Игрушки для детей от 0 до 1 года | Какие игрушки нужны ребенку до года

Малыш учится познавать окружающий мир также и при помощи своих игрушек: различные формы, цвета и материалы действуют на его чувства. Для него просто удовольствие самому открывать вещи и накапливать удивляющий опыт. Эффект обучения повышается благодаря повторениям.

Как выбирать игрушки для ребенка

Безопасность и долговечность игрушки. При выборе игрушки необходимо обращать свое внимание на качество и прочность используемых материалов. Например, игрушки из гибкого пластика ребенок может быстро сломать, и игрушка будет представлять опасность для ребенка. Игрушка, сделанная из более прочного материала, будет служить не один год. Обращаем внимание на игрушки, состоящие из маленьких деталей, так как есть риск удушья для маленьких детей, а также риск растерять эти детали, что может послужить причиной для плохого настроения ребенка.

Универсальность игрушки. Использовать игрушку можно в разных аспектах, что позволяет сохранить надолго интерес к ней. Если ребенок играет с игрушкой, которая открывает для него каждый раз новые возможности, то это хорошая игрушка. Игрушка поощряет ребенка к тому, чтобы использовать его возможности, стимулирует его воображение к тому, как найти различные способы использования данной игрушки – это хорошая игрушка. То есть игрушка должна выполнять различные функции. Неоспоримым достоинством универсальной игрушки является то, что она «растет» вместе с ребенком. То есть ребенок будет использовать ее по-разному на протяжении всего его развития. Например, ребенок, играя в конструктор, с возрастом будет создавать из него разные модели, постройки, фигуры. Напротив, если игрушка предполагает только один вид деятельности, то в ближайшее время — это может вызвать незаинтересованность ребенка. И это происходит потому, что от ребенка ничего не требуется в игре с этой игрушкой. Следует избегать игрушек, которые приводят к пассивности ребенка и не стимулируют его на совершение активных действий. То есть игрушка практически не помогает ребенку развиваться, не заставляет его думать, мечтать, воображать, не учит самостоятельно принимать решения, предпринимать какие-то действия.

Игрушка должна доставить удовольствие ребенку, приносить радость. Удовольствие неразрывно связано с игрой. Если нет удовольствия, то для ребенка игрушка – это и не игрушка вовсе.

И главное, ни одна игрушка не может получить ярлык «хорошая игрушка», если она не соответствует возрасту и способностям ребенка. Как вы понимаете, каждый ребенок уникален и имеет свои собственные интересы. И только родители знают хорошо своего ребенка. А именно, где ребенок находится в своем развитии: умеет стоять или сидеть; любит ли трогать, смотреть, слушать, подражать, притворяться; строить дома, мосты, замки; рисовать, лепить, мастерить; играть с другими детьми. Исходя из уровня развития своего ребенка определяем, какая игрушка подходит ему, что дает эта игрушка. Например, она позволяет двигаться ребенку, стимулирует воображение, способствует общению, развивает моторику, мышление.

Задаемся вопросом, что приносит новая игрушка по сравнению с другими игрушками? Она предлагает ребенку новый опыт, возможность развивать новые возможности. Следует избегать покупки игрушек, которые развивают ребенка в одном и том же направлении. Необходимо убедиться, что материал для игры вашего ребенка будет разнообразным. Ответ на эти вопросы позволит сделать связь между этапом развития вашего ребенка и предлагаемыми игрушками, которые удерживают ваше внимание и игрушками, которые уже есть у вашего ребенка. Таким образом вы будете в состоянии сделать более осознанный выбор. Старайтесь не поддаваться искушению, характерному для многих родителей, рассматривать собственного ребенка как опережающего в своем развитии, и покупать ему игрушку, слишком сложную для его возраста. Это лучший способ, чтобы заглушить интерес ребенка к этой игрушке в будущем. Это безразличие, может даже сохраняться в тот момент, когда он будет в возрасте, соответствующем для игры с ней.

Куда девать надоевшие игрушки? Можно сложить игрушки в мешок и спрятать на некоторое время. Потом достать их снова. Детям обычно нравится поиграть с забытыми старыми игрушками, заново перебирать их. Также игрушки можно дарить младшим по возрасту деткам.

Читайте также:  О чем говорит постоянно повторяющийся сон?

Помимо покупных игрушек и игр хорошую службу сослужат различные крупы, макароны, лоскуты тканей разных фактур на ощупь, и даже камни собранные на прогулке.

