Как развить интеллект у взрослого человека?

Впечатление о человеке производится в первые 30 секунд знакомства. Трудно переоценить значение нашего внешнего вида и языка тела в этой ситуации. И не только в этой. Упомянутые и многие другие качества зависят от степени развития визуального и пространственного типов интеллекта. К счастью и то, и другое поддается тренировке.

Визуальный интеллект

Вы никогда не задумывались, какая картина-образ остается у человека после общения с вами? Как известно, большинство людей на нашей планете — визуалы, и умение грамотно пользоваться визуальным каналом связи с миром (то, что вы показываете) является очень важным качеством для создания успешной презентации чего бы то ни было.

Упражнения для тренировки визуального типа интеллекта

  1. Что общего? Найдите сходство между: слоном и бананом, кофе и жителями Лапландии, шнурками для обуви и поездом, горой и шоколадом, ходьбой и разговором? Запишите результат.
  2. Управляемая ракета. Найдите вокруг себя предмет на букву А, потом — на Б, В, Г, Д (14-15 букв). Не перескакивайте. Повторяйте в свободное время.
  3. Творческое озарение. Это упражнение развивает гибкость, творческое мышление и умение сосредоточиться. За две минуты нужно придумать связный рассказ из следующих слов: покупатель, офис, ручка, журнал, ликер, пруд, музыка, апельсин, химия, серебро, солнечный, грош.
  4. Разговор с зеркалом. Этим упражнением пользовались многие известные личности, такие, как например, Черчиль, Рузвельт. Когда вы один в комнате перед зеркалом с энтузиазмом говорите о своей карьере, планах, своем деловом росте и успехе. Записывайте свой прогресс.
  5. Концентрация. Используя обычные или цифровые часы в течение одной минуты проделайте следующее. Мысленно повторяйте слово «один». Если появилась любая мысль, повторяйте «два». Если эта или другая мысль появилась еще раз, повторяйте про себя «три». Таким образом можно посчитать, сколько раз вы отвлекались за минуту. Постепенно совершенствуйтесь и усложняйте задачу. Записывайте результат.
  6. Раскраска. Представьте перед собой зеленую дверь машины, потом — автомобиль зеленого цвета. Заполните им весь свой внутренний взор. Меняйте оттенки зеленого 5-6 раз. Затем измените цвет автомобиля, и проделайте все упражнение сначала. Изменяйте цвет 5-6 раз. Выгляните из окна воображаемого автомобиля. Какого цвета автомашины вы видите? Результат запишите.
  7. Представь и нарисуй. Сядьте, расслабьтесь и представьте всех людей, с которыми сегодня говорили. Как они выглядят? Какого цвета их волосы и глаза? Сколько им лет и какого они роста? Какая на них одежда, какие особенности поведения у каждого, походка, манеры? Потом так же подробно представьте клиентов (партнеров, сотрудников) за последние несколько дней. Затем в деталях представьте своего любимого клиента (партнера, сотрудника). Нарисуйте его. Если у вас нет любимого клиента — придумайте его!
  8. Представьте себе 4 вещи, которые доставляют вам радость, 4 любимых блюда, 4 вида транспорта, 4 предмета на букву «Т» (или другую), 4 родственника, 4 любимых фильма, 4 любимых вида животных. Повторяйте в свободное время.
  9. Успех. В чем заключается ваш успех? Представьте себя воплощением коммерческого успеха (или ваш вариант) на сцене или на экране. Отрегулируйте контрастность, яркость, размер изображения, подберите подходящие цвета, включите звук, отрегулируйте громкость. Запишите, что у вас получилось.

Определение интеллекта

Латинское слово intellectus имеет довольно широкий спектр значений: «восприятие», «рассудок», «понимание».

Современное же определение интеллекта таково: это качество психики, которое состоит из возможности приспосабливаться к новым ситуациям, обучаться, запоминать, усваивать прошлый опыт и использовать имеющиеся знания для управления окружающей средой; также интеллект понимается как способность оперировать абстрактными понятиями.

Интеллект объединяет такие свойства психики, как память, восприятие, ощущения, представления, мышление, воображение, внимание, воля, рефлексия.

Определение интеллекта

Психолог Рэймонд Кэттел считал, что существует две разновидности интеллекта: подвижный и кристаллизовавшийся. Первый – это способность логически мыслить и решать задачи, выходящие за пределы имеющегося опыта. Второй – это накопленный опыт и способность его использовать.

