Как воспитать счастливого ребенка в XXI веке: 9 советов психолога

Родительские функции за последние 10-15 лет изменились. Требования к современным матерям и отцам сегодня значительно выше. Да и дети стали другими — ускоренными во всем. Такими они рождаются. Быстрее развиваются, стремительнее все осваивают, чувствуют тоньше. Именно в это нужно вкладывать труд, время, любовь, засевать семена познавательного интереса и жажды движения. И тогда в будущем ребенка ждут прекрасные плоды ваших усилий.

Как воспитывать ребенка. Цели воспитания

Можно много говорить о системах воспитания, о необходимых действиях, но, если вы не знаете цели, к которой следует стремиться, то все ваши действия будут хаотичными, и желаемого результата вы никогда не добьетесь. Конечно же, ваш ребенок не “выпадет” на обочину жизни (вы же постараетесь!). Он (или она) станет обычным человеком. Это не хорошо и не плохо. Но вы же хотите, чтобы ваш ребенок был благодарен вам за то, что именно вы привели его к жизни, которая будет ему нравиться, в которой у него будет достаток. Так ведь?

Для этого требуется ваше понимание перспектив. Именно ваше понимание, поскольку, чем раньше вы начнете воспитание, тем выше вероятность достижения успеха. Можно начинать и в два и в три и в четыре года. Было бы ваше желание, поскольку в этом раннем возрасте малыш еще не в состоянии самостоятельно принимать решение. И направлять его будете вы.

Для определения цели прочтите сначала статьючто такое одаренный ребенок

Прежде, чем начинать действовать, нужно внимательно присмотреться к своему малышу. Конечно же, со стопроцентной вероятностью в возрасте 2-х – 3-х лет вы не сможете определить имеющиеся задатки. Это может проясниться позже, в процессе взросления. Но ваша внимательность может помочь начать работу над шлифованием способностей как можно раньше.

Вот что говорит воспитатель детского сада. У моего воспитанника Димы (назовем его так) уже примерно в четыре года было обнаружено хорошее чувство такта. Случайно. На музыкальных занятиях. Мой совет родителям обратить на это внимание был услышан. Диму привели на занятия танцевального коллектива, который как раз набирал “мелких козявок”. Ему понравилось.

Читайте также:  16 советов для всех, у кого есть отношения

Да, были попытки прекратить заниматься танцами. Это случилось примерно во втором классе школы, когда оказалось, что в коллективе всего два мальчика. Но усилиями родителей Дима был убежден остаться. И вот уже 10 лет как Дима танцует в полупрофессиональном коллективе. Они ездят на конкурсы и завоевывают первые призы. Коллектив для Димы теперь очень важен и будущее примерно определено.

Определив хотя бы примерно задатки у своего ребенка, следует обратить на них особое внимание. Заниматься развитием ТОЛЬКО выбранного направления в корне не верно. Воспитывайте из своего малыша разностороннюю личность. Только в этом случае ему будет все даваться легче.

Не настаивайте на своем. Если вам кажется, что ваш ребенок, к примеру, должен играть на скрипке, а ребенок хочет собрать машинку из конструктора, не стоит изводить ребенка скрипкой. Ваша настойчивость может только навредить.

Если вы не видите у ребенка никаких задатков, присмотритесь к его способностям через полгода-год. Пусть сам проявит свои наклонности. Увидев же что-то, посоветуйтесь либо с воспитателем детсада, либо с учителем в школе. Через их руки прошло много детей, и они вам все расскажут о вашем ребенке. Только воспринимайте их слова правильно. Их критика чаще всего конструктивна.

Определив расположенность вашего малыша к какому-либо направлению, почитайте вокруг него информацию о развитии и составьте индивидуальный план работы с определением цели, типа было – стало. В этом случае все ваши действия будут осмысленными, и вы будет воспитывать свое любимое дитя в нужном направлении.

Как воспитывать и справляться с капризным ребенком

Капризный ребенок – пробел в поведении родителей. Но при понимании, где произошла ошибка, проблема устранима. Постоянно скандалящие дети преследуют похожие цели, не отличающиеся разнообразием. Если проявить внимание и выявить причины капризов, станет ясна необходимая модель поведения в данных ситуациях.

