Нарушение речи при инсульте: причины, признаки, формы и лечение

Вы сталкивались когда-либо со следующей ситуацией?
Проверяем тетради ребенка по письму и замечаем – огромное количество ошибок.
Это не обязательно признак лености или неграмотности, потому что существует такое нарушение письменной речи и психических функций мозга, как дисграфия у детей

Что такое экспрессивная речь?

Что такое экспрессивная речь?

Экспрессивная речь — механизм возникновения словесного высказывания, которое может быть выражено и устно, и на письме.

Что такое экспрессивная речь?

Первоначально человек обдумывает, что именно он хочет сказать, после выстраивает в своей голове реплику и лишь затем высказывает ее.

Что такое экспрессивная речь?

Расстройство экспрессивной речи широко распространено в группе детей дошкольного возраста — два-три ребенка из тысячи будут иметь ярко выраженные признаки нарушения.

Что такое экспрессивная речь?

Согласно другим данным, 3-10% детей-дошкольников сталкиваются с нарушениями экспрессивной речи разной степени тяжести.

Что такое экспрессивная речь?

Диагноз может быть впервые поставлен не только в дошкольном, но и в младшем, среднем или даже старшем школьном возрасте.

Что такое экспрессивная речь?

У подростков обычно обнаруживаются мягкие формы отклонения, которые становятся заметны, когда речь усложняется. Основная часть детей, страдающих расстройством, — мальчики, у них оно встречается в три раза чаще, чем у девочек.

Что такое экспрессивная речь?

Интеллект детей, имеющих речевую экспрессию, полностью сохранен: нарушение никак не связано с олигофоренией и сходными отклонениями.

Что такое экспрессивная речь?

Дети развиваются полноценно, способны корректно выполнять задания, не связанные с речевыми умениями: указать на нужные кубики, выстроить игрушки в определенной последовательности.

Они хорошо поддерживают зрительный контакт, быстро обучаются правильно использовать предметы, понимают речь.

Виды коммуникативных расстройств

Нарушения речи и языка делятся в несколько групп. Нарушения экспрессивной функции языка затрудняют речь. Смешанные нарушения языковых навыков восприятия и передачи информации могут затруднять как способность слышать, так и говорить.

Нарушения речи влияют на голос. Они включают:

  • нарушение артикуляции: изменение или замена слов таким образом, что сообщения становится труднее понять
  • нарушение беглости речи: нерегулярная речь или ритм речи
  • нарушение голоса: наличие ненормальной высоты тона, громкости или длины речи

Языковые расстройства влияют на то, как вы используете речь или письмо. Они включают:

  • нарушения языковой формы, которые затрагивают:
  • фонологию (звуки, составляющие языковые системы)
  • морфологию (структуру и конструкцию слов)
  • синтаксис (как формируются предложения)
  • нарушения языкового содержания, влияющие на семантику (значения слов и предложений)
  • нарушения языковой функции, которые влияют на прагматику (использование социально приемлемых сообщений)

Нарушения слуха ухудшают способность использовать речь и/или язык. Человек с нарушением слуха может быть описан как глухой или слабослышащий (тугоухий). Глухие люди не могут полагаться на слух в качестве основного источника общения. Люди, которые плохо слышат, могут ограниченно использовать слух при общении.

Нарушения центральной обработки влияют на то, как человек анализирует и использует данные в слуховых сигналах.

Механизм развития моторной афазии

В мозге есть два основных отдела, которые несут речевые функции. Название этих центров названы в честь своих открывателей. Отдел, отвечающий за синтез речи назвать в честь Брока. Область мозга, которая выполняет понимание речи – центр Вернике.

Эфферентная афазия обусловлена локализацией очага поражения в зоне Брока. Находится она в заднем отделе лобной доли. Она граничит с отделом контролирующий мимику лица. В некоторых случаях, в зависимости от обширности поражения могут страдать соседние отделы.