Как уже говорилось, в различной степени интеллект развит у многих животных. При этом чем ближе животное к человеку, тем более несомненным нам кажется наличие у него интеллекта. Есть ли он у шимпанзе и горилл? Несомненно. Есть ли интеллект у кошки? Судя по всему, да. Есть ли он у ящерицы, муравья, улитки?.. С другой стороны, обширные интеллектуальные способности зачастую обнаруживаются у неожиданных групп организмов. Так, умственные способности муравьёв и термитов иногда кажутся чуть ли не человеческими, им доступно даже обучение, общение и разделение труда в сообществе; при этом головного мозга у них, как и у других насекомых, вообще нет. Интеллектуальные способности ящериц куда более скромные, хотя у них есть настоящий головной мозг.

Почему так происходит? Наверное, уровень интеллекта организма связан не с объёмом «серого вещества», а с количеством нейронных связей. Чем больше таких связей, тем больше разнородной информации может обработать мозг за единицу времени. Интеллект – это скорее свойство материи, которое может реализовываться разными способами. Поэтому, к примеру, существует искусственный интеллект, возможности которого в последнее время только возрастают.

Читайте также:  Виды психического расстройства. таблетки и прочие препараты от недуга

Познание нового, креатив и любознательность

Как известно, трезвый ум и способность ясно мыслить даже к преклонным годам обычно сохраняют те, кто на протяжении всей своей жизни демонстрировал любознательность, желание постоянно постигать что-то новое, получать актуальную информацию и быть в курсе новостей. Поэтому, кроме науки и раздумий, развивают ли шахматы интеллект, не стоит пренебрегать определенными правилами, касающимися образа жизни.

Несколько правил для мозга:

  • Постоянное познание нового – чтение научно-популярной и научной литературы, просмотр кино и канала Discovery, изучение энциклопедий, серфинг по познавательным сайтам, непрестанное получение и запоминание, обработка новой информации.
Познание нового, креатив и любознательность
  • Разрыв шаблона – попытки выполнять определенные действия не так, как привычно, а иными способами, освобождение от стереотипов, активное включение мозга и поиск новых методов для автоматических действий.
  • Искусство, творчество – освобождает разум от наносного и позволяет стать свободнее, выйти на новый уровень мышления и восприятия.
  • Не искать легкие пути – примитивный пример: выполнять вычисления в быту не на калькуляторе, а в уме, постоянно тренируясь.
  • Ставить сложные задачи и выполнять их.
  • Искать суть вещей – как дети, когда у них наступает возраст «почемучки».
  • Физические нагрузки – важны и для разума, так как дают энергию и силы.
  • Здоровый образ жизни – достаточный сон, полезное питание способствуют улучшению мозговой активности.

Сегодня учиться и развиваться интеллектуально очень просто: благодаря Интернету каждому доступны любые ресурсы – книги, фильмы, исследовательские работы, эксперименты, учебники и т.д. Поэтому самое главное – развиваться и идти вперед, познавать мир и не останавливаться на достигнутом.

фактов об интеллекте

Факт: Терренс Тао имеет подтвержденный IQ 230, что делает его самым умным человеком в мире. Он – австралийско-китайский математик американского происхождения. Он работает в области гармонического анализа, дифференциальных уравнений в частных производных, аддитивной комбинаторики, эргодики, теории Рамсея, теории случайных матриц и аналитической теории чисел. В 24 года стал самым молодым профессором в Калифорнийском университете.

Факт: Уильям Сидис был самым умным человеком в истории. Родился в 1898 году, уже в детстве показал экстраординарные математические и языковые навыки. Его коэффициент интеллекта, основанный на психологическом тесте 1933 года, предположительно, оценивался между 250 и 300 баллами.

Факт: Белые люди не умнее, черных. Что касается различий в интеллекте между расами, то было установлено, что в тестах интеллекта черные люди имели средний результат на 10-15 пунктов ниже, чем белые. Долгое время этой информацией злоупотребляли для доказательства превосходства белой расы, но позже исследователи поняли, что тесты интеллекта были культурно обусловлены. В то время, когда эта разница была обнаружена, чернокожие люди не были в том же положении, чтобы получить качественное образование, как белые люди, что повлияло на найденные различия. Кроме того, тесты на интеллект были разработаны белыми людьми в западном мире. В последнее время, когда различия в возможностях получения образования между белыми и черными людьми уменьшились, различий в IQ стало не существует.

Факт: Левши не умнее правшей! Идея о том, что левши вообще умнее правшей, была основана на примерах таких известных левшей, как Леонардо да Винчи, Микеланджело, Бетховен, Бенджамин Франклин, Исаак Ньютон… исследование Университета Аделаиды было проведено на более чем 5000 человек. Эксперты проследили за успехами школы и впечатлениями учеников об их способностях и обнаружили, что левши в среднем такие же или даже менее успешные в школе, чем правши.