При всем многообразии игрушек сегодня дети проявляют не меньший интерес к самодельным игрушкам, коробочкам и баночкам. А также ребятишкам постарше нравится мастерить что-нибудь из подручных материалов.

Марина Озерова, педагог, психолог:

«Я думаю, что внимательное созерцание квадратного метра поля или луга, когда наблюдатель находится в состоянии душевного покоя, дает сознанию большее ощущение простора и полноты жизни, нежели тысячекилометровые переезды и перелеты и многократная смена мест обитания».

Вадим Шефнер. Запоздалый стрелок, или Крылья провинциала. Период активного исследования.

Чем больше ребенок исследует окружающий мир, тем лучше. Именно сейчас малыш накапливает бесценный материал для дальнейших обобщений, он собирает эмпирические сведения о мире. Что это значит? Ребенок опытным путем выясняет, что, если прыгнуть в лужу – вода разбрызгается по сторонам. Песок в ведерко можно насыпать «с горкой», а воду налить – нет.

Я вынесла отрывок из произведения в качестве эпиграфа к этой статье потому, что иногда родителям кажется, что впечатлений должно быть много. И чем больше, тем лучше развивается ребенок. Это неверно – лучше хорошенько исследовать один предмет, чем сотню, но поверхностно. Впечатлений не должно быть как можно больше, но каждое впечатление должно быть хорошо «обработано», глубоко обдумано. Наоборот, если мозг ребенка набивается информацией и не успевает ее перерабатывать, хорошего результата не будет. Если у ребенка нет специальных дорогих «развивающих игрушек», зато ему вволю дают возиться с песком, водой и обычными бытовыми предметами – это намного лучше.

Главное, что должен освоить ребенок в этом возрасте – наблюдение. Это самая первая ступенька к настоящим научным открытиям. Понаблюдать, как ползут муравьи или как воробей чистит перышки – эти немудреные развлечения значат для развития интеллекта куда больше, чем все существующие «дидактические пособия»! Постарайтесь, чтобы у малыша был постоянный доступ к природным материалам и разным субстанциям (вода, лед, песок, и пр.).

В этом возрасте ребенку интересно тащить или везти игрушку за собой (каталки, звери и машинки на колесах, и пр.), вставлять одну вещь в другую (коробочки, матрешки и пр.), открывать или закрывать крышки на различных емкостях. Дети любят ставить предметы один на другой – для этого совсем необязательны пирамидки и кубики, вполне возможно составлять любые подручные предметы.

Дети любят строить (и ломать построенное). В этом возрасте лучше использовать обычные деревянные кубики – они требуют хорошего развития моторики, планирования, прогнозирования результата (если косо поставить – конструкция рассыплется). Конструкторы с жестки креплением («Лего» и аналоги) не дают ребенку развить необходимые моторные навыки, чувство удержания равновесия, весового соотношения деталей. Такие конструкторы лучше дать ребенку гораздо позднее.

Дети начинают играть в первые, пока самые примитивные игры – для этого можно купить мягкие игрушки или куклы. Ребенок «укладывает спать» мишку, «кормит», берет на ручки – повторяет все, что с ним самим проделывает мама.

Ребенок (независимо от пола) любит катать машинки и каталки (или кукольные коляски), нянчить куклу или мягкую игрушку. Не закупайте целый воз аксессуаров для игрушки (туалетные принадлежности куклы, гараж для машинок и пр.) – именно в этот период закладывается умение наделять предмет различными свойствами. Если ребенок может «позвонить» не только по игрушечному телефону, а в кубик или палочку – для интеллектуального развития это незаменимо.

Какие игрушки нужны ребенку до года?

Годовалый ребенок уже владеет обеими руками: вкладывает формочки одну в другую, нанизывает на стержень кольца пирамидки, раздевает и одевает матрешку. Любимая всеми юла, а также металлофон и барабан — как раз те игрушки, которые подойдут для ребенка до года. Осваивая их, ребенок учится, помимо прочего, рассчитывать силу удара для извлечения разнообразных звуков.

Именно в этот период малыша следует знакомить с огромным для него миром квартиры или комнаты, с предметами домашнего обихода. Ему нужно показать, как обращаться с водой, с посудой (небьющейся, разумеется). Чем раньше он начнет постигать это, тем безопаснее будут его игры.

Читайте также:  Диарея от стресса лечение – О метеоризме

Какие игрушки подойдут для ребенка до года?