Основное отличие афазии у детей и взрослых, в том, что у ребенка быстрее проходит обратное развитие. Если улучшение картины не происходит в первые 2-3 недели, прогноз на положительный исход существенно снижается.

Дети дошкольного возраста не могут страдать от многих типов этого заболевания по причине того, что у них речевой аппарат сформировался не до конца и существенно отличается от механизма артикуляции взрослого.

Именно поэтому коррекция напрямую зависит от возраста пациента. Методы, которые используются логопедами серьезно отличаются у детей и взрослых. Причинами афазии являются те же причины, свойственные для алалии, но проявляются они на более поздних сроках жизни. Есть несколько типов афазии, для каждого из них характерны свои особенности и причины появления:

  1. Афазия Брока или эфферентная моторная – поражение локализуется в одноимённом центре коры головного мозга. В данном случае речь состоит из коротких фраз, нарушена структура предложения. Сопровождается нарушениями письма и чтения.
  2. Афферентная моторная афазия. Проявляется из-за нарушений в работе задней центральной извилины. Такие больные долго подбирают правильные по смыслу слова, могут менять звуки в словах.
  3. Сенсорная или афазия Вернике. Поражение находится в центре понимания и анализа речи. Такие пациенты используют в речи слова, которые не несут в данном контексте сказанного никакого смысла.
  4. Амнестическая афазия. Человек испытывает трудности с названием предметов, но знает их назначение.
  5. Семантическая афазия. Сниженная способность понимания взаимосвязи слов с грамматическими конструкциями. Сложные предложения могут не пониматься такими пациентами, падает скорость чтения, письма.

Афазия Вернике

Пациенты с поражением этой части имеют ряд особенностей:

  • нормальное звукопроизношение;
  • в речи присутствуют звуки, не имеющие смыслового контекста;
  • пациенты думают, что окружающие люди понимают их речь;
  • могут наблюдаться сложности с понимание устной речи и письма;
  • наличие ошибок при чтении (алексия);
  • наличие ошибок в письме (аграфия);

Может также наблюдаться потеря правого поля зрения, так как рядом с этим центром находится зрительный отдел.

Афазия Брока

Больной с моторной афазией понимает и осмысливает услышанное хорошо, но страдает его произношение. Заболевание затрагивает речеобразование и способность писать. Это осложняет общение с окружающими. Может одновременно наблюдаться неспособность правильно называть предметы. Также может быть нарушено письмо.

С какими проблемами обращаются к логопеду?

Логопед занимается диагностикой и коррекцией различных нарушений устной и письменной речи как детей, так и взрослых. Основными причинами обращения к логопеду являются неправильное произношение отдельных звуков, слогов, слов, неправильная последовательность речи или полное ее отсутствие, заикание, нарушение чтения, нарушение темпа речи и другие. Причинами нарушения речи могут быть врожденные аномалии голосового аппарата, психологическая травма, перенесенный инсульт, черепно-мозговая травма и т. д. Поэтому перед консультацией логопеда необходимо провести полное обследование пациента и получить консультацию других специалистов – офтальмолога, невропатолога, психолога, оториноларинголога и др. Либо логопед в процессе обследования пациента определит необходимость в тех или иных диагностических мероприятиях и консультациях специалистов.

Патологии, с которыми обращаются к логопеду

Симптом

Возможная патология

Методы диагностики

Неправильное произношение звуков, слогов и/или слов

  • дисфония;
  • дислалия;
  • ринолалия;
  • дизартрия;
  • проблемы со слухом.
  • диагностическое обследование речи;
  • глоттография;
  • ларингоскопия;
  • риноскопия;
  • аудиометрия;
  • тимпанометрия;
  • МРТ (магнитно-резонансная томография) головного мозга;
  • ЭЭГ (электроэнцефалография).

