Девиантное поведение подростков: причины и его коррекция

Девиантное поведение – устойчивые действия человека, отличные от общепринятых в социуме норм. Это понятие изучается социологами уже довольно давно.

Психическое развитие детей от рождения до лет

Учебные элементы:основные новообразования, ведущий тип деятельности, особенности социальной ситуации развития, познавательных процессов, формирования личности в младенческом возрасте, раннем детстве и дошкольном возрасте; кризис новорожденности; «комплекс оживления»; кризис 1-го года; кризис 3-х лет

1. Зрительное и слуховое сосредоточение является психологическим новообразованием периода:

1) младенчества

2) раннего детства

3) дошкольного возраста

4) новорожденности

2. Личностным новообразованием периода раннего детства является:

1) чувство взрослости

2) произвольность познавательных процессов

3) гордость за собственные достижения

4) иерархия мотивов

3. Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является:

1) игровая деятельность

2) предметная деятельность

3) непосредственно-эмоциональное общение

4) общение со сверстником

4. Синдром патологии детского психического и личностного развития, появляющийся у ребенка вследствие «дефицита» общения, лишения внимания, любви и заботы, – это:

1) девиация

2) госпитализм

3) ассимиляция

4) абулия

5. Речь, предметная деятельность и ходьба являются тремя важнейшими новообразованиями:

1) младенчества

2) младшего дошкольного возраста

3) раннего детства

4) старшего дошкольного возраста

6. Положительное эмоциональное отношение к окружающему миру, формирующееся у ребенка в раннем детстве при наличии психологической атмосферы любви, тепла, поддержки со стороны взрослых, – это:

1) базальная тревога

2) базовое доверие

3) аффективная реакция

4) атрибуция

7. Знаково-символическая функция сознания формируется:

1) в младенчестве

2) в дошкольном возрасте

3) в младшем школьном возрасте

4) в раннем детстве

8. Вид деятельности, при которой дети в условных ситуациях воспроизводят ту или иную сферу деятельности и общения взрослых, – это:

1) непосредственно-эмоциональное общение

2) учебная деятельность

3) игровая деятельность

4) предметно-манипулятивная деятельность

9. Ребёнок играет в одиночку («рядом, но не вместе»), воспроизводя действия взрослых, которые он наблюдает в жизни в:

1) 2-3 года

2) 3-4 года

3) 4-5 лет

4) 5-6 лет

10. Переживаемое ребенком противоречие между возросшей самостоятельностью и старыми формами общения с взрослыми является причиной кризиса:

1) 1 года

2) 3-х лет

3) 7 лет

4) 11 лет

11. Новообразованием дошкольного возраста является:

1) соподчинение мотивов

2) формирование речи

3) произвольное внимание

4) становление мировоззрения

12. Ведущим видом деятельности в раннем возрасте является:

1) игровая деятельность

2) общение со сверстниками

3) предметная деятельность

4) учебная деятельность

13. Внеситуативно-личностная форма общения ребенка со взрослым характерна для … лет.

1) 3-4

2) 4-5

3) 2-3

4) 5-6

14. Контакт ребенка с матерью непосредственно после родов важен для формирования:

1) привязанности

2) восприятия

3) темперамента

4) самооценки

15. Социальная ситуация развития в раннем возрасте имеет вид:

1) «ребенок – взрослый»

2) «ребенок – предмет – взрослый»

3) «ребенок – предмет»

4) «ребенок – предмет – сверстники»

5.Психическое развитие младшего школьника

Учебные элементы:основные новообразования, ведущий тип деятельности, особенности социальной ситуации развития, познавательных процессов, формирования личности младшего школьника, проявления кризиса 7 лет

Произвольность поведения и психической деятельности является психологическим новообразованием в … возрасте.

1) дошкольном

2) подростковом

3) раннем юношеском

4) младшем школьном

2. Показателем интеллектуальной готовности к обучению в школе является:

1) самостоятельность в умственной деятельности

Произвольность поведения

3) желание быть школьником

4) умение строить свои взаимоотношения с взрослыми, сверстниками на основе соподчинения мотивов

Компонентом психологической готовности ребенка к школе является … готовность.

1) позиционная

2) ситуационная

3) личностная

4) школьная

Сформированность познавательных процессов относится к … компоненту психологической готовности к школе.

