Гиперактивный ребенок в школе: 6 советов родителям и учителям

Прошло чуть больше месяца с начала учебного года, и во многих классах учителя столкнулись с похожими проблемами: дети, обычно мальчики, не слушают на уроках, делают, что вздумается, и с трудом контролируют себя. Сегодня таких детей принято называть гиперактивными. Могут ли такой диагноз поставить в школе? Как родителям наладить школьную жизнь ребенка?

Что делать?

Сначала следует установить причину гиперактивности ребенка, проконсультироваться со специалистами. В случае если невропатолог назначит лечебный курс, массаж и соблюдение особого режима, нужно строго следовать его предписаниям.

Важно создать вокруг вашего чада спокойную, благоприятную обстановку, так как малейшие разногласия в семье только заряжают ребенка негативными эмоциями. Общение с гиперактивным ребенком должно быть спокойным, мягким, так как тот восприимчив к настроению своих родителей и близких людей.

Причины гиперактивности

Почему ребенок так ведет себя, сможет ответить лечащий врач после детального обследования. Здесь учитывают такие мозговые нарушения:

  • снижение интереса к окружающему миру;
  • быстрая усталость;
  • нет последовательности в действиях;
  • ребенок не может спланировать все наперед;
  • отставание в развитии.

Здесь требуется комплексный подход в лечении, поэтому важно своевременно проконсультироваться с психологом, невропатологом. Обращаем ваше внимание, гиперактивность впервые можно выявить в 5 лет, очень редко в 3 года.

Кроме того, важно учитывать такие факторы:

  • Осложненная беременность. Проблемы возникают, если беременная постоянно страдала от высокого давления, токсикоза, а малыш от внутриутробной асфиксии. В дальнейшем все заканчивается развитием синдрома дефицита внимания.
  • Несоблюдение правил во время беременности. На нервную систему ребенка влияет образ жизни будущей мамы – курение, злоупотребление алкоголем.
  • Тяжелые роды. Синдром может быть последствием стремительных родов, родовых травм.

Признаки гиперактивности ребенка.

Про такого ребенка обычно говорят, что он «весь на шарнирах», с «моторчиком» или «вечным двигателем». Особенной «непослушностью» отличаются руки гиперактивного ребенка, – они все время, без устали что-то трогают, бросают, ломают. Гиперактивный ребенок постоянно пребывает в движении, он просто не способен спокойно ходить, спокойно сидеть, он постоянно бежит куда-то, прыгает, ерзает, болтает ногами.

Гиперактивный малыш всегда очень любопытен, но любопытство его сиюминутно, он не стремится увидеть больше, рассмотреть, разобраться, поэтому редко улавливает суть. Его любопытство не имеет ничего общего с любознательностью. Любознательность такому ребенку абсолютно не свойственна, зачастую он совершенно не задает вопросов свойственных детям: «зачем», «почему». Но если даже и задаст, вдруг, то умудряется забыть выслушать ответ на собственный вопрос.

Несмотря на постоянное нахождение в движении, все же у гиперактивного ребенка существуют некоторые характерные нарушения координации: гиперактивный малыш неловок, неуклюж, часто ломает игрушки, роняет предметы, часто падает. С его тела просто не успевают сходить синяки, царапины и шишки, но, ни какого вывода из этого гиперактивный ребенок не делает, и снова умудряется набивать шишки и ссадины на том самом месте.

Наиболее характерными чертами поведения ребенка при гиперактивности являются неусидчивость, рассеянность, невнимательность, негативизм, частая смена настроения, упрямство, вспыльчивость, агрессивность. Гиперактивный ребенок едва ли не всегда оказывается в самом центре событий, ведь он самый шумный и активный. Он с трудом может усваивать навыки, получать знания и не понимает многих заданий. Самооценка у такого непоседы зачастую серьезно занижена.

В течение дня гиперактивный малыш не бывает расслабленным, успокаивается он, только когда спит. Обычно гиперактивный малыш не спит в дневные часы, даже в младенчестве, что же касается ночного сна, то он зачастую весьма беспокойный.

Читайте также:  6 советов, как влюбить в себя парня в школе?

Когда такие детки находятся в общественных местах, они сразу же привлекают к себе всеобщее внимание, поскольку постоянно что-то трогают, хватают, куда-то норовят сбежать, и абсолютно не слушаются родителей. Воспитывать гиперактивного ребенка очень сложно, родителям гиперактивных деток невероятно трудно с самого первого дня жизни малыша. Постоянно необходимо находиться рядом, следить за каждым шагом своего неугомонного чада.