Изменение темпа речи

  • брадилалия;
  • тахилалия;
  • заикание.
  • оценка устной речи;
  • МРТ (магнитно-резонансная томография) головного мозга;
  • ЭЭГ (электроэнцефалография);
  • люмбальная пункция;
  • ЭхоЭГ (эхоэнцефалография);
  • ПЭТ (позитронно-эмиссионная томография) головного мозга.

Отсутствие речи

(пациент не может говорить)

  • алалия;
  • афазия;
  • глухота.
  • диагностика устной речи;
  • диагностика письменной речи;
  • МРТ (магнитно-резонансная томография) головного мозга;
  • ПЭТ (позитронно-эмиссионная томография) головного мозга;
  • УЗДГ (ультразвуковая диагностика) сосудов головного мозга;
  • люмбальная пункция;
  • аудиометрия;
  • тимпанометрия.

Нарушение последовательности речи

  • заикание;
  • дизартрия;
  • отставание в умственном развитии.
  • обследование устной речи;
  • обследование письменной речи;
  • ЭЭГ (электроэнцефалография);
  • МРТ (магнитно-резонансная томография) головного мозга;
  • ЭхоЭГ (эхоэнцефалография);
  • ПЭТ (позитронно-эмиссионная томография) головного мозга;
  • люмбальная пункция.

Нарушение письменной речи

  • дисграфия;
  • проблемы с моторикой рук;
  • проблемы со зрением;
  • отставание в умственном развитии.
  • диагностика письменной речи;
  • диагностика устной речи;
  • аудиометрия;
  • МРТ головного мозга.

Нарушение чтения

  • дислексия;
  • проблемы со зрением;
  • отставание в умственном развитии.
  • диагностика устной речи;
  • диагностика письменной речи;
  • диагностика чтения;
  • МРТ (магнитно-резонансная томография) головного мозга;
  • ЭЭГ (электроэнцефалография).

Как проявляется дизартрия

Еще один вид нарушения речи – дизартрия. Она возникает в результате определенных патологий в ЦНС, а именно – при расстройстве процесса иннервации речевого аппарата.

Дети с данным диагнозом нечетко произносят звуки, их речь звучит смазанно, слова произносятся или очень тихим, или неестественно резким голосом. Кроме того, в процессе произношения у таких деток заметно нарушение ритма дыхания, от чего речь теряет плавность. Кстати, медики обратили внимание на то, что дети с дизартрией, как правило, неловки и имеют нарушения мелкой моторики.

Существует также и стертая форма дизартрии нарушение речи, которое довольно трудно диагностировать, так как чаще всего ребенок, страдающий им, ничем не отличается от сверстников, а его тихую и слишком медленную манеру говорить взрослые относят к особенностям характера, например, к застенчивости. Но опытный специалист заметит, что такие детки не только тихо и неразборчиво говорят, но и плохо едят, особенно продукты, требующие усилий при жевании. Дело в том, что у больных с дизартрией расстроен и этот процесс.

Причины нарушений

Если механизм возникновения расстройств письменной речи и чтения в принципе понятен, то чётко установленных причин этих патологических процессов пока не существует. Учёные выдвигают предположения, что дисграфия и дислексия связаны с анатомическими особенностями мозга и социально-психологическими факторами.

Причины нарушений

Анатомо-физиологические причины

Развитие дисграфии и дислексии связывают с нарушением функций областей коры больших полушарий, которые ответственны за процесс овладения грамотой. Любопытно, что эти же области мозга отвечают за основные стороны устной речи – восприятие и произношение звуков, словарь и грамматические навыки, связности речи.

Виды нарушения речи после инсульта

В некоторых источниках говорится, что после перенесенного инсульта необходимо сразу же начинать занятия по восстановлению речи, но это абсолютно не верное решение, в острый постинсультный период, который длится семь дней, необходимо направить все усилия на сохранение человеку жизни.

