Асоциальное поведение у детей и подростков

Специальность «Педагогика и психология девиантного поведения» является актуальной и современной. Востребованность профессионалов данного направления растет.

Особенности профессии

Дипломированный специалист общается со школьниками и подростками категории риска, с людьми, попавшими в тяжелые жизненные обстоятельства, корректирует агрессивное поведение дошкольников. Отстаивает права, интересы воспитуемых, консультирует по проблематике отношений с близкими, по вопросам, связанным с обучением и трудоустройством. Составляет психологические портреты.

Девиантное поведение дошкольников и подростков – это проявление внутреннего дискомфорта. Преодолеть чувство отчужденности помогает катарсис, общение, игра и работа в команде, поднятие самооценки.

Преимущества профессии Ограничения
  • Интересная стезя, призвана нести пользу и добро.
  • Учит помогать и сопереживать окружающим.
  • Прививает стремление к эффективности в любом деле.
  • Учит понимать самого себя и близких.
  • Эмоциональное напряжение и стрессовые нагрузки.
  • