Детская агрессия: что делать, если ребенок дерется со сверстниками?

Что же необходимо сделать, чтобы как-то исправить ситуацию, когда твои дети ссорятся и дерутся? Это же так неприятно!

Основные причины драк и агрессии у детей:

  • Применение родителями физических наказаний дома, излишне строгое воспитание;
  • Игнорирование деструктивного поведения ребенка или поощрение его;
  • Копирование поведение старших детей или сверстников. Когда ребенок видит, что кто-то силой отнимает конфету или игрушку, он может поступить так же;
  • Пропаганда насилия по телевизору: передачи, мультики, фильмы, в которых присутствуют бои и драки незаметно, но сильно воздействуют на психику ребенка.

Подобные ситуации часто ставят родителей в тупик, но ведь именно от действий мамы и папы зависит то, как в будущем ребенок будет решать конфликты: словом или делом (кулаками).

Как прекратить драки между детьми

Родителям тяжело смотреть, как его ребенка обижают. Даже если обидчик – тоже их ненаглядный малыш. Также взрослым сложно понять, почему нужно устроить драку из-за одной куклы, когда рядом есть еще куча подобных игрушек. Но маме и папе нужно понять, что конфликтные ситуации – это часть жизни. И так или иначе они будут присутствовать в жизни ребенка. И мама не всегда будет рядом.

Итак, что же делать родителям, когда дети ссорятся?

  1. Не вставать ни на чью сторону. Быть сторонним наблюдателем. Любое слово или действие автоматически превращается в дровишки, подброшенные в костер конфликта. Наблюдайте, устанавливайте правила и следите за безопасностью. Все!
  2. Чаще всего дети конфликтуют из-за игрушек. Поэтому еще на этапе покупок вы можете обозначать личные границы. Один ребенок может хотеть синюю машинку, а второй – красную. Пусть эти игрушки будут закреплены за ними. Озвучьте это. И если второй ребенок хочет взять игрушку второго он обязан спросить разрешение. А второй ребенок будет решать – давать или нет. Можно организовать отдельные емкости для личных игрушек и подписать их «Коробка Маши», «Коробка Даши».
  3. Введите несколько правил. Немного, чтобы дети запомнили. Например, личные вещи всех членов семьи брать нельзя или драться нельзя – договаривайтесь словами.
  4. Обсуждайте поведение героев мультфильмов. Так детям будет проще понять, что такое хорошо, а что такое плохо.
  5. Внимание только одному ребенку. Находите время, чтобы побыть с каждым ребенком отдельно. Поговорите, обсудите, что его волнует, уделите ему внимание.
  6. Назревает драка? Отвлеките детей игрой. Иногда детям скучно, и они ничего другого не могут придумать, как поссориться. В такие моменты предложите им квест или даже помощь по кухне. Займите детей тем, что их отвлечет.
  7. И, конечно, очень важно, как общаются в семье близкие люди. Дети – ваши зеркала. Если мама с папой выясняют отношения на повышенных тонах или, еще хуже, кто-то на кого-то поднимает руку, тяжело ждать от ребенка другого поведения.

Мира и спокойствия вашим семьям!

Метки:брат, влспитание, воспитание детей, дети, семейные отношения, сестра

Как корректировать поведение драчуна?

Прежде всего, необходимо определить и устранить первопричину агрессии. Конечно же, желательно чтобы это сделал специалист, но при отсутствии возможности обратиться за помощью родители могут и сами попытаться во всем разобраться (тем более, что основные причины детской агрессии вы теперь знаете). Вторым этапом коррекции поведения драчуна должно стать проявления любви, внимания и уважения со стороны родителей. Не бойтесь лишний раз сказать ребенку, что вы его любите и готовы всегда и во всем поддерживать.

Читайте также:  Как развить силу воли и укрепить дух и самодисциплину

Очень важно, чтобы родители собственным примером показывали малышу, как нужно себя вести: не позволяйте себе повышать голос или оскорблять (а уж тем более ударить) другого человека. При этом и мать и отец должны придерживаться единой тактики поведения.

Как корректировать поведение драчуна?

Научитесь уважать ребенка как личность: прислушивайтесь к его мнению, уважайте его желания, предоставляйте ему определенную свободу действий (в меру разумного, конечно). Ребенок должен иметь личное пространство, куда взрослые могут зайти только с разрешения малыша.

Объясните ребенку, что проявление агрессии в долгосрочной перспективе неэффективно (например, если он сегодня побьет соседского мальчика, то завтра с ним никто не захочет играть). Не забудьте также рассказать, что за проявлением агрессии всегда следует наказание со стороны общества и научить его альтернативным формам выражения детского гнева и раздражения (как вариант, «поколотить» грушу в спортивном зале или выразить свои чувства на бумаге).

Постарайтесь внести в вашу семью тепло и доверие – только когда ребенок начнет вам полностью доверять и будет делиться с вами своими переживаниями, обидами и чувствами. А вы сможете подсказать ему, как решить ту или иную проблему без кулаков. Помните, любовь, доверие и уважение – вот три «кита» на которых держится мир и спокойствие в душе ребенка и всей семьи.