Читайте также:  Виды психического расстройства. таблетки и прочие препараты от недуга

Помощь в реабилитации

Восстановление речи после инсульта зависит от степени тяжести перенесенного заболевания и необходимости медикаментозной терапии, поэтому не стоит ожидать от больного в очень тяжелом состоянии быстрых положительных результатов.

Нужно набраться терпения и начинать логопедические упражнения после того как угроза для жизни человека минует. Как вернуть речь? Как быстро восстанавливается речь после инсульта? Об этом и многом другом, касаемо этой темы читайте в статье ниже.

И по ссылке.

Как восстановить речь после инсульта

После проведения всех необходимых обследований, специалисты назначают пациенту комбинированный курс терапии.

Только правильно подобранное комплексное лечение поможет вернуть человеку речевой аппарат и улучшить общее состояние.

Следуйте всем инструкциям врачей, в том числе и по поводу помощи в восстановлении речи, не стоит заниматься самолечением, это может привести к перегрузке пострадавшего, что негативно скажется на протекании реабилитации.

Каждый человек индивидуален, поэтому сколько по времени восстанавливается речь, ответить сложно. Определяя вид афазии, врачи выбирают метод лечения, который данному пациенту поможет наилучшим образом.

Методы лечения афазии

Логопедический метод. Занимаются данным методом специалисты логопеды, они используют в лечении мелодическую интонацию, с помощью компьютерных технологий, при которой активируется правое полушарие мозга.

Таким образом, в результате взаимодействия инноваций, речевой гимнастики и фармакологических методов достигается желаемый результат и полное восстановление речи.

При более тяжелых случаях врачи назначают дополнительные мероприятия.

Хирургическое вмешательство. С помощью этого метода можно произвести реваскуляризацию больных, перенесших инсульт, это улучшает кровообращение головного мозга и оптимизирует состояние нервных клеток с возвращая их к жизни. Если этот метод и другие не помогли, то назначают экстра-интракраниальный сосудистый микроанастомоз.

Алексия

Алексия (визуальная афазия) – нарушение чтения, потеря способности понимать написанное или неспособность овладения процессом чтения. Нередко алексия сочетается с аграфией (неспособность писать) и афазией (нарушение речи).

Причины возникновения

Алексия возникает при повреждении языковых областей мозга в результате следующих причин:

  • Инсульт
  • Травмы головного мозга
  • Опухоли головного мозга
  • Мозговые инфекции
  • Различные заболевания головного мозга

К факторам риска развития алексии относятся:

  • Заболевания и состояния, повышающие риск развития инсульта или слабоумия
  • Наличие в анамнезе транзиторной ишемической атаки
  • Средний и старший возраст

Симптомы алексии

Симптомы алексии зависят от формы заболевания. При изолированной алексии (алексии без аграфии) у больного сохранена способность писать и разговаривать, но он не может читать написанные слова или даже распознавать отдельные буквы. При произношении слов больной не испытывает трудностей с пониманием.

Глобальная алексия (алексия с аграфией) проявляется не только нарушением чтения, но и нарушением способности писать.

Диагностика

Диагностика алексии проводится на основании результатов неврологического обследования и тестов, оценивающих работу мозга. Могут быть назначены следующие исследования:

  • КТ головного мозга
  • МРТ головного мозга
  • ПЭТ сканирование мозга

Виды заболевания

В зависимости от сохранения способности к письму выделяют изолированную (алексию без аграфии) и глобальную алексию (алексию с аграфией).

В зависимости от зоны поражения головного мозга различают следующие формы алексии:

  • Оптическая. Обусловлена поражением коры затылочных долей мозга. Проявляется нарушением восприятия букв или слов.
  • Слуховая. Вызвана поражением коры височных областей доминантного полушария головного мозга (у правшей — левого). Проявляется нарушением восприятия фонематики и невозможностью процесса звукобуквенного анализа.
  • Кинестезическая. Наблюдается при поражении постцентральной области коры доминантного полушария мозга. Проявляется нарушением речи и отсутствием обработки обратной связи от артикуляционного аппарата. Трудности чтения связаны с нарушением организации речевого акта.
  • Кинетическая. Возникает при поражении нижних отделов премоторной области коры доминантного полушария мозга. Представляет собой расстройство речи, сопровождаемое трудностями с чтением.