Факт: атеисты не умнее верующих! Другой миф о том, что атеисты умнее. После того, как этот миф начал распространяться в интернете за последние 10 лет, было проведено более 200 исследований по всему миру, которые не показали никакой разницы между атеистами и верующими. Единственное, что доказано, это то, что студенты IT и теологического факультетов являются самыми умными.

фактов об интеллекте

Факт: за последние 100 лет IQ женщин рос быстрее, чем у мужчин – теперь результаты, которых женщины достигают на тестах IQ, такие же, как и у мужчин. Причина этого такая же, как и у черных людей, объясненных ранее. В прошлом женщины были не в том положении, чтобы получить качественное образование, как мужчины.

Факт: в Гонконге самое большое количество людей с самым высоким IQ в мире, а средний IQ достигает 107. Вторая Япония – она известна своей чрезвычайно строгой системой образования, в которой учащиеся должны посвящать большую часть своего дня и ночи обучению. 99 процентов населения имеет среднее образование и выше. Средний IQ в Японии составляет 105 баллов.

Факт: считается, что серийные убийцы обладают интеллектом выше среднего. Средний IQ серийных убийц 102.

Факт: умные люди склонны сопереживать другим, даже незнакомым людям на другом конце света, в ситуации, в которых они никогда не были раньше.

Что дает нам хорошо развитый социальный интеллект?

Хорошо развитый интеллект позволяет получить массу пользы для жизни, к тому же, при его развитии у человека появляются новые возможности.

Невербальное взаимодействие

При общении с людьми необходимо всегда обращать внимание на их действия, как они ведут себя при разговоре, в особенности это касается невербальных сигналов (движений руками или головой). Ведь любое движение может нести в себе большой смысл. А вот, чтобы при общении с человеком научиться разбираться в его движениях, необходимо прочесть определенную книгу. А после прочтения можно посмотреть понравившийся фильм, но без звука, чтобы на примере понять значение движений героев. Кроме того, благодаря этой книге можно хорошо развить свой социальный интеллект и научиться управлять личной невербаликой (сигналом своих движений), и для более точной передачи собственного эмоционального состояния.

Что дает нам хорошо развитый социальный интеллект?

Уверенность в себе и своих действиях

Повышение уровня «общественных» навыков во многом зависит от того, насколько вы уверенны в себе и своих действиях. Чтобы стать более уверенным, необходимо забыть обо всем негативе, улучшить осанку и ощутить собственные силы. А для этого можно просто начать заниматься спортом, купить брендовую одежду. Кроме того, нужно как можно чаще общаться с людьми, ведь умение заводить разговор довольно важен, в ином случае при встрече с незнакомыми людьми человек будет ощущать дискомфорт. Поэтому следует стараться общаться с большим количеством людей, а также регулярно заводить новые знакомства. При этом нужно учиться слушать, правильно разговаривать, наблюдать за собеседниками.

Читайте также:  Женская измена: причины и пути решения проблемы

Развитое мышление

Высокий уровень мышления – это так же не менее важный пункт на пути к развитию социального интеллекта. Просто постарайтесь хотя бы некоторое время не зацикливаться на проблемах и личных ошибках. Если можно решить проблему сейчас, то не стоит откладывать это на потом. А в остальных ситуациях не стоит слишком много уделять внимания мелким проблемам, ведь они несут только негатив и вызывают отрицательное воздействие на коммуникативные навыки, да и качество жизни в целом.

Самоконтроль

Что дает нам хорошо развитый социальный интеллект?

Высокий уровень позволяет привить контроль над своими эмоциями. Вечером каждого дня следует делать анализ того, что с тобой произошло за весь день, оценивая свое поведение и эмоции. Упражнение поможет контролировать порывы ярости, гнева и злости. Регулярная работа над собой и ощущение окружающего мира помогает считать себя его небольшой частью. Именно это дает полное взаимодействие с миром.

Ежедневное выполнение упражнений помогает расслабиться, так сказать, сбросить с плеч огромный груз постоянных проблем. Изолируясь от рутины, мы развиваем «общественные» навыки, что придает силы, делает нас лучше и совершеннее.

Эмоциональная грамотность

Однако, есть еще один ученый Клод Штайнер, который ввел такой термин как эмоциональная грамотность. Под ней он понимает, что каждый человек, который хочет «легко плыть по течению» жизни должен уметь:

  • Осознавать свои чувства, не скрывать их от себя
  • Уметь сопереживать
  • Научиться управлению своими эмоциями, самоконтроль их
  • Необходимо научиться побеждать свои эмоции, объяснять их
  • Учиться принимать и понимать чужие чувства, и научиться взаимодействовать с другими людьми

Наверное, это и есть тот самый «ключ к успеху» во всех сферах жизни. Гармоничная личность обладает высокими показателями и IQ, и EQ.

