Если малыш особенный, резко отличается от сверстников: поведением, выражением эмоций, отношениями с окружающими, способностью к обучению и т. д, что с ним происходит? Как отличить, аутизм это, или ЗПР (задержка психического развития), или умственная отсталость? Эти вопросы очень волнуют родителей «проблемных» детей. Ведь бывает, что признаки ЗПР присущи ребенку-аутисту. А у малыша с умственной отсталостью могут обнаружиться черты аутиста.
Ранний аутизм у детей: симптомы и причины
Расстройства аутистического спектра (к ним относится и синдром раннего детского аутизма) характеризуются выраженной недостаточностью или полным отсутствием потребности в контакте с окружающими, эмоциональной холодностью или безразличию к близким. Дети с РАС испытывают страх новизны, любой перемены в окружающей обстановке, болезненную приверженность к рутинному порядку, однообразное поведение со склонностью к стереотипным движениям. Наиболее отчетливо расстройства аутистического спектра проявляются от 2 до 5 лет, хотя отдельные признаки его отмечаются и в более раннем возрасте.
В раннем возрасте синдром раннего аутизма у детей (и другие РАС) проявляется у детей равнодушием к близким. Дети не дают адекватной эмоциональной реакции на их появление и уход, нередко как бы не замечают их присутствия. В то же время любое изменение привычной обстановки, например в связи с перестановкой мебели, появлением новой вещи, новой игрушки, часто вызывает недовольство или даже бурный протест с плачем и пронзительным криком. Сходная реакция возникает при изменении порядка или времени кормления, прогулок, умывания и других моментов повседневного режима.
Дети, которым диагностируют аутизм, активно стремятся к одиночеству, чувствуя себя лучше, когда их оставляют одних. Вместе с тем характер контакта с матерью может быть различным: наряду с индифферентным отношением, при котором дети не реагируют на присутствие или отсутствие матери, наблюдается негативистическая форма, когда ребенок относится к матери недоброжелательно и активно гонит ее от себя. Существует также симбиотическая форма контакта, при которой ребенок отказывается оставаться без матери, выражает тревогу в ее отсутствие, хотя никогда не проявляет к ней ласки.
- Пример раннего детского аутизма и слабоумия
- Пример раннего детского аутизма и слабоумия
- Аутизм. Аутичный ребенок. Помощь в …
- Аутизм
- Аутизм. Аутичный ребенок. Помощь в …
Поведение детей с аутизмом однообразно. Они могут часами совершать одни и те же действия, отдаленно напоминающие игру: наливать в посуду и выливать из нее воду, пересыпать что-либо, перебирать бумажки и т.д. Эти манипуляции, как и повышенный интерес к тем или иным предметам (веревки, провода, катушки, банки и т.п.), не имеющим обычно игрового назначения, являются выражением особой одержимости, в происхождении которой очевидна роль патологии влечений, близкой к нарушениям инстинктов, которые свойственны этим детям.
Коммуникативные нарушения оказывают влияние на развитие речи ребенка. Как правило, дети начинают говорить позже, чем их сверстники. Ребёнок не использует речь для общения, он не обращается ко взрослому с просьбами, не зовёт маму. Дети часто проявляют раннюю самостоятельность: если им, что-нибудь нужно, они идут и берут сами, или используют руку взрослого как инструмент. Содержание речи отличается сочетанием примитивных форм (лепет, эхолалии) со сложными выражениями и оборотами, которые свойственны детям более старшего возраста и взрослым. У части детей наблюдается полный мутизм (отсутствие речи).
Ребенок с ЗПР
Задержка психического развития проявляется в том, что у ребенка мышление, память, речь, внимание, эмоции, регулирование поведения, психомоторика отстают по темпам развития от того, что принято за норму.
Дети с ЗПР позже начинают говорить, испытывают трудности с приобретением простейших навыков (одевание, пользование ложкой). Они могут быть апатичными и вялыми, а могут – гиперактивными и агрессивными. Такие дети нелюдимы и сторонятся сверстников.
Врачи считают, что ЗПР – явление временное и к 10–13 годам в результате соответствующей коррекции оно проходит.
Детский аутизм: симптомы в возрасте до лет
В большинстве случаев проявления заболевания отмечаются у детей в течение уже первого года их жизни. Могут наблюдаться характерные отличия поведения больного ребенка от поведения ровесников. Отмечаются и следующие симптомы:
- Аутизм. Аутичный ребенок. Помощь в …
- Аутизм. Аутичный ребенок. Помощь в …
- Презентация «Психология детей с …
- Аутизм. Аутичный ребенок. Помощь в …
- Аутизм. Аутичный ребенок. Помощь в …
№ п/п | Проявления аутизма у детей до двухлетнего возраста |
1 | Ребенок с аутизмом не смотрит на лицо родителей, в их глаза; |
2 | Отсутствует привязанность к матери. Так, ребенок не плачет, как другие дети, когда она куда-то уходит, он ей не улыбается и не тянется на ручки; |
3 | Ребенок крайне редко улыбается; |
4 | Отмечается задержка в развитии речи. Так, к 12 месяцам ребенок не гулит, не использует простейших слов к возрасту 16 месяцев, к возрасту 24 месяцев не воспроизводит простых фраз; |
5 | Отмечается агрессивность ребенка в отношении других детей, он не стремится к общению с ними и к общим играм; |
6 | Больной ребенок отдает предпочтение в игре лишь одной игрушке (либо отдельной ее части), интерес к остальным игрушкам отсутствует; |
7 | Возможно неадекватное реагирование ребенка на раздражители, для других незначительные (свет, приглушенные звуки и пр.), помимо этого он может испытывать страх из-за них. |
Между тем важно заметить, что такие симптомы вовсе не являются исключительными показателями актуальности аутизма, хотя и требуют определенного беспокойства. А потому избегание ребенком общества, его молчаливость, погруженность в себя – все эти проявления необходимо обсудить с педиатром.
