Дидаскалейнофобия («страх школы»): причины, симптомы и лечение

Анатидаефобия – это навязчивый страх, что где-то в мире есть утка, следящая за вами.

Подробный обзор

Причины: почему ребенок боится идти в школу?

Причины страха школы могут быть самыми разными, все зависит от ребенка и ситуации, в которой он находится. Мы рассмотрим самые частые ситуации, в которых ребенок боится и отказывается идти в школу.

  1. Страх перед новым коллективом. Это зачастую происходит с детьми, которые не ходили в детский сад и очень сильно привязаны к родителям или старшим родственникам (бабушкам и дедушкам). Для малыша школа – новый мир, где ему приходится действовать самостоятельно. Не все оказываются к этому готовы. В итоге можно наблюдать страх, панику и даже истерику, когда речь заходит о школе. Новые знакомства, новый коллектив, новая обстановка – это стресс даже для взрослого человека, что тут говорить о маленьком ребенке.
  2. Страх неодобрения . Хватить детей – это прекрасно. Нужно поощрять их за победы и успехи, большие и маленькие, но иногда в семье от малыша требуют слишком много. Он начинает думать, что за неодобрением обязательно следует наказание. В школе не все могут учиться хорошо по всем предметам, и дети, которые боятся неудачи, просто не могут этого принять. Они еще слишком малы, чтобы понять, что не обязательно быть лучшим во всем. Но плохая оценка или замечание учителя может очень сильно подкосить такого ребенка. Кстати, психологи выработали полезные рекомендации для успешного обучения ребенка в школе.
  3. Страх перед учителем . Иногда у детей могут сложиться не очень хорошие отношения с каким-то учителем. Это всегда болезненно, а в особенности для учеников начальных классов, которые воспринимают все намного острее. Таким образом формируется страх перед учителем и школой соответственно. Ребенок просто не хочет посещать место, где сталкивается с объектом своего страха.
  4. Проблемы с коллективом . Еще одной причиной страха школы может быть проблема с коллективом. Дети не понимают, что могут быть грубыми, и обычно не берут на себя ответственность за собственные действия. Обычно оказывается так, что детский коллектив действует намного жестче взрослого и может сильнее влиять на его членов. Если Ваш ребенок плохо прижился в классе, это может стать огромной проблемой как для него, так и для вас.
  5. Выход из зоны комфорта . Школа – это новая среда, которая ребенку неизвестна. А некоторые дети совсем не хотят ее узнавать, им лучше и комфортнее оставаться в привычной атмосфере дома. Страх покинуть привычную среду заставляет ребенка бояться ходить в школу.
  6. Банальное нежелание . Бывает все намного проще. Иногда ребенок только играет страх, чтобы не делать того, чего ему не хочется. Тут главное отличить настоящую эмоцию от представления для родителя.

Говорите со своим ребенком, узнайте причину его страха. Помните, что нельзя говорить ему, что это незначительно и бояться нечего, потому что проблема, которая кажется Вам мелкой, кажется Вам прихотью, может для ребенка быть очень серьезной травмой.

Низкая самооценка у ребенка

Мы рекомендуем корректировать проблемы самооценки в детстве или подростковом возрасте, пока низкая самооценка не закрепилась и не “пустила корни” во все сферы жизни человека. В большинстве случаев проблема вполне решаема.

Как известно, любой человек нуждается во внешней оценке. Она может быть как позитивной – восхищение, гордость за успехи, любовь, уважение, так и негативной – упреки, презрение, обвинения в  неудачах, грубость, равнодушие. В основном, на оценке внешней и строится своя внутренняя оценка, как результат анализа нескольких мнений. В случае с маленьким человеком проблема пониженной самооценки, однажды возникнув и беспрепятственно продолжаясь, может существенно повлиять на психологическое развитие, наложив негативный отпечаток на личность как таковую. Устранение же психологических проблем, комплексов, фобий, индивидуальных негативных аспектов поведения – берущих начало в раннем возрасте – у взрослого является более трудным и продолжительным процессом, если они не были диагностированы и устранены в детстве.