Если вы начали испытывать затруднения с чтением и пониманием написанного, необходимо обратиться к врачу-невропатологу.

Лечение алексии

Лечение и реабилитация пациентов с алексией проводятся в следующих направлениях:

  • Речево-языковая терапия, которая помогает использовать оставшиеся навыки общения, научиться компенсировать и восстанавливать утраченные способности;
  • Консультации для пациентов и членов его семьи, цель которых – помочь пациенту справиться с заболеванием и обучить близких правильному общению с больным
  • Индивидуальная программа реабилитации, направленная на устранение причины, вызвавшей заболевание.

Осложнения

Алексия лишает человека возможности совершать простые акты коммуникации. Это мешает полноценному социальному взаимодействию и вызывает психологический дискомфорт. Возможно развитие таких осложнений как ощущение обреченности, безнадежности, отсутствия перспектив на будущее.

Профилактика алексии

Профилактика алексии заключается в предотвращении заболеваний и состояний, следствием которых может стать алексия. Наиболее распространенной причиной этого заболевания являются последствия инсульта. Для профилактики инсульта необходимо придерживаться следующих рекомендаций:

  • Регулярное выполнение физических упражнений
  • Употребление достаточного количества фруктов и овощей
  • Ограничение количества жирных продуктов и соли
  • Отказ от курения
  • Умеренное потребление спиртного
  • Поддержание здорового веса
  • Контроль артериального давления
  • Профилактический прием аспирина после консультации с врачом
  • Своевременное лечение и контроль хронических заболеваний
  • При появлении признаков инсульта вызвать скорую помощь.

Что важно знать о дисграфии

  • Дисграфия является наиболее вероятным последствием дислексии. Поскольку ребенок сначала читает, а потом занимается письмом, то сложности, которые проявляются в чтении переносятся на проблемы в письме. Он сначала неправильно читает, а затем и неправильно пишет.
  • Патологии дислексии и дисграфии могут быть у взрослого человека. Если у него не провести коррекционную работу вовремя, то эти нарушения речи письма могут сохраниться у человека на всю жизнь. Соответственно, и проблем ему они доставят больше.
  • Иногда коррекция дисграфии является длительным процессом. Родителям нужны быть готовыми к тому, что порой коррекция дисграфии, дислексии и других сопутствующих нарушений речи может занять не один месяц или даже не один год,а несколько лет Потребуется проявить силу воли и терпение.
  • Если у Вас возникает вопросы как лечить дисграфию, то дисграфия – не болезнь. И даже не психическое расстройство. Это лишь нарушение речевого развития, связанное с работой головного мозга. Поэтому будет некорректно в данном случае употреблять слова «лечение», «больной», «болезнь» и прочие. Однако считать, что это «само пройдет», тоже неуместно.
  • Почерк «дисграфика» может быть непонятным. Нередко это связано с нарушением двигательных и зрительных анализаторов, поэтому ребенок, страдающий от этого, может писать неразборчиво, криво.
Читайте также:  Как определить, что муж не любит жену: основные признаки

Группы риска по дисграфии

Существуют определенные группы риска для детей, у которых может появиться дисграфия.

Поэтому врачи в первую очередь должны проводить диагностику и анализ звукопроизношения ребёнка в случае:

  •  Если он из многоязычной семьи;
  •  Имел ранее заболевания слухового и речевого аппарата;
  •  Левша или амбидекстр (человек, для которого левая и правая рука равнозначны);
  •  Поздно начал говорить;
  •  Левша, которого переучили под правшу;
  •  С нарушениями фонетического восприятия;
  •  Имеет проблемы памяти или внимания;
  •  Школьник с низким уровнем школьной готовности;
  •  Пишет так, как говорит;
  •  Допускает небольшое количество ошибок, присущих «дисграфику».