Основных мотивов капризов 2:

  1. Манипуляции. Дети умны и моментально запоминают, как могут добыть желаемое. Если мама или папа в один момент прогнулись и купили ненужную игрушку после длительной истерики, то в будущем она обязательно повторится. Это работает не только с покупками, но и с нежеланием спать, есть, мыться, и другими необходимыми действиями. Стоит лишь раз дать слабину и ребенок обязательно это заметит, а потом использует в личных интересах.
  2. Привлечение внимания. Какому ребенку уделяется максимум внимания от окружающих? Естественно, шумному, беспокойному, постоянно действующему наперекор. Если один ребенок спокойно рисует на мольберте, а второй – на обоях, мама моментально подбежит ко второму и начнет с ним контактировать. Поэтому малыши, страдающие от нехватки заботы и тепла, порой капризничают, лишь бы родители побыли рядом.
Читайте также:  Демонстративный тип личности: определение и характеристика

Зная, почему ребенок капризничает, с ним становится легче справляться. Если он привык манипулировать, то нужно четко обозначить границы дозволенного, и не выходить за рамки. С малышом, желающим внимания, еще проще. Необходимо просто дать ему требуемое, обязательно выкроив минимум полчаса времени на совместное времяпровождение.

Как помочь ребёнку добиться успеха в школе?

Все без исключения родители хотят, чтобы их ребёнок хорошо учился в школе, дружил с одноклассниками и был предметом гордости для учителей. Но может ли дать современная школа все необходимые навыки и компетенции для успешного будущего?

Если сравнить методику обучения математике в России и, например, в Японии, можно увидеть интересные различия. Российские школьники проходят на уроке новую тему, решают задачу – для самостоятельной работы им дается подобная задача, но с другими искомыми данными. В качестве домашнего задания они получают задачу такого же типа и решают её способом, изученным на уроке. Японские же школьники после изучения новой темы на уроке получают на дом задачи, которые они должны решить несколькими способами. Самую высокую оценку получает тот ученик, который подобрал большее количество способов решения задачи.

В этом примере демонстрируется развитие у школьников самостоятельности, критического мышления и умения отстаивать собственную точку зрения. К сожалению, российская система образования не может похвастаться такими результатами, тем более, с введением ЕГЭ и ГИА.

Как помочь ребёнку добиться успеха в школе?

Если родители хотят помочь своему ребёнку добиться успеха и овладеть всеми необходимыми навыками в процессе школьного обучения, им нужно обратить внимание на следующие моменты.

  • В погоне за хорошими оценками можно «случайно» развить у ребёнка «синдром отличника», который доставит ему немало проблем во взрослой жизни. Акцентируйте внимание на знаниях, получаемых ребёнком, а не на отметках в дневнике.
  • «Ребёнок не хочет учиться» – основной запрос к психологу родителей школьников 10-16 лет. Всему есть причина, найдите свою: повышенная загруженность ребёнка кружками и секциями, отсутствие контакта с учителем, травля в классе, непонимание предмета или подростковая влюбленность.
  • Психолог Михаил Лабковский категоричен: «Не надо делать с ребёнком уроки! Собирать с ним портфель тоже не надо! Вы и отношения с ребёнком испортите, и результат получите отрицательный».
Читайте также:  Жалость к себе: определение, причины, признаки и способы борьбы

Родителям важно запомнить: чем больше сфер жизни своего ребёнка они берут под свой контроль, тем меньше шансов у их сына или дочери проявить самостоятельность, а, следовательно, добиться самому успеха и получить нужный опыт для успешного будущего.

  • В случае конфликтов с одноклассниками и учителями дайте ребёнку возможность самому разрешить неприятную ситуацию. Если ситуация ухудшилась, появилась травля – берите дело в свои руки.

Школа – это еще одна ступенька на пути к успешному будущему вашего ребёнка. Постарайтесь, чтобы эти годы прошли для него благополучно и с пользой.

Как помочь ребёнку добиться успеха в школе?

Помните, дорогие родители: успешное будущее ребёнка – в ваших руках. Но здесь, как и в медицине, главный принцип – не навреди. Не навредите своему ребёнку советами, контролем, завышенными требованиями и собственными амбициями. Пусть он получает новые знания, приобретает новые навыки, самостоятельно получает важный для него опыт. И тогда он станет счастливым и уверенным в себе человеком, которого непременно ждет успех в будущем!3

Позволяйте ребенку ошибаться

Счастливого ребенка можно узнать по тому, как бесстрашно он совершает ошибки, ищет варианты и пути решения, включается во все с энтузиазмом и любопытством, без страха быть осмеянным или униженным. Как это формируется? Только мудростью и сердечностью взрослых и учителей.

Финские учителя, когда видят, что пример решен неправильно, говорят: «Какая прекрасная ошибка». Без ошибок нельзя найти правильное решение. А когда за них ругают, это просто перекрывает все познавательные мотивы.

ОРТГК - на страже вашего здоровья