Признаки СДВГ (синдрома дефицита внимания и гиперактивности)

В чем же проявляется диагноз?

Невнимательность

— Гиперактивный школьник не может сконцентрировать внимание на чем-то одном дольше, чем на несколько минут. — Легко отвлекается (подростки – на отвлеченные мысли). — Допускает ошибки по невнимательности. — Порой может создаваться впечатление, что ребенок не слушает Вашу речь, — он будто бы думает о чем-то другом (даже если очевидных отвлекающих факторов нет). — Часто что-то забывает (в том числе, сделать). — Теряет вещи. — Избегает заданий, выполнение которых требует усидчивости и длительной вдумчивости. — Испытывает сложности в самоорганизации. — Не соблюдает правил, не доводит дела до конца.

Гиперактивность и импульсивность

Признаки СДВГ (синдрома дефицита внимания и гиперактивности)

— Ребенок запросто может встать со своего места тогда, когда не должен этого делать. — Движения становятся порывистыми и неуклюжими. — Проявляется нетерпеливость. — Обычно не может делать что-либо тихо. — Нередко выполняет бесцельные активные действия (бегает и прыгает в неподходящей ситуации). — «Ёрзает», двигает стопами и кистями, сидя на стуле. — Может ответить на вопрос еще до того, как его до конца произнесли. — Ребенок становится чрезмерно болтливым. — Он встревает в чужие разговоры и перебивает других людей.

Существует 3 вида диагностики заболевания.

  1. Первый предлагает следующие условия постановки диагноза СДВГ:возраста школьника – не менее 12 лет, наличие не менее 6 из перечисленных симптомов (которые проявлялись до 12 лет и держались дольше полугода), отставание в развитии относительно ровесников.В случае, если речь идет о возрасте с 17 лет, достаточно установления не 6, а 5 признаков.
  2. Второй вид диагностики предъявляет немного другие требования к постановке диагноза:появление симптомов до 7 лет, продолжительность их присутствия – не менее полугода, результат теста на IQ обследуемого – не менее 50.
  3. Третий предполагает прохождение специального компьютерного теста.

Признаки и симптомы

  • Неспособность усидеть на одном месте, бесцельная и бурная двигательная активность.
  • Неадекватное поведение, например, резкое вскакивание, неожиданный громкий смех или крик.
  • Неумение сосредоточится на одном занятии, малыш легко отвлекается.
  • Импульсивность действий.
  • Малыш очень часто ломает и теряет игрушки.
  • Плохо воспринимает обращенную к нему речь, рассеянный и забывчивый.
  • Плохо спит.
  • Неумение ждать, например своего хода в игре или обещанного подарка.
  • Необдуманность поступков и действий.

Причины

Точные причины возникновения гиперактивности у детей до сих пор неизвестны, но многочисленные исследования приблизили современную медицину к пониманию, что корни этого синдрома уходят в генетику и социально-психологические факторы. Так, СДВГ нельзя назвать болезнью и от неё нельзя «вылечить», так как гиперактивностью не заболевают.

Наиболее распространённые общепринятые причины гиперактивности и синдрома дефицита внимания — это генетические сбои, врождённые изменения в работе мозга и социально-психологические факторы.

СДВГ может быть вызвано рядом причин:

Причины
  • Наследственность. Исследования гиперактивности у близнецов позволило сделать выводы о генетическом характере синдрома. По данным ВОЗ, вероятность передачи СДВГ по наследству составляет около 32%;
  • Негативное течение беременности и родов. У детей женщин в возрасте от 45 лет гораздо чаще рождаются дети с диспраксией и признаками нарушения внимания;
  • Недоедание во время беременности, роды раньше срока, низкая масса тела новорожденного, болезненный токсикоз и угроза прерывания беременности — факторы, способные провоцировать развитие СДВГ;
  • Гормоны стресса, тревожное состояние матери во время беременности может передаваться плоду и также провоцировать нарушение его развития;
  • Негативная обстановка в семье не может быть причиной развития СДВГ, но может тому способствовать, закрепляя и усиливая психическое отклонение, а в случае с генетической предрасположенностью ребёнка, постоянный стресс может усугубить его состояние до клинического;
  • Злоупотребление родителями алкоголя, физические наказания, грубость, нетерпимость, конфликты и отсутствие готовности родителей к появлению детей и семейной жизни может оказать негативное влияние на развитие гиперактивности.
Читайте также:  10 признаков того, что у вас зависимость

Однако нередко появляются гиперактивные дети в благополучных семьях, при благоприятном течении беременности, родов и общей положительной обстановке семье. В таком случае стоит говорить именно о генетической составляющей заболевания.