Заинтересованность ребенка в письме

Заинтересовать ребенка помогут это относится если дисграфия у детей дошкольного возраста.

Если ребенок не хочет корректировать нарушение, не хочет заниматься письменной работой, то на помощь придут увлекательные игры.

С вашей поддержкой коррекция дисграфии превратится из непосильного труда в досуг.

Развитие психических функций

Развитие психических функций может помочь в профилактике речевых нарушений. Занятия для развития мелкой и крупной моторики, внимания, памяти, мышления, интеллекта, фонематического слуха, музыкального слуха, пространственного восприятия, эмоционально-волевых качеств и прочего – это то, что принесет огромную пользу в предупреждении сложностей с речью и возникновения искажения распознавания структуры окружающего мира. Помимо этого, развивать психику ребенка само по себе полезно всегда и в любом возрасте (даже когда он уже далеко не ребенок).

Что важно знать о дисграфии

Статистика по дисграфии

Статистика по дисграфии поразительна. Согласно исследованиям, приблизительно у половины учащихся 2 класса выявляется дисграфия.

В обычной школе этот показатель равен почти сорока процентам.

Связано это с тем, что около половины первоклассников имеют фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФН) или общее недоразвитие речи (ОНР), что мешает ребенку стать грамотным.

Компенсация недоразвития

Дисграфия – не приговор

Разумеется, нарушение корректируется. Но стоит также отметить, что некоторые люди выделяют своеобразное преимущество дисграфии. Дело в том, что человеческий головной мозг обладает компенсаторными возможностями. Это значит, что он может любое недоразвитие компенсировать чем-то другим. То есть, если нарушена какая-либо способность мозга, то другая может быть развитой даже слишком хорошо. Этот факт и определенная «статистика» могут быть основанием для мифа о том, что дисграфия (наравне с дислексией) – это «болезнь гениев».

Действительно, мы можем наблюдать, что многие гении страдали этим отклонением.

В их числе Альберт Эйнштейн, Ганс Кристиан Андерсен, Томас Алва Эдисон, Майкл Фарадей, Агата Кристи, Уолт Дисней, Джон Кеннеди, Владимир Маяковский, Стив Джобс и многие другие.

Пишет как Леонардо

Существует такое понятие, как «почерк Леонардо». При оптической дисграфии имеет место быть явление отзеркаливания письма. Если ребенок амбидекстр (напомню, это человек, который способен равнозначно использовать и левую, и правую руку), то он может писать справа налево (левой рукой) и/или его строчки идут снизу-вверх. Разве это не удивительное развитие навыков ? Несмотря на все сложности, среди амбидекстров встречается много талантливых и гениальных людей. Именно поэтому явление отзеркаленного письма назвали в честь Леонардо да Винчи – амбидекстра, который также имел дисграфию и писал заметки в дневник левой рукой справа налево.

В заключении посмотрите видео

С уважением, Анастасия

К какому врачу обратиться

Если речевые нарушения обусловлены поражениями головного мозга, обратитесь к неврологу. Физиологические дефекты артикуляционного аппарата устраняет хирург. Расстройства речевой функции у детей лечит логопед, а у пожилых людей — психиатр, невролог.

Лалаян Тигран Владимирович

Невролог Мануальный терапевт Стаж 22 года

Понеделко Татьяна Сергеевна

Невролог Иглорефлексотерапевт Стаж 13 лет

Мальцев Сергей Игоревич

Массажист Кинетрак Стаж 14 лет

Троицкая Татьяна Евгеньевна

Физиотерапевт Стаж 33 года

Астахова Елена Вячеславовна

Невролог Стаж 14 лет

Александров Антон Валерьевич

Ортопед Стаж 11 лет

ОРТГК - на страже вашего здоровья