Годовалый ребенок бурно радуется таким игрушкам, как пластиковый телефон, наборы кукольной посуды, кукольная парикмахерская. Ему это тем более интересно, что в это время он изо всех сил стремится копировать взрослых (мама причесывается — и дочь лопочет, требуя расческу). И еще: в этом возрасте дети любят все проверять на прочность, поэтому игрушки (любые предметы, которыми малыш занимается) не должны ломаться и уж тем более разбиваться.

Поскольку в этом возрасте ребенок учится владеть телом, с ним надо играть в игры, формирующие чувство равновесия и координацию движений. Лучше всего координируют движения ребенка игры с мячом: маленький мячик можно бросать и ловить, большой — толкать ручками и ножками, бежать за ним, догонять его и останавливать. Очень хороши насаженные на длинную палку бабочки (божьи коровки, стрекозы) на колесиках, которые малыш катит перед собой. Качели, прыгунки, лошадка-качалка — отличные объекты для развития чувства равновесия (конечно, раскачиваться на лошадке можно только с мамой — она и посадит, и покачает, и снимет).

Игрушки для ребенка на каждый случай

Необычайно интересны малышу до года игры с «водоплавающими» игрушками — уточками, рыбками и пр. А играм в песочнице вообще нет равных: годовалый человечек способен часами трудиться над формочками, пересыпая песок из одной в другую. В это время ему необходимы собственное ведерко, совок и грузовичок-самосвал. Выпекание куличиков из песка (то есть активное и осмысленное формообразование) — настоящий акт творчества, один из первых шагов на пути развития творческого мышления.

Кстати, годовалому ребенку уже можно дать в руки карандаши-полицветы и бумагу, а собирая его на улицу, положить в кармашек курточки цветные мелки. Когда он поймет, что эти предметы оставляют след, ему станет очень интересен результат манипуляций ими. Детские каракули — совсем не то, что вкладывают в это понятие взрослые. Это первая попытка опознать и хоть в малой степени осознать мир. Кроме того, каракули формируют скоординированность системы «глаз-рука».

Итак, в первый год жизни ребенка между игрой и познанием окружающего мира можно смело ставить знак равенства. Позднее наступит время сюжетно-ролевых игр, и тогда отношение ребенка к игрушкам станет иным. А сейчас жить и играть для него — одно и то же.

Как и сколько игрушек покупать?

Оговоримся сразу: по первому щелчку мы ребенку игрушки не покупаем. Большие и дорогие игрушки можно подарить на какой-то праздник, без повода приобретают настольные и развивающие игры, небольшие сюрпризы. Дети еще не умеют делать выбор, поэтому ваша задача – предложить чаду альтернативу: к примеру, спросить, хочет ли он машинку или все же купим мяч, чтобы всей семьей играть на природе?

Получая подарки по первому требованию, дети попросту устают от изобилия, их внимание рассеивается, поэтому многие игрушки пылятся где-то под кроватью или вовсе не достаются из коробки.

Почему количество игрушек стоит сократить?

  • Финансовый вопрос – у редкой семьи деньги бывают лишними, лучше купить одну, но желанную игрушку и больше времени проводить с чадом, чем пытаться откупиться от него дорогими подарками и при этом уделять минимум времени;
  • Вопрос выбора. Как ребенок научится выбирать, если он ни разу не пробовал? Предложите ребенку самому иногда подбирать для себя развлечения, присмотритесь, чем он больше интересуется – тогда и игрушки, пусть их будет несколько, но они будут любимыми;
  • Захламленность. Если игрушек много, возникает закономерный вопрос: где их, собственно, хранить? Поэтому лучше делать обдуманный выбор, а от лишних игрушек избавляться. Никто не призывает вас их выбрасывать, но можно приучить детей делать благие дела, отдав игрушки в детский дом или малообеспеченным семьям;
  • Не покупайте однотипные игрушки. 10 одинаковых кукол вряд ли принесут пользу, лучше приобретать разноплановые развлечения, направленные на развитие тех или иных качеств. Будьте реалистом: вы правда думаете, что каждая развивающая игрушка полезна? И пирамидка за 200 долларов лучше обычной деревянной только потому, что стоит дороже? Если у ребенка игрушек достаточно много, можно разделить их на два комплекта и чередовать каждые 2-3 недели. Так развлечения не будут надоедать;
  • От игрушек сломанных и испорченных лучше избавляться сразу, так детей можно научить ценить то, что у них уже есть;
  • Если ваше чадо увлекается коллекционированием, не нужно ему препятствовать. Просто установить правила: к примеру, раз в месяц пополнять коллекцию машинок или солдатиков. Заведите календарик и реестр покупок, вместе ходите по магазинам и выбирайте понравившееся, но заранее оговаривайте, что вы купите только одну игрушку, не поддавайтесь на истерики и капризы, маленькие дети – прекрасные манипуляторы.
Читайте также: 