Симптомы и признаки детского аутизма
Примечательным симптомом и признаком детского аутизма становится стереотипное поведение. Ребенок подолгу может махать руками, прыгать, потряхивать, совершать однотипные действия. В разговоре, играх и рисовании он также придерживается однотипных тем. Он не любит изменения. Если в окружении что-то меняется, его это сильно расстраивает. Малыш склонен к наведению порядка и установленным правилам поведения, к которым он уже привык.
Другими характерными особенностями аутизма являются расстройство речи и отсутствие социальной коммуникации. Ребенок предпочитает оставаться наедине с собой. Он не идет на контакт, не реагирует на вопросы. В речи преобладают шаблоны. Некоторые аутисты вообще могут не говорить, другие используют фразы, которые они раз за разом повторяют.
Выявить аутизм можно по следующим симптомам и признакам:
- Проявление характеристик в 2-3 года.
- Отсутствие улыбки в ответ.
- Игнорирование и отторжение объятий.
- Сонное, задумчивое, отрешенное лицо.
- Отсутствие контакта глазами с собеседником.
- Неспособность устанавливать контакты с окружающими, детьми.
- Сохранение спокойствия в незнакомой обстановке, при разлуке с близкими.
- Задержка или полное отсутствие речи.
- Склонность к уединению.
- Склонность к стереотипному поведению, когда малыш привыкает не только совершать одни и те же действия, но и приспосабливается к определенному порядку вещей (например, ходить по одной и той же дороге в магазин).
- Причудливая манерность: хлопать в ладоши, кружиться, теребить пальцы и пр.
- Необычные игры, в которые ребенок предпочитает играть сам, при этом используются неигровые материалы.
- Чрезмерно слабое или сильное реагирование на внешние стимулы.
- Атипичная реакция на боль, снижение болевого порога.
- Обращение внимания на звуки, при этом игнорирование речи окружающих.
- Внезапный приступ ярости, раздражения, страха без веских причин.
- Рассеянность и гиперактивность с ударами головой, покусываниями, царапаньем.
- Судорожные припадки в 25% случаев.
Атипичный аутизм без умственной отсталости
Проявления атипичного аутизма без умственной отсталости на начальном этапе легко спутать с особенностями личности. Такие дети:
- Подолгу сидят одни, без видимых занятий или повторяют что-то одно. Могут раскачиваться, стучать, что-то петь.
- Не нуждаются в одобрении, не реагируют на наказание, просьбы, оклик по имени.
- Говорят мало, часто отдельными словами. О себе говорят в третьем лице, называя по имени.
- Производят впечатление непослушных, неуправляемых детей.
- Не контактируют с ровесниками, посторонними взрослыми. На попытки посторонних заговорить с ними реагируют бегством, агрессией, истерикой или остаются равнодушными.
- Не смотрят в лицо собеседнику. Могут обращаться, стоя спиной.
- Аутизм. Аутичный ребенок. Помощь в …
- Клинико-патопсихологический анализ …
- Презентация «Психология детей с …
- Презентация «Психология детей с …
- Что такое синдром раннего детского …
В целом, нарушение поведения выражается в крайней эмоциональной холодности, отстраненности от людей и событий. Чрезвычайно дорожат определенными вещами, порядком, устоявшимся режимом дня.
Диагностика отклонений аутистического спектра зависит от наблюдательности и чуткости родителей. От близких зависит и прогнозы будущей жизни, степень социальной адаптации особенного ребенка.
Причины возникновения аутизма
Самой распространенной причиной аутизма является генетика, которая приводит к развитию таких связей в головном мозге, которые становятся дисфункциональными в обычной среде.
Врачи сходятся во мнении, что причин для аутизма существует большое количество:
- Большой возраст родителей.
- Страна, где родился человек.
- Тяжелые роды: гипоксия, короткая беременность.
- Низкий вес при рождении.
- Инфекции.
- Черепно-мозговые травмы.
- Врожденная дисфункция мозга.
- Детская шизофрения.
Некоторые родители пеняют на расовую принадлежность и вакцинацию детей в раннем возрасте. Однако достоверных данных об этом не существует.
Отдельно выделяют приобретенный аутизм, который развивается в результате неправильного роста и воспитания ребенка. Например, отмечается хрупкость эмоций. Если ребенок пережил эмоциональную травму, тогда он закрывается от внешнего мира.
К дополнительным факторам, которые способствуют развитию аутизма, относят:
- Растворители.
- Продукты питания.
- Пестициды.
- Алкоголь.
- Выхлопы газов.
- Курение.
- Тяжелые металлы.
- Вакцины.
- Никотин.
- Пренатальный стресс.
В особую категорию аутистов относят людей, у которых она возникла из-за дефицита или особого восприятия мира. Человек недостаточно познает мир с самого рождения. Это ограничивает его восприимчивость, заставляя ограждаться от всего во внутренний мир.
В другую категорию следует отнести аутистов, которые стали такими из-за неблагоприятной обстановки в семье родителей. Наличие полного здоровья в организме, однако желание поменьше контактировать с окружающими людьми. Нередко дети насилия, унижения, оскорблений или игнорирования со стороны родителей становятся больными аутичным спектром.