Как научить ребёнка управлять агрессией

Ребёнку надо объяснить связь между эмоциями и поведением. Например, один из детей, проиграв в шашки, начинает их раскидывать, замахиваться на брата, ругаться, плакать. Важно принять его чувства, дать право на них: «Да, проигрывать действительно очень сложно, неприятно… Даже хочется все разбросать и побить соперника…»

В будущем важно будет учить ребенка получать удовольствие от самого процесса игры (например, от удачного хода), а не только от выигрыша в конце. Также можно учить ребенка заранее распознавать раздражение: «Ты уже начинаешь сильно злиться… Наверное, боишься проиграть? Помнишь, как ты в прошлый раз разбросал все шашки?»

Уже эти слова значительно облегчат переживания малыша. В дальнейшем можно показать ему другие способы выражения раздражения, обиды, гнева.

Все это можно использовать с дошкольного возраста, усложняя содержание беседы в ходе взросления и развития ребенка.

Важно помнить, что малыш не научится управлять собой вдруг, стоит запастись терпением и помогать ему на этом сложном пути.

Кроме того, важно понять причину конкретной драки – может быть, был насыщенный день, и дети просто устали, возможно, дает о себе знать старая обида, или пришлось срочно что-то менять, а ребёнка заранее об этом не предупредили, и он чувствует себя обманутым.

Как научить ребёнка управлять агрессией

Важно научить детей распознавать своё эмоциональное состояние. Для этого нужно поговорить с детьми, лучше на следующий день после драки, когда эмоции успокоятся.

В разговоре стоит применять приём активного слушания: например, взрослый описывает, что произошло в момент драки, называя эмоции ребёнка («Ты устал, брат сказал что-то обидное или не вовремя, и ты разозлился», «ты устал, брат схватил твою игрушку, и это казалось очень несправедливым») и слушают, как прокомментируют сказанное дети.

Важно вести спокойный диалог, добраться до сути происшествия и назвать все эмоции своими именами. Поддерживая разговор дальше, нужно разобраться, как можно поступать в похожих ситуациях, не доводя дело до драки. Например, «если ты устал, нужно не разговаривать, а идти спать», «если раздражён, лучше выйти в отдельную комнату».

Приём «активного слушания» заключается в том, что родитель называет чувства, которые испытывают дети (дети могут не уметь распознать их все), а также чувства, которые испытывает он сам: «Я очень расстраиваюсь, когда вы дерётесь».

К сожаления, многие взрослые также не умеют распознавать свои чувства и не считают необходимым искренне делиться собственными переживаниями со своими детьми. Конечно, детей не стоит посвящать во все подробности личных проблем.

Читайте также:  Почему возвращаются бывшие жены и мужья?

Однако если родители будут обозначать, что они устали, плохо себя чувствуют, немного расстроены или, наоборот, очень рады, полны энергии и сил, это поможет детям более осознанно относиться к своим переживаниям и к чувствам другого. Что в дальнейшем поможет лучше понимать себя, причины своих поступков, действовать не под влиянием эмоций и обстоятельств, а принимать обдуманные решения.

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ДЕТИ НЕ ПОДЕЛИЛИ ИГРУШКУ?

Дележ игрушек — это базовый конфликт, если в доме больше, чем один ребенок. Если вы только думаете о втором, то сразу планируйте, как будете решать вопрос с игрушками. Это такая же рядовая задача, как и “какие выбрать памперсы?” — то, что будет происходить в вашем доме регулярно!

Как же решать такие проблемы?

Шаг 1. Определить статус игрушки. В каждом доме есть личные вещи каждого члена семьи, есть общие, а есть те, которые принадлежат первому, кто их заполучил. Тоже самое и с игрушками: есть те, к которым ребенок особенно привязан, они принадлежат ему, и он может делиться ими только по собственному желанию. А есть общие игрушки (и все признают это!).

Шаг 2. Помочь защитить свое. Если у игрушки есть хозяин, а другой ребенок взял ее без спроса, то мы должны встать на сторону владельца. Это очень важно — дать ребенку возможность защитить свою собственность! Вы должны показать, что вы — на его стороне и помочь вернуть ему игрушку. Только сделать это надо без агрессии.

Шаг 3. Обучить правилам. “Захватчику” мы должны объяснить, что чужое брать без спроса нельзя. Даем ребенку понятную для его возраста формулировку: “Если ты хочешь поиграть с игрушкой брата/сестры, нужно у него попросить. Вот так”. В свою очередь, пострадавшему мы объясняем, что не стоит вырывать игрушку назад, а нужно подождать минутку и попросить отдать. Или договориться об условиях, на которых ребенок согласен ею поделиться.

Шаг 4. Установить правила, если игрушки общие. Тут вы берете обоих детей и проговариваете с ними правила: вы можете играть по очереди, один поиграет, потом поменяетесь.

Что делать, если дети не хотят делиться?