Выбирайте игрушки правильно, они должны приносить пользу и нравиться ребенку, а не просто пылиться на антресолях. Тем более, если родители активно участвуют в воспитании, ребенку зачастую все равно, много ли у него игрушек, главное – ваше внимание и забота!

Как сделать интересные игрушки своими руками?

Увлекательные игрушки не обязательно покупать – их можно сделать самостоятельно. Самый популярный и действительно увлекательный вариант, часто включаемый в ТОП нужных занятий – бизиборд.

Развивающий стенд “бизиборд”

На ошкуренную и окрашенную доску прикрепляются всевозможные элементы, которые могут быть интересны крохе или используются в быту:

  • розетки;
  • дверные или оконные засовы;
  • выключатели;
  • телефонные трубки;
  • звонок;
  • шестеренки.

Главное, чтобы все детали были безопасны для ребенка и были надежно закреплены, чтобы он не смог оторвать их руками. Элементы можно скручивать и заменять новыми по мере взросления и перемены интересов малыша.

Еще один увлекательный вариант самодельной игрушки – ниткоплет. Он развивает мелкую моторику и стимулирует формирование фантазии. На деревянную доску набиваются гвоздики с круглыми безопасными шляпками так, чтобы стержни оставались над поверхностью на 3-5 см. За них в свободном порядке зацепляются разноцветные нити или резинки, создавая своими переплетениями геометрические фигуры.

Как сделать интересные игрушки своими руками?

ЧИТАЕМ ПОДРОБНО: доска для детей с замками и розетками своими руками

Очень популярны сейчас сенсорные коробки – в любую пластиковую или картонную емкость насыпается песок или мелкая крупа. Малышам нравиться копошиться в такой импровизированной «песочнице», играя в ней с некрупными игрушками.

ЧИТАЕМ ПОДРОБНО: сенсорные коробки для детей своими руками: пошаговые схемы

Мамы-рукодельницы создают для своих чад развивающие книжки. Мягкие тканевые странички наполняются интересными деталями – шнуровками, пуговками с застежками, липучками и молниями. В секретных кармашках малыши могут найти сюрпризы – аппликации с изображениями животных или бусы.

Клинический и перинатальный психолог, окончила Московский Институт перинатальной психологии и психологии репродуктивной сферы и Волгоградский Государственный Медицинский Университет по специальности клинический психолог Подробнее »

Творческое и логическое мышление

Стремление к творчеству у ребенка заложено природой, важно в самом раннем детстве дать импульс по высвобождению этой энергии созидания. Помогут в этом важнейшем процессе игрушки и стремление родителей принимать в процессе самое активное участие.

Для активного стимулирования творческого начала подрастающей личности необходимо постоянно приобретать нужные игрушки, соответствующие возрасту:

  • различные головоломки;
  • тематические наборы для творчества;
  • сортеры;
  • тканевые, деревянные и другие конструкторы, трафареты и т. д.;
  • мольберт;
  • краски и раскраски.

Кроме того, такие игрушки будут способствовать общему развитию ребенка, формированию у него усидчивости, настойчивости для достижения результата, развитию фантазии и пространственного мышления.

Обучающий телефон

В современных семьях дети часто видят телефоны в руках у родителей. Естественно, эти предметы привлекают их внимание. Вместо того, чтобы дать ребенку настоящий смартфон, намного полезнее предложить ему его собственный детский телефон. Он имеет форму стационарной трубки, сделан из высококачественного пластика и оснащен целым рядом полезных функций. Стандартные числовые клавиши при нажатии издают разные звуки и мелодии.

Такая игрушка проигрывает много разных песенок, сказок. Она обучает малыша знанию цифр, букв, умению отличать звуки, цвета. Световые эффекты привлекают внимание и развивают зрение ребенка. Детский телефон актуален с 3 месяцев и до 1 года, а в некоторых случаях еще дольше. Среди функций есть диктофон, который позволяет малышу слышать свой голос со стороны.

ОРТГК - на страже вашего здоровья