ети с низкой самооценкой, как правило, робеют при общении и говорят тихим, неуверенным голосом. Низкая самооценка у ребенка формируется, как правило, под влиянием социального окружения. Семья, круг друзей во дворе, детском саду или в школе. Причем это формирование самооценки может произойти под влиянием всего лишь одного человека, если этот человек – единственный из всего круга общения – каким-то образом оказал доминирующее воздействие на формирование самооценки у ребенка. Например: в большой семье агрессивно доминирующая бабушка может создать низкую самооценку у ребенка, которого обожают и боготворят родители. Или неадекватный воспитатель в детском саду может существенно подорвать самооценку ребенка, любимого и всеми уважаемого в семье. Либо сосед, проходя мимо ребенка в неудачный для того психологический момент сказать что-то неприятное и таким образом повлиять на самооценку ребенка. Большинство детей не готовы или не имеют желания делиться своими переживаниями с кем либо. Ребенок остается один на один с проблемами, с переоценкой своих мыслей и поступков, и в данном случае его самоанализ искажен чужим мнением. Последствия подобного самоанализа с течением времени могут быть непредсказуемы.

Самооценка может снизиться ненадолго, например, в результате негативного мнения со стороны. При этом важно и то, кто высказывает мнение. Разумеется, что на длительную, системную, низкую самооценку ребенка влияют, в основном, люди, с которыми у него есть долговременные связи. От воспитателя детского сада до членов семьи, включая детей (старших или даже младших), а не только взрослых. Продолжительные эмоциональные связи создают  авторитеты, учитываемые ребенком при самооценке.

Как справиться с фобиями

В некоторых не слишком запущенных случаях это можно сделать самостоятельно. Но, что действительно важно, — это правильно определить, с чем именно вам предстоит бороться. В связи с тем, что каждый конкретный страх имеет все-таки свои определенные причины, то ниже приведены некоторые рекомендации общего характера.

1. Научитесь не акцентировать и не заострять внимание на негативных и чрезмерно отрицательных эмоциях

Но у вас всегда должны быть «в запасе» парочка ярчайших приятных воспоминаний, которыми можно в любой момент «перекрыть» возникшую стрессо-эмоциональную ситуацию, как только она возникает.

Научитесь моментально «доставать» подобные приятные воспоминания из «омута памяти» и делайте это каждый раз, как только начинаете понимать, что неприятности просто захлестывают вас с головой. Аналогичные приятные ощущения можно испытать, если заняться делом, которое доставляет удовольствие.

2. Практически у любого даже самого скромного и робкого человека есть определенный хронотоп уверенности и комфорта

Это значит, что в определенном пространстве и времени при нужных условиях и стечении обстоятельств он может заниматься каким-либо конкретным делом или общаться с конкретным человеком — с кем, когда и где все получается исключительно легко и непринужденно, настолько, что любой страх просто со временем испаряется.

Причем абсолютно не нужно дожидаться полного исчезновения проблемы, наоборот, нужно при ее появлении заняться любимым делом, ведь очень часто для такой плодотворной деятельности определенное волнение и эмоциональное возбуждение крайне необходимы.

3. Бороться и преодолевать нужно не сам страх, а интенсивность его проявления

Вы, очевидно, не раз замечали, что чем дальше гонишь от себя определенные мысли, тем навязчивее они становятся. Бояться и испытывать страх — это абсолютно нормальное ощущение, которое характерно для каждого человека, и исключений здесь нет. Ведь по существу подобные ощущения — это достаточно древний защитный механизм любого живого существа в ответ на определенную опасность или просто на ее элементарную возможность.

4. Порой для получения определенного результата очень эффективно признать существование проблемы

Так и со страхом, чтобы действительно по-настоящему от него избавиться, нужно признаться себе в том, что в некоторые определенные периоды при определенных условиях вам бывает невероятно страшно, а затем просто научиться жить с этой иррациональной мыслью. Для этого просто признайте свой страх и разрешите себе бояться, погрузившись в него. Очень скоро вы отметите значительное снижение его интенсивности.