Дети — большие жадины, особенно маленькие. Они не умеют ждать, не хотят терпеть, а требуют “здесь и сейчас”. Поэтому не стоит рассчитывать на то, что маленькие собственники будут очень щедрыми по отношению друг к другу с малых лет. Но мы можем помочь им.

Для того, чтобы дети научились делиться, им важно понимать собственные чувства. А именно: что я хочу и как я могу это получить цивилизованным способом? Поэтому с того момента, как ребенок начал говорить, помогайте ему проговаривать свои чувства. Это первый шаг! Как видите, тут родительская функция совпадает с первым звеном формулы дружбы между детьми — быть адекватным зеркалом.

Следующий этап для ребенка — научиться просить. Да, что называется, “словами через рот”. Когда ребенок научился говорить “Я хочу это!” — бинго, первый шаг в нужном направлении сделан. Дальше помогайте ему вежливо выразить свое желание: “Ты должен попросить. Как ты будешь просить? Ты должен сказать: Андрюша, дай мне это, пожалуйста!”.

Вслед за просьбой ребенок обычно уже протягивает ручки, чтоб схватить объект желания. Поэтому третий этап — научиться ждать ответ. Вы можете удержать ребенка за плечи/за руку и попросить: “Подожди, он должен ответить, даст он тебе это или нет”. Так постепенно ребенок понимает, что он не может хватать все без спроса. Начинается обучение коммуникации. Но это еще не все!

Читайте также:  Психология жестов - наука о чтении мыслей и чувств

Учим объяснять свою просьбу и договариваться. Даже если ребенок может сформулировать свое желание и подождать ответ, очень часто он будет сталкиваться с отказом. В таком случае, можно помочь малышу объяснять свою потребность: “Я хочу на немножко, мне очень надо. Дай, пожалуйста”. Или даже договориться: “Я возьму всего на минуту и сразу верну”. Можем научить обмену игрушками.

Очень важно приучать детей искать способы, как можно получить желаемое — так мы формируем у них упорство и стремление достичь цели мирным путем! Ведь хотеть чего-то очень сильно — совсем неплохо, если мы умеем выражать свое желание и добиваться цели социально приемлемыми способами.

Как научить ребёнка управлять агрессией

Ребёнку надо объяснить связь между эмоциями и поведением. Например, один из детей, проиграв в шашки, начинает их раскидывать, замахиваться на брата, ругаться, плакать. Важно принять его чувства, дать право на них: «Да, проигрывать действительно очень сложно, неприятно… Даже хочется все разбросать и побить соперника…»

В будущем важно будет учить ребенка получать удовольствие от самого процесса игры (например, от удачного хода), а не только от выигрыша в конце. Также можно учить ребенка заранее распознавать раздражение: «Ты уже начинаешь сильно злиться… Наверное, боишься проиграть? Помнишь, как ты в прошлый раз разбросал все шашки?»

Уже эти слова значительно облегчат переживания малыша. В дальнейшем можно показать ему другие способы выражения раздражения, обиды, гнева.

Все это можно использовать с дошкольного возраста, усложняя содержание беседы в ходе взросления и развития ребенка.

Важно помнить, что малыш не научится управлять собой вдруг, стоит запастись терпением и помогать ему на этом сложном пути.

Кроме того, важно понять причину конкретной драки – может быть, был насыщенный день, и дети просто устали, возможно, дает о себе знать старая обида, или пришлось срочно что-то менять, а ребёнка заранее об этом не предупредили, и он чувствует себя обманутым.

Как научить ребёнка управлять агрессией

Важно научить детей распознавать своё эмоциональное состояние. Для этого нужно поговорить с детьми, лучше на следующий день после драки, когда эмоции успокоятся.

В разговоре стоит применять приём активного слушания: например, взрослый описывает, что произошло в момент драки, называя эмоции ребёнка («Ты устал, брат сказал что-то обидное или не вовремя, и ты разозлился», «ты устал, брат схватил твою игрушку, и это казалось очень несправедливым») и слушают, как прокомментируют сказанное дети.

Важно вести спокойный диалог, добраться до сути происшествия и назвать все эмоции своими именами. Поддерживая разговор дальше, нужно разобраться, как можно поступать в похожих ситуациях, не доводя дело до драки. Например, «если ты устал, нужно не разговаривать, а идти спать», «если раздражён, лучше выйти в отдельную комнату».

Приём «активного слушания» заключается в том, что родитель называет чувства, которые испытывают дети (дети могут не уметь распознать их все), а также чувства, которые испытывает он сам: «Я очень расстраиваюсь, когда вы дерётесь».

К сожаления, многие взрослые также не умеют распознавать свои чувства и не считают необходимым искренне делиться собственными переживаниями со своими детьми. Конечно, детей не стоит посвящать во все подробности личных проблем.

Однако если родители будут обозначать, что они устали, плохо себя чувствуют, немного расстроены или, наоборот, очень рады, полны энергии и сил, это поможет детям более осознанно относиться к своим переживаниям и к чувствам другого. Что в дальнейшем поможет лучше понимать себя, причины своих поступков, действовать не под влиянием эмоций и обстоятельств, а принимать обдуманные решения.

ОРТГК - на страже вашего здоровья