Атипичный аутизм: формы, причины, симптомы, лечение

Наверное, нет в современном обществе человека, который бы не слышал о таком психическом заболевании, как аутизм. Признаки его тоже довольно известны: нарушение способности к общению, сопереживанию и невозможность наладить эмоциональную связь даже с близкими людьми.

февраля г.

Особенности инклюзии детей с аутизмом

Большинство аутичных детей, обучающихся в инклюзивной программе, обычно диагностированы как дети с синдромом Аспергера, высокофункциональным аутизмом или атипичным аутизмом. В отличие от детей с другими видами расстройств (например, с умственной отсталостью) у аутичных детей есть хороший потенциал преуспеть в освоении школьной программы.

Сохранный интеллект, хорошая память, хорошее визуальное восприятие позволяют ребенку успешно осваивать академический материал. Аутичный ребенок может преуспевать в математике, а иногда и опережать своих сверстников в этой области. Некоторые дети очень успешны в рисовании (те, у которых нет проблем с мелкой моторикой). Также большинство детей довольно быстро приобретают навыки чтения, и обучаются бегло читать — но, чаще всего, вне связи с пониманием прочитанного. Некоторые дети имеют специфические области интереса, которые прекрасно вписываются в рамки школьной программы — ребенок может быть экспертом в истории Древнего Рима или астрономии.

С другой стороны — аутичные черты и проблемы восприятия могут стать серьезным препятствием при обучениии в школе. Затруднения в установлении контакта со сверстниками, поверхностные и специфические межличностные отношения могут стать причиной социальной отстраненности как со стороны одноклассников, так и учителей. Ребенок, который игнорирует интересы сверстников, и характеризуется через чур навязчивым поведением может оказаться изгоем в классе. Ребенок, которому свойственно проблематичное поведение и является «неприятным стимулом» для учителя, станет «необучаемым», «несносным» или «ненормальным». Неадекватное поведение, даже в самой легкой форме — выкрикивания в классе или раскачивание на стуле — может раздражать учителя, и мешать вести урок. Неговоря уже о более серьезных формах проблематичного поведения — таких, как агрессия или ауто-агрессия.

Также аутичным детям свойственны многочисленные речевые нарушения. У ребенка могут присутствовать серьезные проблемы с прагматикой (правильным использованием речи), семантикой (ограниченный словарный запас) и морфологией (систаксис и грамматика). Также часто наблюдаются нарушения в просодике и интонации. Ребенок может разговаривать монотонно, или не уметь использовать вопросительные интонации, или в процессе разговора использовать неподходящую жестикуляцию.

В процессе работы в инклюзии индивидуальная программа для любого аутичного ребенка должна учитывать эти и другие затруднения, и помимо помощи в освоении школьной программы — сосредоточиться на уменьшении нежелательного и неадекватного поведения, и на обучении навыкам социального взаимодействия и социальным правилам.

Симптомы

Клиническая картина заболевания для каждого возраста проявляется определенными признаками.

У новорожденных и детей до года:

Симптомы
  1. Замедленный рост отдельных частей тела.
  2. Слабость мышц.
  3. Отсутствие интереса к ярким предметам, игрушкам.
  4. Отсутствие реакции на родителей.
  5. Скудность мимики.
  6. Появление стереотипных движений (раскачивание, сгибание рук и .т.д.).

У детей от 3 лет:

  1. Задержка речевого развития или полное отсутствие речи.
  2. Зацикленность на определенном занятии. Например, ребенок может часами катать одну машинку, строить дом из кубиков.
  3. Частое появление страхов. Дети боятся смены обстановки, общения с окружающими, внешних раздражителей.
  4. Отсутствие восприятия игрушек как целого предмета. Например, ребенка интересует только определенная деталь машинки.
  5. Нежелание контактировать с другими детьми. Любые попытки наладить контакт заканчиваются плачем или агрессией.
  6. Аномальная агрессия. В стрессовой ситуации больной проявляет агрессию не только к окружающим, но и к себе.
  7. Могут появиться конвульсивные припадки или судороги.
  8. Нарушения сна. Дети часто просыпаются с криками, не могут повторно уснуть.
Симптомы

У подростков:

  1. Несвязная речь, невозможность выразить свои мысли.
  2. Желание оставаться в одиночестве.
  3. Ритуальное поведение. Подросток каждый день выполняет одни и те же действия, например, перекладывает свои вещи.
  4. Приверженность к определенной пище.
  5. Ограниченность поведения. Больной смотрит только одну программу, играет в одну игру.
  6. Необоснованные вспышки агрессии. Они происходят, когда кто-то пытается нарушить сложившийся уклад больного.
  7. Проблемы с концентрацией внимания. Школьник не может сосредоточиться на уроке, но может сконцентрироваться на деталях, которые ему интересны.
  8. Необычные способности, или «остров гениальности». Некоторые дети проявляют необычайные таланты в одной области или демонстрируют глубокие знания узкой направленности.
  9. Патология пищевого поведения. Они очень избирательны в выборе блюд, часто устраивают показательный отказ от еды.
Читайте также:  Как понять, что парень разлюбил: перестаньте себя обманывать

О симптомах и признаках шизоидного типа личности читайте тут.