5. Купите абонемент в фитнес-клуб и серьезно без увиливаний и отлыниваний займитесь спортом

Физическая активность творит просто чудеса в области борьбы с фобиями. А все потому, что упражнения практически «сжигают» избыток «гормона страха» — адреналина и вырабатывают эндорфин и серотонин, известные всем как «гормоны счастья».

6. Научитесь принимать себя таким, какой вы есть в реальности

В любом человеке есть самые различные качества, которые только можно себе представить. А в детстве обычно родители буквально навязывают только самый «светлый» образ, который является лишь половиной настоящей реальности, которая впоследствии оборачивается серьезной боязнью себя и своих естественных проявлений.

Вот почему так важно принять себя единым человеком — развивающимся, изменяющимся и абсолютно разным по своим проявлениям.

7. Обязательно найдутся такие люди, которые станут утверждать, что самый лучший способ избавиться от фобий — это волевое усилие, исключающее любые боязни

На самом деле — это абсолютно неверно, потому что простое отсутствие любых страхов и элементарных тревог сигнализирует о наличии психиатрического расстройства. И к тому же в жизни куда лучше ощущать ничем не подкрепленный и абсолютно не обоснованный страх, чем бесшабашно испытывать судьбу и, как следствие, лишиться самой жизни.

Читайте также:  10 типичных фраз, которые произносит мужчина манипулятор в отношениях

8. Никогда не используйте спиртное для избавления от излишней тревоги и навязчивого страха — этот способ только усугубит проблему

В этом случае действительно более эффективными будут известные успокоительные средства — горячий чай с мятой или мелиссой или обычное теплое молоко с медом.

Причины проявления боязни

Глупо думать, что проявления страха перед походом в школу могут появляться вследствие одной стрессовой ситуации, которая произошла в учебном заведении. В большинстве случаев, это затянувшийся процесс, где школьник подвергается постоянному влиянию негативных факторов, которые сразу не устранить:

  • издевательства от одноклассников, которые педагоги игнорируют;
  • жестокость по отношению к ребенку;
  • насмешки;
  • бесконечные угрозы от старшеклассников;
  • большая занятость и сильные нагрузки (физические и умственные);
  • психологические упреки с боку преподавателей.
Причины проявления боязни

Существуют нестандартные симптомы дидаскалейнофобии. Случается так, что фобия наступает, когда школьник испытывает панику, думая, что с родителями может случиться неприятность, в момент его отсутствия. Может быть, что ссоры среди родных и неурядицы настолько западают в голове у школьника, что в школе он не может от них освободиться, стремясь за родственников разрешить их сложности, поэтому не желает посещать учебное заведение. При любых обстоятельствах, школа — это главный период социализации школьника, поэтому страх школы необходимо преодолевать.

Загруженность в школе может быть одной из причин расстройства

Помощь родителей

Роль родителей в формировании психики детей очень значимая. От них зависит, будет ребенок спокойным или будет бояться каждого шороха. Увидев симптомы дидаскалейнофобии, необходимо побеседовать, выяснить, угнетают ли ровесники, как относятся учителя, есть ли друзья. Важно не давить на ребенка.

Спрашивать спокойным тоном.

  1. Объяснить ребенку, почему он должен ходить в школу. Сказать, что родители стремятся иметь умного сына или дочь. Сказать про то, что в образовательном учреждении можно повстречать хороших друзей. Обязательно необходимо поделиться своими приятными воспоминаниями. Не нужно говорить, что в школе ждут только хорошие моменты.
  2. Отводите ребенка в школу. Очень важно это делать В первые классах, тогда он себя будет чувствовать в безопасности. При прощании обязательно улыбайтесь.
  3. Необходимо начать готовить к обучению заблаговременно. Читайте вместе книги, смотрите полезные мультики, учите считать и правильно отвечать на вопросы.

Распространенная проблема у учащихся начальной школы — заниженная самомнение. Получив плохую оценку, они считают себя глупыми. Родителям стоит создать чувство успеха, чтобы ребенок понял, что он может быть хорошим учеником.

Накопление негатива приводит к подавлености. Проблемы детей воспринимайте серьёзно. Если даже родителям проблемы кажутся незначительными, нельзя показывать игнорирование.

