенка учат придумывать различные образы, описывать их, запоминать и пересказывать различные истории, проигрывать различные жизненные ситуации.
  3. Логическое. При поступлении ребенка в школу начинается период развития логического мышления. Его учат мыслить в аналитическом направлении, искать главное в подаваемом для изучения материале, делать выводы. К сожалению, большинство современных школ подходят к развитию логики однобоко и шаблонно, без творческого подхода. Конечно, у редкого учителя есть возможность подходить к этому вопросу креативно в силу особой загруженности и плотности программы. В итоге ребенок сталкивается с необходимостью совершать ежедневно одни и те же задания, которые если и различаются, то в мелочах. Суть подхода остается неизменной – механическое следование определенным алгоритмам. Все это не способствует гармоничному развитию ребенка, так что в этом случае помочь ребенку способны только родители, которые поддержат его в поиске нестандартных решений классических заданий.
  4. Творческое. Многие задаются вопросом, как можно развить творческое мышление у ребенка. Ответ прост – общение. Именно общение с окружающими людьми поможет ему в формировании собственных точек зрения на тот или иной вопрос. Чтение и обсуждение книг, просмотр познавательной передачи – все это будет полезно в ходе обычной беседы. Не стоит отмахиваться от ребенка в его стремлении узнать что-то новое и обсудить это с вами. Именно беседа помогает ребенку развивать коммуникабельность и формировать собственное мнение.

Средства для развития логического мышления детей

Игрушки для логического мышления

Учитывая то, что именно игра является ведущей формой деятельности ребенка, можно трансформировать ее таким образом, что посредством игр будет закладываться способность выстраивать логические цепочки, начнут интенсивно тренироваться личностные качества. Итак, логику развивают эти игрушки:

  • цветные или деревянные кубики, с ними можно играть бесконечно, строя башни и дома, изучая формы и цвета, развивая моторику;
  • игрушки-сортеры — дают ребенку понимание больших и маленьких предметов, знакомят со свойствами и сопоставимостью геометрических фигур (сортеры изготавливаются в виде домика, кубика с отверстиями и набором фигурок);
  • игрушки-шнуровки — бывают разных форм, размеров и сложности, развивают мелкую моторику детских рук, помогают укрепить логические связи;
  • детский конструктор — отличный тренажер для логики, он обеспечивает всестороннее развитие интеллектуальной сферы;
  • головоломки — помогают разнообразить процесс обучения, заинтересовать ребенка;
  • лабиринты — превосходный инструмент для улучшения логического мышления;
  • пазлы по возрасту — помогают освоению логических понятий части и целого.

Кроме игрушек, не забывайте приобретать детям книги по возрасту и интересные раскраски.

Бытовые методы развития логики у детей

Успеха достигают те родители, которые применяют хитрые обучающие приемы непрерывно, даже в простых повседневных делах. Приведем примеры такого воздействия на интеллект ребенка:

  • находясь в магазине, можно выбирать товары вместе, интересоваться у ребенка что стоит дороже, что дешевле, задавая вопросы и подталкивая его к рассуждению о том, почему небольшая по размеру продукция может быть дорогой, а крупногабаритная дешевой, в чем разница между товаром в закрытой упаковке и весовой продукцией;
  • придя в поликлинику, можно также порассуждать с ребенком, выстраивая логические цепочки о том, как связаны микробы и болезни, о способах заражения различными заболеваниями (в этом могут помочь плакаты в больнице);
  • прогуливаясь, стоит вести беседу о днях недели и погоде;
  • при походе на почту, можно говорит о доставке писем и посылок, индексах, заполнении бланков, вместе отправить открытку любимым людям;
  • ребенку следует прививать такие понятия как вчера-сегодня, как было и как стало, а также иные временные рамки, сопряженные с логикой;
  • если вы вынуждены находиться в очереди или чего-то ожидать вместе с ребенком, то можно потратить это время с пользой, загадывая загадки или рассказывая интересные истории;
  • существует много компьютерных игр, предназначенных специально для развития элементов логики детей;
  • в любые моменты общения играйте в синонимы и антонимы слов;
  • используйте загадки из книг или придумывайте собственные.

Соблюдайте последовательность и регулярность занятий — это два ключевых рычага для достижения гармонии в развитии логического мышления ребенка. При правильном подходе к развитию, можно сформировать творческого, неординарного, позитивного и высокоинтеллектуального человека.

Мышление у детей: бывает нескольких типов (наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое, абстрактно-логическое и творческое)

Особенности детей младшего школьного возраста

Для развития этих логических операций важно выбирать такие педагогические средства и виды деятельности, которые соответствуют возрастным особенностям младших школьников. Необходимо учитывать следующие факторы.

  • Дети любят играть, поэтому большинство занятий должно проходить в игровой форме.
  • Ребенок не умеет долго сосредотачиваться на выполнении задания, имеет неустойчивое внимание, значит, в упражнениях следует использовать нестандартные игровые ситуации, элементы проблемности, необходимость поиска решений.
  • В силу особенностей развития шести- семилетки обладают образным мышлением (мыслят образами, «картинками»), на базе которого развивается логическая мыслительная деятельность. Вследствие этого для заданий необходимо подбирать наглядный материал: картинки и иллюстрации.
  • Дети спонтанны в своем поведении. Желательно организовать в классе специальный уголок для самостоятельной познавательной деятельности, где расположить дидактический материал, настольные игры и т.д.

Упражнения на логическое мышление можно использовать во время уроков, на внеклассных мероприятиях или на специальных психокоррекционных занятиях.

Образное мышление дошкольника

Понятие образного мышления подразумевает некий образ, то есть воспроизведение увиденного, знакомого по приобретенному опыту, услышанного в описании и связанного мышлением ассоциативным образом. Развивать этот вид осознания у малыша довольно просто. Ведь с ранних лет он рисует, лепит из пластилина, вырезает из бумаги, конструирует – в общем использует творческие занятия.

Главное развивать! Помощь опекунов и педагогов в этом вопросе заключается лишь в регулярном обращении внимания ребенка на окружающие предметы, животных, явления – в общем, окружающий мир и все его составляющие. А потом после прогулки или просмотренного мультфильма малышу можно предложить вылепить их героев из пластилина или нарисовать в альбоме.

Образное мышление дошкольника

Для развития образного мышления можно предложить следующее задание: нарисуйте на бумаге круг и горизонтальную линию от него вниз. Спросите воспитанника, с чем он ассоциирует этот рисунок. Самое первое, что возможно придет ему в голову – это воздушный шарик. Но не обязательно. Воображение малыша может воспринять иллюстрацию по-своему. Работая с двумя или несколькими детьми можно организовать настоящую игру-конкурс, где победителем станет тот, кто больше назовет ассоциаций.

В более старшем возрасте дошкольнику можно предложить дорисовать картинку. Например, нарисовать круг или квадрат или цветочек наполовину. Недостающую часть ребенок должен отобразить самостоятельно. Готовые методические пособия нередко содержат другое упражнение, где с одной стороны нарисован на половину предмет, а с другой недостающие его части. Причем в них обязательно должен быть «кусочек», не подходящий к изображению. И цель юного ученика найти эту лишнюю часть, а также подходящие детали мозаики.

ОРТГК - на страже вашего здоровья