1) личностному

Читайте также:  9 способов заинтересовать девушку по переписке — примеры фраз

2) интеллектуальному

3) эмоционально-волевому

4) коммуникативному

Сформированность умения общаться со взрослыми и сверстниками относится к … компоненту психологической готовности к школе.

1) коммуникативному

2) личностному

3) эмоционально-волевому

4) интеллектуальному

Просмотров 1246 Эта страница нарушает авторские права

Особенности пубертатного периода

Пубертатный период у каждого начинается и протекает в зависимости от его индивидуальности и влиянии таких факторов как:

    1. Наследственность. Передаются как внешние признаки, которые будут развиваться, так и тип нервной системы.
    2. Внешняя среда. Непосредственно, отношения между родителями и сверстниками.
Особенности пубертатного периода
  1. Наличие пагубных привычек. Они значительно замедляют развитие.
  2. Питание. Для того чтобы правильно формировались органы, нужен баланс между белками, углеводами, жирами, микроэлементами.

Подросткам в этот период свойственны общие черты, которые могут варьироваться в зависимости от возраста, пола и личности:

  1. Эмоциональная лабильность. Частые перепады настроения, вспыльчивость, раздражительность, агрессивность. Человек может проснуться с радостным возбуждением, а вечером впасть в горькую плаксивость.
  2. Неразвитый эмоционально-волевой контроль. Подросток не может полностью руководить своим поведением и поддаётся импульсам. Нет достаточного жизненного опыта, чтобы правильно поступать.
  3. Инстинкт самосохранение плохо развит, присутствует желание узнать новое. Совокупность этих факторов может привести к излишней доверчивости и пагубной наивности.
  4. Отсутствие самостоятельности. Подросток вроде хочет делать всё сам, но привязан к рассудительности родителей.
  5. Неадекватная самооценка. Парни и девочки стремятся к самовыражению, пытаются найти собственный стиль, иногда подражают знаменитостям или другим авторитетам, соревнуются со сверстниками своими интеллектуальными или физическими возможностями, пробую вписаться в социум (это как?). Из-за этого бывает слишком заниженная или завышенная самооценка.

Подросткам в стадии пубертата свойственна полярность психики.

Особенности пубертатного периода

В один день (или час) проявляется одна ярка черта, а в другой – её диаметральная характеристика:

  1. романтизм/цинизм;
  2. повышенная/пониженная уверенность в себе;
  3. желание общаться/уединиться;
  4. развязность/застенчивость;
  5. желание быть уникальным-похожим на кого-то.

Клинические проявления психопатии

– Как отличить психопатию от сходных форм проявления?

– Помимо расстройств в поведении при психопатии наблюдаются психовегетативные расстройства: тремор, побледнение или покраснение кожи, повышенное потоотделение, учащенное сердцебиение, повышенное или пониженное давление. Также изменения могут происходить в питании: булимия или нервная анорексия, в сексуальной жизни: чрезмерная активность или вялость. Во-вторых, при психопатии наблюдаются вегетативно-дистонические депрессии, невралгические меланхолии, апатии. В-третьих, психопатии сопровождаются соматоформной симптоматикой, то есть возникает боль на фоне расстройства психики. В подростковом возрасте как раз преобладает головная боль или боль в животе. Такие расстройства еще называют ипохондрией. Из-за постоянной боли подросток начинает капризничать, проявлять агрессию. Поэтому родителям при проявлении неадекватного поведения подростка, прежде всего, нужно спросить у него: а у тебя ничего не болит. В случае положительного ответа необходимо обратиться к неврологу.

Девиантное поведение подростков

Проблема взаимодействия отцов и детей, а точнее подростков и их родителей возникает практически в каждом поколении и представляет собой вечное столкновение интересов. Однако только сейчас как никогда раньше поведение многих подростков не только доставляет хлопот родителям, но и представляет собой опасность для общества. Виной тому склонность современного поколения к девиантному поведению. Почему в нормальных и благополучных семьях растут малолетние преступники и хулиганы? На этот вопрос мы и постараемся ответить.

Причины девиантного поведения

Согласно возрастной психологии примерно до 12-ти лет каждый ребенок представляет собой подрастающую личность с пока еще детскими и невинными интересами. Но буквально спустя год этого же ребенка порою трудно узнать.

Вне зависимости от того девочка это или мальчик, родители начинают слышать в свой адрес хамство и оскорбления, замечают как поменялся их ребенок внешне, начиная от подростковых прыщей и заканчивая неформальной одеждой.

