Диплом о высшем образовании: must have или нет

Нужен ли диплом о высшем образовании? Сейчас много возможностей получить знания альтернативным путем и применить их на практике. Давайте разберемся, взвесив все «за» и «против» классического высшего образования.

Зачем и кому нужен диплом в России

В нашей стране образование получило священный статус с приходом советской власти. В 1917 году большевики «раздали буквари» всему Советскому Союзу и научили вчерашних крестьян читать и писать. К 50-м годам образование стало бесплатным и всеобщим; «поступить детей в институт» стало главной задачей каждого родителя. Это мы наблюдаем и сегодня: около 70 % выпускников школ поступают в вузы.

Цена высшего образования довольно высока: тем, кто не пройдет на бюджет, придется платить от 40 тысяч до миллиона рублей в год. Средняя стоимость обучения в ведущих вузах Москвы и Петербурга (МГУ, НИУ ВШЭ, СПбГУ) — 300 тысяч рублей в год. В вузах попроще — 150–170 тысяч. В регионах обучение обходится дешевле, но и дипломы провинциальных вузов котируются меньше. Умножим эти цены на пять лет, добавим стоимость аренды жилья и прочие расходы на учебу. Стоила ли овчинка выделки, а диплом — кредитов и займов, можно понять только после выпуска. Легко ли найти работу? На какую зарплату можно претендовать с этим дипломом?

«На предварительных собеседованиях в таких госкорпорациях, как Газпром, до сих пор важно не только наличие диплома, но и оценки. Это удивительно, ведь багаж знаний и опыта сильно меняется с момента их получения. Да и в структурах помельче по-прежнему встречаются бинарные бюрократические механизмы, которые теряют эксперта из-за заданных при поиске фильтров». Сергей Мелкумов, генеральный директор «Миттельштанд Консалтинг».

В прошлом году Роструд выяснил: по специальности работают меньше трети опрошенных. Стоит ли удивляться тому, что молодежь в возрасте от 18 до 24 лет называет учебу в институте необязательной. Согласно опросу ВЦИОМа, 72 % респондентов считают, что карьера возможна и без диплома. Не диплом красит человека, а soft skills, hard skills и релевантный опыт.

Петр Левич, основатель Future Foundation, утверждает, что «все больше работы будет связано со способностью придумывать новые решения или выносить собственные суждения, не опираясь на заранее заданные параметры».

Следовательно, задача образовательных учреждений — не столько обновить багаж передаваемых знаний, сколько переопределить логику образовательной модели. Вузам нужно время, чтобы изучить новые сферы труда, ориентированные на реализацию творческого потенциала человека (креативная экономика, киберэкономика и др.) и пересмотреть форматы обучения. В это время мы с вами можем использовать все существующее богатство образовательных форматов. Это стажировки, платные и бесплатные онлайн-курсы, мобильные приложения, устройства дополненной реальности, массовые игры и другие ресурсы.

«Даже правильного диплома уже недостаточно для того, чтобы выгодно отличаться от конкурентов при трудоустройстве на работу мечты. В моем резюме образование не ограничивается дипломом в области международной торговли: я прошел курсы повышения квалификации, получил второе высшее (онлайн) и принял участие в 6-месячной академической программе в Великобритании. Мои инвестиции в резюме и карьеру окупились высокооплачиваемой работой по специальности, а накопленная экспертиза позволила создать собственную компанию». 

Сергей Мелкумов, генеральный директор «Миттельштанд Консалтинг».

Что дает университет?