Лучше расскажите, какие имеются варианты преодоления проблемы.

Признаки и симптомы наличия фобии

Самое полное и точное описание боязни школы описал Херсов. Он считал, что проблемы начинаются с сомнительных жалоб на учебное заведение или же с ее принудительного посещения. Позже это перерастает в полный отказ идти в школу, не принимая во внимание уговоры со стороны родителей. Чем ближе время идти в учебное заведение, тем сильнее меняется поведение и настроение ребенка. Многие дети говорят, что у них есть желание посещать школу, но в необходимый момент у них ничего не выходит из-за панических атак.

Родителям следует забить тревогу при появлении такого рода симптомов:

  • припадки асфиксии;
  • прерывающееся дыхание;
  • слишком частый пульс и сердечный ритм;
  • сильное потовыделение;
  • озноб и содрогание;
  • ребенок становится бледнее, появляется упадок сил, который может привести к потере сознания.

Кроме вышеперечисленного, у подростка может появиться подташнивание, головокружение и кишечные колики.

Признаки и симптомы наличия фобии

Удивительно, что при наличии данной болезни может возникнуть появление боязни перед припадками самой боязни у ребенка. К тому же чем старше ребенок, тем сильнее могут быть такие проявления.

Дети могут в такие минуты метаться по помещению, его поведение будет паническим или же он длительное время находится без движения. Такие признаки сложно приурочить к капризам и следует уделить им должное внимание.

Асфиксия — один из признаков фобии

Основная характеристика

В основном сколинофобия свойственна детям младшего школьного возраста. В запущенном случае она проявляется в чувстве страха перед любыми учебными заведениями: художественными, музыкальными, спортивными и т. п.

Некоторые мамы стремятся отдать детей в школу в 6 лет, не учитывая особенностей индивидуального развития. Ребенок, оказавшись в классе, понимает, что его знания не дотягивают до уровня остальных детей. Учитель начинает ругать его за неусидчивость и невозможность справиться с заданием. Так появляется страх.

Без помощи специалиста такие дети не могут найти друзей, получить поддержку сверстников. Ребенок попадает в замкнутый круг, а опасения усиливаются и начинают мешать обычному образу жизни.

Читайте также:  Психология жестов - наука о чтении мыслей и чувств

Дидаскалейнофобия: симптомы, лечение, профилактика

Современные дети испытывают колоссальные психологические и физиологические нагрузки. Свободный доступ к широкому информационному пространству, акселерация и многие другие факторы приводят к тому, что детская и подростковая психика не справляется с многочисленными стрессовыми ситуациями, потоками новой информации и т.д. На фоне этого возникают неврозы, в том числе различные фобии. Что такое дидаскалейнофобия, и почему она появляется у школьников?

Симптомы дидаскалейнофобии

Боязнь ходить в школу сопровождается рядом симптомов, которые свойственны проявлениям панического страха:

  • удушьем;
  • затрудненным дыханием;
  • учащенным и сильным сердцебиением;
  • интенсивным потоотделением;
  • ощущением дрожи в теле;
  • мышечной слабостью и предобморочным состоянием;
  • ощущением дискомфорта в груди и т.д.

Помимо этого, дидаскалейнофоба могут беспокоить боли в животе, тошнота, головокружения или ощущение тяжести во всем теле.

Но самый показательный симптом, как бы парадоксально это ни звучало – страх перед приступами страха: дидаскалейнофоба периодически мучает озабоченность своими приступами.

Чем старше ребенок, тем больше вероятность того, что он будет бояться сойти с ума из-за своей дидаскалейнофобии.

В момент приступа ребенок может проявлять как повышенную активность (например, в панике быстро ходить из стороны в сторону), так и, наоборот, впадать в оцепенение. Подобные симптомы заслуживают внимания, вряд ли их можно спутать с обычным капризом.

Почему появляется боязнь школы

Довольно редко дидаскалейнофобия появляется в результате единичной психологической травмы, нанесенной ребенку в стенах школы. Чаще всего подобные неврозы развиваются вследствие длительного, а, главное, регулярного воздействия ряда негативных факторов на психику ребенка.