Именно так проявляется начало периода полового созревания или как его еще называют – переходного возраста. Даже самые послушные дети в один момент могут стать неуправляемыми.

Читайте также:  Может ли женатый мужчина развестись ради любовницы?

Именно в этот в момент психологи отмечают зарождение девиантного поведения у детей и подростков, то есть неприемлемого обществом способа взаимодействия с нарушением норм морали, нравственности и даже уголовного кодекса.

Причины возникновения девиантного поведения у всех «трудных» подростков, как правило, похожи:

  1. Оценка телесного развития. Сильные и мужественные подростки почти не нуждаются в попытке заслужить доверие окружающих. Слабые, худые и низкие мальчики наоборот постоянно вынуждены доказывать окружающим свою состоятельность, и пытаются выделиться порой за счет очень сомнительных поступков.
  2. Половое созревание сопровождается всплеском гормонов, которые приводят к вспыльчивости, агрессивности, непослушании и т.п.
  3. Несоответствие уровня и темпа развития личности. Очень часто проблема девиантного поведения заключается в том, что ощущение взрослости и вседозволенности у подростков неизбежно сталкивается с непониманием его стремлений и притязаний со стороны взрослых.

Дети резко отрицательно реагируют на критику взрослых. Их поведение почти всегда неустойчиво и может с обычного плохого настроения перейти в аффективное состояние.

Помимо вышеперечисленных, можно встретить такие признаки девиантного поведения как агрессия у подростков, низкий уровень интеллекта, отрицательное отношение к учебе, конфликты в семье, убегание из дома, мелкие проступки на уровне нарушения норм дисциплины и общественного порядка, а также наиболее сложные случаи, влекущие за собой уголовные наказания.

Ф. Патаки сосредоточил в своей классификации основные направления девиантного поведения подростков:

  • преступность;
  • наркомания;
  • алкоголизм;
  • самоубийство.

Кроме прочего, сегодня можно встретить следующие девиантные формы поведения детей:

Обычно после завершения полового созревания возрастной кризис завершается, и поведение подростков нормализуется. Если этого не происходит или ребенок вызывает у родителей тревогу, в этом случае необходимо прибегнуть к лечению девиантного поведения.

Профилактика девиантного поведения подростков

Зная основные причины того, почему поведение ребенка начинает отклоняться от нормы, можно заранее предотвратить их.

Однако родители должны помнить, что предупреждение девиантного поведения это, прежде всего доверие в семье и близкое общение с ребенком. Именно семейные конфликты зачастую приводят к непоправимым последствиям.

Если же время было упущено, то коррекция девиантного поведения возможна несколькими путями:

  1. Информирование ребенка и повышение его психологической грамотности относительно тех внутриличностных проблем, с которыми он столкнулся. Здесь могут помочь научные данные, опыт других людей и т.п.
  2. Воспитание метафорой. Самый простой и действенный способ найти общий язык с подростком это общение с ним на языке метафор. Важно рассказать ему, что вы прошли через те же самые проблемы, что и он. Это не только будет развивать доверие, но и хорошо разрядит обстановку
  3. Занятия в различных секциях. Отдав ребенка в спорт или творческую группу, можно направить его интересы и энергию в положительное русло.
  4. Если самостоятельные способы найти общий язык с трудным ребенком не представляется возможным, нужно обратиться к помощи психолога. Профессиональная консультация поможет ребенку разобраться в себе и уладить внутрисемейные конфликты.

Признаки девиантного поведения

Признаки девиантного поведения:

  1. Агрессия.

Агрессивность свидетельствует о постоянном внутреннем напряжении индивида. Агрессивная личность не считается с потребностями других людей. Напролом идёт к своей мечте. Не обращает внимания на критику других членов общества своих поступков. Даже наоборот, считает агрессию способом достижения некоторых целей.

  1. Неуправляемость.

Индивид ведёт себя так, как ему хочется. Его не интересует мнение других людей. Невозможно понять, какие действия предпримет такой человек в следующую минуту. Крутой нрав неуправляемого индивида не удаётся ничем обуздать.

  1. Резкое изменение настроения.

У девианта постоянно меняется настроение без каких-либо видимых причин. Он может быть весел, а через пару секунд кричать и плакать. Такая смена поведения происходит от внутреннего напряжения и нервного истощения.

  1. Желание быть незаметным.