Каковы бы ни были причины развития СДВГ у ребёнка, это не приговор и справиться с ним можно, если правильно действовать.

Советы родителям

Малышу с СДВГ необходимо много родительского внимания. Нужно стремиться всегда его выслушивать, не отказывать в помощи при выполнении заданий, всячески способствовать развитию его усидчивости. Ребёнок с гипердинамическим синдромом особенно нуждается в похвале, принятии, одобрении, поддержке.

Перед тем как наказать малыша, родители должны вспомнить о том, что у этого маленького человечка всё в порядке с интеллектом, но есть некоторые затруднения с контролем над моторной деятельностью. Он не намеренно себя так ведёт, просто ему трудно остановиться.

Нужно позаботиться об организации режима дня, стараться проводить больше времени на улице. Прекрасным решением станет отдать малыша на плавание, гимнастику, спортивные танцы, верховую езду. Дома можно сделать небольшой спортивный уголок, чтобы малыш имел возможность выплеснуть свою неумную энергию.

Выбирая детский садик, лучше отдать предпочтение тому, где имеется возможность играть, активно двигаться, делать задания и отвечать по желанию. Следует объяснить воспитателю особенности психики ребёнка. Если из-за поведения крохи начнут страдать другие дети, стоит забрать его из этого учреждения. Важно помнить при этом, что малыш не виноват. Ему надо объяснить, что его забрали, так как эта группа не подошла.

Отдавая ребёнка в школу, очень важно подобрать подходящее заведение. Следует проинформировать учителя о диагнозе и обсудить, как ему себя вести, чтобы не травмировать особенного малыша и облегчить его адаптацию в классе. Домашние задания должны быть короткими, но эффективными. Уроки нужно делать в одно и то же время. Чтобы узнать, какое время является самым подходящим, следует лишь понаблюдать за ребенком. Нельзя использовать наказания, которые лишают его возможности двигаться.

Психологи утверждают, что благоприятная обстановка в семье и правильно составленный режим дня способны помочь в лечении. Нужно создать спокойную обстановку, которая бы не раздражала малыша. Это позволит ему чувствовать себя более спокойно. Немаловажно сформировать у ребёнка рефлексы, благодаря которым он сможет придерживаться установленного распорядка. Допустим, приучить его ложиться спать лишь после того, как он услышит сказку на ночь.

Что делать, как успокоить гиперактивного ребенка

Родители, впервые столкнувшиеся с проблемой гиперактивности ребенка, не всегда понимают, как правильно себя вести, какие методы лечения предпринимать и каким образом реагировать правильно на сложившуюся ситуацию. Сложности часто возникают у родителей детей дошкольного возраста, поскольку малыши только начинают адаптироваться в мире, и своевременно распознать проблему непросто.

Общие рекомендации

Самое важное правило для родителей — осознать, что их ребенок сам страдает от своего состояния, он не плохой, не делает назло родственникам те или иные вещи, у малыша есть проблема, с которой ему должны помочь справиться мама и папа.

  • Старайтесь налаживать физический контакт с ребенком, чаще его обнимать, чтобы он чувствовал поддержку близкого человека, это позволит ему быстрее успокоиться.
  • Составьте распорядок дня. Поскольку дети, страдающие этим недугом, не могут организовать свое время и дела, это должны помочь сделать родители. Следование установленному расписанию позволит избежать ненужных стрессовых ситуаций.
  • Избегайте мест большого скопления людей или мероприятий, где ребенок может испытать чрезмерное возбуждение.

Если у малыша все-таки случился срыв, то есть основные правила, позволяющие быстро переключить его внимание и успокоить, не допуская истерики:

  • отвлечь интересным предметом, звуком, событием;
  • предложить заняться чем-то другим (смена деятельности);
  • отреагировать на происходящее неожиданным образом, пошутить, задать неожиданный вопрос и т. д.;
  • не запрещать действия категорическими понятиями «нет», «нельзя»;
  • выслушать малыша, если он пытается высказаться.

Двигательная активность

Интенсивная физическая нагрузка очень полезна для детей с синдромом повышенной активности, поскольку гормональные изменения, происходящие при этом в организме, позволяют достигнуть двигательной уравновешенности. Разумные физические упражнения, как и активные игры на свежем воздухе, помогают успешно бороться с гиперактивностью ребенка.