Университет предоставляет возможности

  • Возможность приобрести профессиональные квалификации. Безусловно, получение профессии — это первое, что приходит в голову, когда речь заходит о высшем образовании. Однако не стоит воспринимать это как должное. Далеко не каждый студент преуспевает в учебе и действительно становится профессионалом своего дела. Не каждый к концу обучения все еще уверен, что выбранная специальность — это дело его жизни. И не каждый, устроившись на работу после выпуска, находит полученные профессиональные навыки полезными и применимыми на практике. Тем не менее, этот пункт все еще остается самым важным: при наличии мотивации студент сделает все возможное, чтобы выйти из вуза профессионалом; разочарованный в своем выборе студент извлечет пользу из этого этапа и перейдет к следующему, более подходящему; а для студента с не совсем актуальными знаниями более важными окажутся другие преимущества университета, благодаря которым он сможет усовершенствовать себя и свои навыки для конкретной работы. Речь об этих преимуществах пойдет в следующих разделах.
  • Возможность получать более высокую зарплату. По статистике, чем выше уровень образования работника, тем большая зарплата ждет его при трудоустройстве. Особенно сильный разрыв наблюдается между теми, у кого есть только среднее образование, и обладателями степени бакалавра[0]. Но здесь, как и в предыдущем пункте, все зависит от выпускника и его усилий. Университет — своего рода взлетная площадка, без которой человеку сложно, а порой и невозможно, взлететь на желаемую высоту.
  • Возможность двигаться по карьерной и академической лестнице. Наконец, университет предлагает систему, слаженную структуру, благодаря которой человек сразу видит разные варианты действий и может более-менее четко спланировать свое будущее: окончить бакалавриат и пойти работать; поступить в магистратуру и освоить более узкую специализацию; или же стать PhD и заниматься преподаванием и научными исследованиями.
Читайте также:  Обидчивый ребенок что делать: принимаем оперативные меры

Университет дает фундаментальные знания

background knowledge

Университет дает доступ к первоклассному оборудованию

Университет предлагает гранты и стажировки

Университет учит общаться

  • Вы с детства танцуете и поете? Вам на студенческую сцену с ее концертами, фестивалями и творческими конкурсами;
  • Знаете один, два и более иностранных языков? Присоединяйтесь к разговорным клубам для полиглотов;
  • А может вы всегда мечтали помогать другим и отстаивать интересы тех, кто в этом нуждается? Вас уже с нетерпением ждут в составе волонтерского корпуса, студенческого совета и buddy-программы для новеньких студентов-иностранцев;
  • Не нашли интересующего вас объединения? Создайте свое — вам точно не помешает организаторский опыт.

Университет учит правильно ставить цели

Зачем халява?

Татьяна Шитлина, "АиФ по Оби": Игорь Александрович, сейчас чуть ли не все после школы идут в вузы. Но странное дело – дипломов много, а специалистов мало…

Игорь Вальдман: Так и есть. На эту тему Алексей Кортнев спел песню в самую точку:

«Родившись на свет в России,

Ребёнок усердно ждёт,

Когда безо всяких усилий

По жизни ему попрёт…

Сначала он в школе скучает,

Халявит в вузе потом

И в 20 годков получает

Какой-нибудь вялый диплом».

– И что делать с этим вялым дипломом? Вяло работать на вялом производстве? Или образование всё же нужно, хотя бы как знак того, что «попёрло»?

– Если серьёзно, то образование – очень важная составляющая личности человека. Как бы то ни было, оно структурирует мышление – а это подготовка к тому, чтобы мы в течение жизни принимали правильные решения. Освоив этот базис, легче развиваться, продвигаться, решать проблемы по мере их появления.

Читайте также: 

– Новосибирск считается научным центром, значит, образование – вроде как «градообразующий» компонент… Удаётся ли держать городу планку?

– Наш регион несырьевой. Промышленность, по сравнению с советскими годами, сильно просела, хорошо, что мы наукой не окончательно ослабли. Уровень образования в НСО неплохой, учитывая проблемы, которые есть и в стране, и даже за рубежом. Только понятие «образование» слишком многоплановое. Дошкольное – на совести родителей, затем обязательное среднее и потом высшее – необязательное – личный выбор каждого, хотя в последнее время оно приближается почти к поголовному среди выпускников школ. В принципе, мы производим знания, технологии, подготавливаем людей, которые могут быть в дальнейшем востребованы.

Статья по теме Неограниченные возможности. Лучшая инклюзивная школа России- в Новосибирске – Я в своё время училась, лишь бы получить диплом. А уже потом примеривала профессии и кардинально их меняла. Сейчас тоже, наверное, не каждый абитуриент идёт в вуз за призванием?

– Профессия, которую получает студент, – это ещё не судьба. В начале нулевых министерство образования времён Владимира Филиппова пришло к выводу, что каждый человек в своей жизни не менее пяти раз изменит место работы и до трёх раз – род занятий. Не просто перейти из отдела в бюро, а в принципе заняться чем-то другим. А это принципиально новый подход, раньше люди гордились, если проработали на одном месте всю жизнь. Но пришли 90-е, всех смело с работы, пришлось выживать кто как может. В течение человеческой жизни бывают различные потрясения – впереди может оказаться ещё не один кризис. Но даже если их не будет, кто сказал, что мы не изменимся? Образование – это то, что позволяет двигаться, не только учиться, но и переучиваться. Очень часто первое высшее образование – это только база. Но если эта база добротная, то на ней можно строить всё что угодно – широта кругозора только в помощь. Если же мы получали диплом по упрощённой форме (это сегодня возможно), то на что опираться?