Примеры подобных факторов:

  • постоянные издевательства одноклассников;
  • подтрунивание и жестокие шутки школьников;
  • частые угрозы расправы со стороны сверстников или старшеклассников;
  • непомерные умственные нагрузки;
  • психологическое давление со стороны одного учителя или ряда педагогов и т.д.

Есть еще нестандартные проявления дидаскалейнофобии. Например, когда ребенок боится, что пока он будет находиться в школе, с его родными произойдет что-то ужасное. Или же когда семейные проблемы настолько поглощают ребенка, что он начинает чувствовать себя ответственным за их решение, совершенно отрицая необходимость посещения школы.

В любом случае школа – это важный этап социализации личности, поэтому с дидаскалейнофобией необходимо бороться.

Как справиться с дидаскалейнофобией

Ребенок не всегда может исчерпывающе объяснить причины, вызвавшие боязнь школы. В большинстве случаев он и сам плохо понимает источник своих страхов. Поэтому без помощи квалифицированного специалиста здесь не обойтись.

Детский психолог в регулярных беседах поможет осознать школьнику, какие именно факторы породили дидаскалейнофобию. Он объяснит, как можно справиться с нападками сверстников, психологическим давлением и прочими вещами, с которыми сталкивается подросток.

Психолог поможет сформировать правильное отношение ко всему происходящему. Если же причиной фобии стал страх за здоровье и благосостояние родителей, то детский специалист обучит нескольким приемам, используя которые школьник научится комфортно чувствовать себя вне дома, без присмотра родителей.

Наряду с психологической терапией в некоторых случаях назначается прием легких антидепрессантов, применение ЛФК или других физиотерапевтических мер.

Профилактика дидаскалейнофобии

Тревожно-фобические расстройства поддаются лечению, но подобные неврозы не проходят для человека бесследно и всё равно вызывают ряд изменений в его поведенческих привычках. Поэтому лучше предотвращать невротические расстройства на ранних стадиях.

Что касается дидаскалейнофобии, она может начать развиваться уже в начальных классах. Родители часто замечают, как дети капризничают, не могут включиться в рабочий процесс. После этого следуют заявления ребенка о том, что он отказывается ходить в школу или же малыш демонстративно перестает готовиться к урокам.

Это не признак развивающейся боязни школы, но в такие моменты ребенок остро нуждается в особом внимании родителей и поддержке.

Любые раздраженные фразы, повышение тона, отказ войти в положение малыша, резкие высказывания в его адрес только усиливают стресс и напряжение, создавая благоприятную почву для развития невроза.

Таким образом, самая лучшая профилактика детского невроза – это доверительные беседы с ребенком, внимание, психологическая поддержка и хороший микроклимат в семье.

ПОДПИШИСЬ НА ГРУППУ ВКонтакте посвященную тревожным расстройствам: фобии, страхи, навязчивые мысли, ВСД, невроз.

Лечение, методы помощи и самопомощи

Избавляться нужно сразу от нескольких аспектов. Чтобы побороть страх жизни, работают по следующим направлениям:

  • Коррекция психотипа, сглаживание базовых особенностей, которые особенно негативно сказываются на жизни.
  • Устранение тревожности.
  • Устранение депрессии.
  • Обучение по-новому реагировать на негативные моменты.

Применяются самые разные техники помощи:

  • Когнитивно-поведенческая терапия. Врач выясняет, в чем корень проблемы. Учит человека по-новому отвечать на стандартные вызовы. Отходить от привычного патологического паттерна, который обычно выступает избегание. Иначе от страха жизни не отделаться.
  • Личностная терапия. Направлена на поиск глубинной причины патологического процесса. Как и когнитивно-поведенческая методика, требует нескольких десятков сеансов.

При развитии депрессии назначаются антидепрессанты, транквилизаторы. Первые помогают справиться с расстройством на базовом уровне. Но принимать их нужно от полугода и дольше, только тогда будет толк. Вторые принимают короткими курсами и по ситуации, чтобы снять тревожность, страх, предотвратить панические атаки.

ОРТГК - на страже вашего здоровья