Читайте также:  5 беспроигрышных заговоров, чтобы вернуть любимую девушку

Важно! Детям с СДВГ противопоказаны соревнования, выступления и другие виды физической активности с выраженной эмоциональной составляющей.

Идеально подходят любые виды аэробных нагрузок с монотонным выполнением: бег, плавание, велоспорт. Хорошо, если спортом будут заниматься и родители, это позволит совместить физическую и психологическую пользу.

Помощь психолога

Это важнейший инструмент в борьбе с СДВГ, он включает не только работу гиперактивного ребенка с психологом, но и конкретные советы для родителей, что делать для того, чтобы коррекция состояния возымела эффект, производится коррекция отношений внутри семьи, коллектива. В основном работа психолога направлена на уменьшение тревожности и агрессивности, повышение коммуникативных способностей пациента.

Семейная психотерапия и релаксация

Лечение СДВГ предполагает обязательное проведение семейной психотерапии. Очень часто помощь психолога требуется именно родителям, которые впервые сталкиваются с этим диагнозом, ведь именно их задачей становится создание условий, благоприятных для лечения.

Наряду с вышеуказанными методами применяются различные способы релаксации: аутотренинг, гипноз, медитация, визуализация действий или процессов. Эти упражнения позволяют снизить активность симпатической нервной системы, расслабить и уменьшить тревожность у пациента.

Правильное питание

Существует мнение, что гиперактивность возникает как следствие пищевой аллергии. В основном связывают заболевание с чрезмерным употреблением в пищу салицилатов. Ароматизаторы, пищевые добавки, красители красного и оранжевого цветов, содержащиеся в различных продуктах, могут спровоцировать или усугубить СДВГ.

Пациент с таким диагнозом должен придерживаться рационального питания. Разумеется, не стоит совсем лишать кроху вкусностей, однако употребление вредных веществ и красителей, а также пищи, богатой углеводами, следует ограничивать.

Медикаментозные препараты

Лекарственная терапия синдрома повышенной активности имеет высокую эффективность, как правило, действенна в 80% случаев.

Следует отметить, что волшебной таблетки от этого недуга не существует, а большинство препаратов, применяющихся у гиперактивных детей, назначаются для уменьшения выраженности симптомов, поэтому лечение длится обычно довольно долго. Как правило, врачи назначают психостимуляторы, ноотропы, препараты седативного действия, корректирующие реакцию на раздражители.

Важно! Психотропные препараты имеют ряд противопоказаний и побочных эффектов, поэтому их применение возможно только по назначению врача.

Народная медицина предлагает традиционные чаи на основе успокоительных трав: мяты, мелиссы, ромашки или сборов на их основе.

Доктор Комаровский о гиперактивном ребенке

Знаменитый украинский педиатр Евгений Комаровский считает, что:

  • Гиперактивным можно считать того ребенка, у которого возникают проблемы во время общения с друзьями в школе или в детском саду. Если коллектив не принимает карапуза, а школьная программа не усваивается, то можно говорить о болезни.
  • Чтобы гиперактивный карапуз прислушался к Вашим словам, необходимо для начала привлечь к себе его внимание. Когда малыш чем-то занят, он вряд ли отреагирует на просьбу родителей.
  • Не нужно менять своего решения. Если Вы запрещаете что-то, то этот запрет должен действовать постоянно, а не от случая к случаю.
  • Безопасность в семье с непоседами должна стоять на первом месте. Необходимо организовать жизненное пространство для гиперактивных детей так, чтобы он не мог во время игры нанести себе травмы. Требуйте собранности и аккуратности не только от малыша, но и от себя.
  • Не нужно просить живчика выполнять сложные задачи. Постарайтесь разделить такую работу на простые этапы, так Вы добьетесь лучших результатов. Используйте план действий в картинках.
  • Нужно хвалить при любом удобном случае. Даже если маленький художник не до конца раскрасил картинку, похвалите его за аккуратность и старание.
  • Необходимо заботиться о собственном отдыхе. При любой возможности родители должны отдыхать. Можно воспользоваться помощью родственников и попросить их немного погулять с малышом. При воспитании гиперактивных детей очень важно спокойствие и уравновешенность его родителей.

У Вашего особенного малыша не должно быть сомнений, что родители его очень любят. Правильное поведение родителей в воспитании гиперактивного ребенка решит эту проблему. Уделяйте внимание карапузу, придерживайтесь советов специалистов.

ОРТГК - на страже вашего здоровья