Симптомы

Взрослый недуг

Симптомы болезни во взрослом возрасте несколько ослабевают, особенно при ранней коррекции.

Аутистическое поведение больного зависит от уровня социальной адаптации и приобретенных навыков.

Симптомы

Самые большие трудности человек испытывает в личной жизни. Им редко удается создать семью, обрести друзей. Благодаря развитию интернета у аутистов появилось больше возможностей познакомиться и начать общение с себе подобными.

Мужчины формируют стереотип сексуального поведения по фильмам. Излишняя напористость отпугивает женщин. Такие мужчины не умеют ухаживать, не видят смысла оказывать общепринятые знаки внимания женщинам.

Женщины-аутисты обычно очень наивны. Они копируют поведение героев фильмов. Из-за своей наивности часто подвергаются сексуальному насилию.

Симптомы

Большинство больных могут самостоятельно жить и сами себя обслуживать, особенно если они проходили лечение в детском возрасте. Но некоторые все же нуждаются в посторонней помощи.

Если у больного нормально развит интеллект, то ему доступны некоторые виды удаленной работы. Такие больные преуспевают в тех сферах, где требуется сосредоточенность на деталях. Обычная работа в коллективе для аутистов не подходит.

Симптомы

Мамам не стоит сразу отчаиваться!

Но сразу хочется обратиться ко всем родителям. Перечисленные выше признаки являются косвенными. Все мы в разные периоды своей жизни можем вести себя так, как указано выше. И поэтому, заметив что-то из перечисленного в своем малыше, не спешите паниковать и считать ребенка аутистом. Сначала его нужно показать специалисту, предоставив ему право решить, болен ли ваш малыш.

Даже если вы наблюдаете признаки аутизма у детей, заставляющие насторожиться: малыш, например, не копирует поведение старших, боится громких звуков или яркого света, непредсказуемо реагирует на события, (может, например, засмеяться, испугавшись, или, наоборот, расплакаться, в момент, когда от него ждут радости), помните, что окончательный вердикт может вынести только врач.

Читайте также:  Как справиться с кризисом среднего возраста у мужчин

Развитие речи при аутизме. Принципы речевого развития

Самостоятельно помочь ребенку в развитии речи можно и нужно!

  • Старайтесь произносить слоги и слова, которые произносит ваш малыш. Это его порадует и простимулирует на дальнейшее освоение новых слов.
  • Сделайте примитивной свою речь. Ребенку легче понимать короткие слова и предложения.
  • Стимулируйте освоение новых игр ребенком. Во время игр малыш овладевает новыми навыками, что способствует улучшению его умственного, речевого и психического развития.
  • После задавания вопроса всегда делайте паузу, а не отвечайте за ребенка на поставленный вопрос. Пусть ребенок думает, а потом отвечает.
  • Произносимые слова нужно усиливать зрительными образами. Для этого можно использовать картинки в книгах, специальные карточки, планшет, компьютер и т. п.

Принципы речевого развития:

  1. Поощряйте любые попытки ребенка установить контакт и социализироваться.
  2. Стимулируйте инициативные действия.
  3. Опуститесь до уровня ребенка.
  4. Давайте время ребенку для ответа на вопросы.
  5. В играх придерживайтесь стереотипных действий, новые действия вводите постепенно.

Примеры речевых тренингов:

  • Артикуляционная терапия. Заключается в дороге от малого к большому. Сначала произносится звук отдельно, затем звук в слогах, потом звук в словах. Эффективность метода 50%.
  • Манд тренинг, тренинг запроса. Характеризуется поощрением ребенка вкусным предметом за конкретное произнесенное слово. Так стимулируется ребенок к развитию коммуникативных навыков. Эффективность метода 75%.
  • Эхо тренинг. За основы берется эхолалия. Повторение за родителями слогов, слов, фраз. Эффективность метода 80%.
ОРТГК - на страже вашего здоровья