– Но это же зависит от того, как учат?

– Это верно, сейчас в вузах учат массового специалиста. Вспомню другого министра образования, Андрея Фурсенко, который говорил, что нам нужен не творец, а квалифицированный потребитель. Эта сентенция прозвучала в середине нулевых и определила, куда двигаться образованию. Общество услуг – это не только наша беда, это тренд мирового развития, и образование стало на это реагировать. Обслуживает и готовит «обслуживающий персонал». Мы все помним, как вузы наперебой начали учить по «модным» направлениям, как шутили в начале века, «космонавтов-подводников со знанием английского и бухгалтерии». Сейчас федеральные стандарты образовательных услуг включают массу формальностей, усилился бюрократический пресс, мало возможности для развития и творчества. Перенос часов из одного раздела в другой надо либо спрятать, либо оправдать. Зато физкультура, которую раньше «проходили» два курса, теперь – все четыре года обучения. Зачем?

Читайте также:  Как жить и бороться с паническими атаками при ВСД

Можно ли стать ценным специалистом без диплома

В IT-сфере стать специалистом без диплома можно, если этому не будут препятствовать разработанные в России государственные профстандарты.

В ином случае стоит обратить внимание на иностранные компании, в которых наличие диплома не важно. Около 30% разработчиков компании Voximplant (создателя облачной платформы) не имеют профильного образования.

А в компании Google вместо диплома нужно наличе:

  • опыта работы (который можно получить во время учебы);
  • чувства сопричастности, умения работать в команде;
  • желания саморазвиваться;
  • умения принимать решения, брать на себя ответственность;
  • стремления и умения учиться (характеризует умственные способности человека, способность усваивать новые знания).

Диплом и раньше не был важен в предпринимательстве, торговле, туризме, маркетинге, индустрии моды, сфере развлечений. Для многих творческих специальностей (копирайтер, писатель, дизайнер, фотограф) тоже не нужна «корочка». Здесь важно наличие портфолио.

Отдельным профессиям в области IT и продвижения сайтов (SMM-специалист, контент-менеджер, специалист по SEO) пока еще не учат в вузах, и есть шанс, что работодатель не поинтересуется наличием высшего образования.

Если у вас есть запас знаний и навыков, хорошо разбираетесь в какой-то области, откликайтесь на вакансии, ходите на собеседования. А диплом (если таковой впоследствии потребуется) сможете получить при заочном или дистанционном обучении.

Справиться с академической нагрузкой во время учебы независимо от формата получаемого образования помогут специалисты сервиса

Передовики по вкладу в инновации

Главные инноваторы — Москва и Московская область, Иркутская и Томская области, Ставропольский край. В этих субъектах РФ действуют активные разработчики ноу-хау, генераторы новых технологий — крупные национальные исследовательские университеты.

Распределение региональных систем высшего образования по значениям субиндекса «вклад в инновации».

Очевидно, что в одну группу могут попасть регионы с очень разными социально-экономическими показателями. Прямой связи между субиндексами и уровнем развития региона не обнаружено, поясняют авторы доклада. Влияние университета на экономику территории, как было показано, — комплексная характеристика, не вытекающая напрямую из социально-экономической ситуации в субъектах РФ.

Исследование таких характеристик поможет по-новому сориентировать направления развития систем высшего образования в регионах.

*Государственные расходы на образование рассматриваются как инвестиции и предполагают «дивиденды». В России эти расходы составили 1,2% от ВВП (2013 год). Для сравнения: в Великобритании и Нидерландах они составляют 1,8% и 1,7% ВВП соответственно.

**Для расчета показателей использовались данные Мониторинга эффективности вузов (выпуск 2015 года), Мониторинга трудоустройства выпускников (выпуск 2015 года), Федеральной информационной системы «Прием» (2014), Росстата и пр.

Приложение 1.

См. также:

Вузы нужно изучать по комплексу параметров

Университетам нужна бережная поддержка

Университеты играют роль миротворцев

Вузы приходят в упадок из-за сопротивления переменам

Поддержки заслуживают не только элитные университеты

Университет служит инкубатором для среднего класса

Все материалы автораОбразование вузы образование регионыПодпишись на Подписаться

ОРТГК - на страже вашего здоровья