Межличностные отношения в дошкольном возрасте

Общение в дошкольном возрасте является полноценной деятельностью, которая влияет на развитие ребенка и на формирование у него образа самого себя. Межличностные отношения дошкольников создают условия для становления личности, для формирования нравственных качеств и самооценки. 

Отношения: любовь или зависимость?

Многие приходят к психологу с проблемами в отношениях. И значительная часть этих проблем коренится в том, что к отношениям неверно относятся, не понимая – что они такое. Отношения — это процесс, имеющий этапы развития. В этом смысле отношения подобны смене сезонов года или процессу созревания урожая. Двое объединяются с целью удовлетворения каких-то своих личных потребностей. Такое удовлетворение и будет их «урожаем». А для его выращивания и требуется процесс отношений. Важные свойства процесса…

Отношения Любовь Зависимость

Основные постулаты теории В. Шутца

Основные положения теории были сформулированы в виде четырех постулатов.

I. Постулат межличностных потребностей

Каждый индивид имеет три межличностные потребности: включение, контроль и аффект. Включение, контроль и аффект позволяют предсказать и объяснить межличностное поведение индивида.

II. Постулат непрерывности отношений

Наблюдаемое межличностное поведение взрослого индивида — это поведение, подобное тому, с которым он встречался в своих взаимоотношениях в детстве, прежде всего, со своими родителями. Оно возникает на основе следующих принципов:

Принцип постоянства: если взрослый воспринимает свою позицию в межличностной ситуации подобно той, которая имела место в детстве в его отношениях «родитель—ребенок», то его взрослое поведение будет соответствовать поведению в детстве по отношению к родителям и другим авторитетам.

Читайте также:  Анализ семейного бюджета

Принцип идентификации: если взрослый воспринимает свою позицию в межличностной ситуации подобно позиции своего родителя в его детских взаимоотношениях с ним его взрослое поведение будет соответствовать поведению родителя (или других авторитетов) по отношению к нему.

III. Постулат совместимости

Если совместимость группы А больше, чем совместимость группы В, то группа А ближе чем группа В к уровню своего оптимального функционирования.

IV. Постулат развития группы

Формирование и развитие межличностных отношений двух или более индивидов протекает в определенном порядке:

Принцип групповой интеграции — от момента, когда группа вступает в жизнь, вплоть до начала распада, преобладающей областью взаимодействия первоначально является включение, затем следует контроль и в конце концов — аффект. Этот цикл может повторяться.

Принцип распада группы — на последних этапах перед предполагаемым распадом группы преобладающие области межличностного поведения сменяют друг друга в обратном порядке: аффект, контроль, включение.

Какой опыт межличностных отношений ребенок получает в семье

Как к ребенку относятся родители и другие члены семьи, и как он относится к самым близким людям – это главный образец в построении межличностных отношений для дошкольника.

Ребенок принимает как само собой разумеющееся родительскую любовь. Но, если этой любви нет, то малыш очень рано начинает задумываться, нужен ли он своим родителям. От близких ребенок ждет любви, защиты и поддержки. При отсутствии таких важных внешних ресурсов, у ребенка формируется неадекватная самооценка. В зависимости от силы темперамента дошкольник будет расти либо неуверенным и робким, либо агрессивным и неуправляемым.

Еще одной проблемной формой семейного взаимодействия является чрезмерная опека детей. Когда мамы и бабушки предпочитают все делать за своего малыша, он застревает на стадии эгоистичных отношений. Посему привычно считает, что все должны ему потакать и делать за него любую работу, требующую приложения усилий.

Если родители взяли на себя ответственность воспитывать ребенка, им нужно научиться уважать его личность с малых лет. Сюда входит, как и поддержка, похвала ребенка, так и предоставление самостоятельности, автономности в действиях.

Разумное внимание в семье к делам и потребностям ребенка даст ему чувство защищенности, сформирует базовое доверие к окружающему миру и обеспечит нравственное становление личности. У дошкольника сформируются предвосхищающие установки, что и более широкий социальный круг относится к ребенку подобным образом. Так закладывается основа уважительных и продуктивных межличностных отношений.

Психологические теории и школы

Различные психологические школы представляют свои теории развития взаимоотношений.

Основными, принятыми в распространенной практике, являются:

Теория Основатели

Основные принципы

Теория действия , , Социальное действие определено по структуре: Деятель – объект направленного действия-нормы взаимодействия – цели – ситуация. Схема пригодна лишь для экспериментального анализа.
Социального обмена Дж. Хоманс Социальное взаимодействие сформулировано, как система обменов, основанная на уравновешивании трат и вознаграждений. Сформулированы 4 принципа взаимоотношений.
Социальной связи Основным является понятие социальной связи, которая представляется путем поэтапного осуществления:
  • пространственного контакта;
  • взаимной заинтересованности;
  • совместной деятельности;
  • постоянного взаимоотношения.
Психоаналитическая , , Г. Салливан Теория доказывает, что взаимодействие сторон основывается на впечатлениях, полученных в детстве. Отношения в семье являются подсознательными прототипами взаимоотношений с внешним миром в зрелом возрасте. Соответственно определяется три стратегии отношений:
  • к людям;
  • от людей;
  • против людей.
Трансактного анализа Э. Берн Трансакция – взаимодействие актуальных состояний субъекта. Выделено три состояния: родитель-взрослый-ребенок. В зависимости от состояний отдельного субъекта устанавливаются взаимоотношения. «Родитель» в отношениях требует соответствия нормам, законам, установленным правилам. «Взрослый» стремится реально оценивать ситуацию и находить решение вопроса. «Ребенок» — на первом плане эмоциональные переживания.
Психологические теории и школы

Широкое распространение имеют также теории:

  • символического интеракционизма (Дж. Мид, Г. Блумер);
  • теория мотивации ();
  • теория управления впечатлением (Э. Гофман);
  • схема регистрации взаимодействий (Р. Бейлз).
Читайте также:  Глоток несвободы. Что делать, если женатый мужчина любит меня?
ОРТГК - на страже вашего здоровья