Качества человека с высоким эмоциональным интеллектом

  • Харизма и обаяние
  • Коммуникабельность
  • Стрессоустойчивость
  • Высокая работоспособность
  • Ответственность
  • Результативность
  • Позитивное мышление

Что можно сделать до возникновения эмоции

До возникновения эмоции можно использовать разные стратегии переговоров,чтобы не дать человеку войти в нее. При помощи гарвардской модели переговоров (win-win, win-lose) вы заранее сможете погасить часть эмоций, удовлетворяя потребность человека.

Если эмоция уже возникла, ее нужно назвать, осознать, разделить с кем-то и выразить:

Называем:

— О, похоже, ты злишься.

— Да! (и интенсивность эмоции немного падает).

Разделяем:

— Да, если честно, я тоже не в восторге от этой ситуации (человек видит, что он не один).

Даем возможность выразить:

— Ну расскажи, что случилось! (человек, рассказывая о своей злости, стыде, выражает эмоцию и снижает напряжение).

Причем это может помочь уже на стадии обозначения тем, кто не может сам себе назвать свои эмоции.

Что точно не надо делать — говорить людям: «Эй, давай-ка соберись, не злись, давай нормально поговорим». Это только раскачает эмоции: чужие чувства нельзя отвергать или игнорировать. Если эмоция есть — нужно работать с ней, а не отмахиваться.

После того, как вы снизили градус эмоции, человек готов дышать и с вами разговаривать, включайте коммуникативные техники. Они, в основном, связаны с прояснением ситуации. Если вы хотите влиять на эмоциональное состояние людей, приготовьтесь задавать много вопросов, чтобы прояснить позицию, узнать, чего они хотят, какие пути и препятствия видят. Чем больше соберете информации, тем легче предложить истории, дополняющие картину, которую они, возможно, не замечают.

— Я вижу, ты злишься.

— Да, я в бешенстве!

— Расскажи, что случилось (допустим, сотрудник возмущен, он получил зарплату меньше, чем в предыдущем месяце).

— Принеси, пожалуйста, расчеты (в этот момент я собираю информацию, возможно, вижу, что он не учел, что рабочих дней в этом месяце было меньше).

— А почему ты считаешь, что начислено неправильно? Ты был на инструктаже по системе оплаты? А, не был. Давай, расскажу, в чем дело.

И далее рассказать о системе. То есть, чем больше информации вы соберете, тем легче конструктивно работать с человеком «в эмоциях». Задача — вывести собеседника из них.

Социальный интеллект

Основная статья: Социальный интеллект

Социальный интеллект — способность правильно понимать поведение людей. |Эта способность необходима для эффективного межличностного взаимодействия и успешной социальной адаптации. Сам термин «социальный интеллект» был введён в психологию Э. Торндайком в 1920 году для обозначения «дальновидности в межличностных отношениях». Многие известные психологи внесли свою лепту в интерпретацию этого понятия. В 1937 году Г. Оллпорт связывал социальный интеллект со способностью высказывать быстрые, почти автоматические суждения о людях, прогнозировать наиболее вероятные реакции человека. Социальный интеллект, по мнению Г. Оллпорта, — особый «социальный дар», обеспечивающий гладкость в отношениях с людьми, продуктом которого является социальное приспособление, а не глубина понимания. Затем способности социального интеллекта многие известные учёные раскрывали в структурах общего интеллекта. Среди них наиболее ярко представлены модели интеллекта, предложенные Д. Гилфордом, Г. Айзенком. Среди психологов до последнего времени ведутся дискуссии вокруг определения интеллекта, данного Э. Борингом: интеллект есть то, что измеряется тестами интеллекта. Имеются различные точки зрения на оценку данного высказывания. По мнению В. Ф. Анурина, оно достаточно тавтологично, тривиально и прямо напрашивается на критику. Другие исследователи считают такое определение рекурсивным, что является чрезвычайно распространённым в математике, информатике, компьютерном программировании, искусственном интеллекте. Г. Айзенк не согласен с определением Э. Боринга: тесты интеллекта, утверждает он, составляются не случайным образом и опираются в своей разработке на хорошо известные, выявленные и проверенные природные закономерности, такие как принцип «позитивного многообразия».