Нежелание делиться с окружающими своими мыслями и чувствами всегда имеет причины. Человек замыкается в себе из-за психологических травм или когда ему хочется побыть одному, чтобы никто не мешал жить, как хочется. Нельзя жить отдельно от общества людей. Такое поведение нередко приводит к деградации.

Читайте также:  Болезненная сосредоточенность, или Что такое ОКР?

Негативные признаки девиантного поведения являются социальной патологией. Они наносят урон обществу и самой личности. В основе такого поведения всегда лежит желание индивидуума действовать вопреки принятым в социуме нормам и правилам.

2) Девиантное поведение и личность, его проявляющая, вызывают негативную оценку со стороны других людей (осуждение, социальные санкции).

Признаки девиантного поведения

3) Девиантное поведение наносит реальный ущерб самой личности или окружающим людям. Таким образом, девиантное поведение деструктивно или аутодеструктивно.

4) Девиантное поведение можно охарактеризовать как стойко повторяющееся (многократное или длительное).

5) Девиантное поведение должно согласовываться с общей направленностью личности.

6) Девиантное поведение рассматривается в пределах медицинской нормы.

7) Девиантное поведение сопровождается явлениями социальной дезадаптации.

Девиантное поведение имеет выраженное индивидуальное и возрастно-половое своеобразие.

Термин «девиантное поведение» можно применять к детям не младше 5 лет.

Таким образом, девиантное поведение — это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся социальной дезадаптацией.[1]

Признаки девиантного поведения: социальная дезадаптация, возрастно-половое и индивидуальное своеобразие. Очень важно дифференцировать отклоняющееся поведение (противоправного и аморального) от странностей, эксцентричности, чудачества, имеющейся индивидуальности, не приносящей вред.

Характеристика девиантного поведения формируется психологами с помощью нескольких признаков. Диагностировать состояние человека можно с помощью простого наблюдения. Признаками поведенческих отклонений являются:

  1. Агрессия. Напористость, агрессивность, непримиримость позволяют человеку отстаивать позицию, не учитывая мнение окружающих. Другие люди избегают взаимодействия с девиантом, что позволяет быть незамеченным длительный период.
  2. Неуправляемость. Человек склонен к тотальному контролю, но от непрерывного напряжения не способен логически рассуждать и принимать решения. Девиант может путаться в рассуждениях, что приводит к появлению неуверенности в себе.
  3. Смена настроения. Девиантная личность характеризуется порывистыми скачками эмоционального фона, вызванными перенапряжением нервной системы, истощенностью ресурсов организма.
  4. Скрытность. Для достижения цели индивиду необходимо как можно дольше оставаться незамеченным окружающими. Скрытность рождает подозрительность и нежелание общаться, что приводит к эмоциональному вакууму и истощению.

Пубертат ребенка с анальным вектором

Его задача, заложенная природой, – это накопление и дальнейшая передача накопленной информации. Анальные дети лучше всего научаются анализировать и систематизировать. В детстве они, к примеру, аккуратно рассортируют свои игрушки, а потом в период пубертата и более взрослом возрасте смогут уже блестяще работать с информацией, стать талантливыми аналитиками. Поэтому их нужно приучать к порядку и чистоте, то есть к упорядоченности – это их ценности.

Анальные дети звезд с неба не хватают, их достижения — это всегда результат кропотливой работы. Никогда не торопите их, дайте им возможность довести начатое дело до конца. Давая таким детям задание, обеспечьте их временем для его выполнения, не подгоняйте, требуйте качества, они к этому способны. Такой ребенок с удовольствием будет что-то мастерить руками и поможет по хозяйству.

Анальному ребенку, как никому другому, нужна поддержка, похвала — подтверждение того, что вы его любите. Ему часто нужен толчок на первый шаг к началу выполнения чего-либо: «сделай это», «сходи туда», «выполни то-то», «отремонтируй… — ты же можешь». Следует учитывать, что похвала всегда должна быть соразмерной его усилиям. Ему одинаково дискомфортны и недостаток признания и чрезмерная похвала. Правильно развитый анальный мальчик вырастает в профессионала своего дела. А при неправильном воспитании он же в потенциале насильник, садист и, как это ни ужасно сознавать, педофил. Поэтому очень важно в его отношении придерживаться верных воспитательных действий. Способствуйте его желаниям все исследовать и изучить, разобраться до мелочей. Создавайте благоприятные условия для накопления им разнообразной информации.

ОРТГК - на страже вашего здоровья