Читайте также:  Болезни недоношенных детей: опасности и осложнения «фальстарта»

Гениальность

В некоторых случаях, когда человек проявляет высокую интеллектуальную активность в творческой деятельности, ей может сопутствовать то, что на основе определенных признаков воспринимают как гениальность.

Если понимать смысл механизмов, составляющих основу психики и обуславливающих интеллектуальный потенциал, а также суть самого этого потенциала, можно говорить об экстремальном состоянии интеллектуального творчества, т.е. о гениальности. Как правило, гениальностью является степень интеллектуального потенциала, способствующая созданию неординарных и особо выдающихся творческих результатов.

Состояние гениальности отличается своими характеристиками психической, а также физиологической организации. И эти характеристики таковы, что без кропотливой и вполне серьезной работы никаких гениальных идей и результатов ожидать просто не стоит. Среди данных характеристик можно выделить:

  • Необходимый уровень энергетики и энергии, зависящий, помимо прочего, от особенностей движения крови по сосудам, метаболизма и вентиляции легких. Если они не будут соответствовать определенным параметрам, у организма человека не будет возможности полностью раскрыть творческие навыки.
  • Независимо от уровня энергетики и энергии, у человека обязательно должна быть мотивирующая сила – что-то, что будет постоянно подталкивать его к действиям и заставлять придерживаться выбранного направления. Иначе человек не станет даже пальцем шевелить, ведь у него не будет никакой цели.

Если две этих характеристики присутствуют, а их сочетание оказывается подходящим, появляется неудовлетворенность человека текущим положением дел, требующим для своего изменения совершения осознанных волевых усилий. И когда понимание конкретной ситуации накапливается и достигает критической отметки, происходит то самое озарение, называемое гениальным. Если же человек будет лежать на диване и смотреть в потолок, ни на какие откровения ему лучше не рассчитывать.

Что же такое гениальность? В первую очередь, это постоянное пребывание в процессе осмысливания какой-либо творческой идеи, непрекращающаяся и преобладающая над всем остальным мозговая активность. Она не останавливается, даже когда человек спит, ведь она имеет для него такое большое значение, что получает подпитку из большинства существующих областей восприятия.

Эта активность не появляется сама по себе и из ниоткуда. Это следствие кропотливого изучения и обдумывания определенной проблемы или ситуации, играющей в жизни человека важнейшую, чуть ли ни главную роль (одной из таких ситуаций может быть состояние влюбленности, когда невозможно думать ни о чем другом).

Из этого следует вывод: чтобы делать поистине гениальные вещи, вовсе не обязательно быть гением от природы, наследовать какие-то генетические черты от предков. Состояния гениальности можно достичь искусственно, «заболев» чем-то окончательно и бесповоротно. Эта «болезнь» активизирует максимум интеллектуального потенциала, тем самым и приведя к состоянию творческой гениальности.

Мы глубоко убеждены, что развивать мышление и интеллект должен каждый человек. На это не должно влиять ни окружение, ни обстоятельства, ни какие-либо иные причины. Единственное, что должно оказывать влияние – это искреннее желание развиваться, становиться лучше и умнее. Мы желаем вам иметь это желание, никогда ни перед чем не останавливаться и, конечно же, собирать как можно больше информации о работе интеллекта и его особенностях.

Пусть наша статья послужит еще одной монеткой в вашу копилку знаний. Искренне желаем вам удачи и достижения новых вершин!

Советуем также прочитать:

  • Сторителлинг
  • Фактор общего интеллекта
  • Несколько приемов искусства думать эффективно из книги «Феноменальный интеллект» К. Шереметьева
  • Как стать умнее: 4 типа интеллекта по Стивену Кови
  • Интеллект и его развитие: несколько рекомендаций
  • Теория множественных интеллектов Гарднера
  • Коэффициент интеллекта: что это и как измеряется?
  • Развиваться или деградировать?
  • Теория Кеттелла-Хорна-Кэрролла
  • Чего вы могли не знать об интеллекте
  • Какие существуют модели интеллекта

Ключевые слова:1LLL, 1Когнитивистика

Интеллект ребенка

Еще в утробе матери начинается развитие интеллекта, что зависит от образа жизни женщины и той информации, которую она воспринимает. Интеллектуальная деятельность ребенка зависит от многих факторов: генов, питания, окружающей среды, обстановки в семье и прочего.

Интеллект ребенка

Главный упор делается на то, как родители общаются с ребенком, какие упражнения предлагают для развития своего интеллекта, насколько часто объясняют те или иные явления, как часто посещают различные места и пр. Сам по себе интеллект не развивается. Вначале многое зависит от того, что и как делают родители вместе с ребенком.

ОРТГК - на страже вашего здоровья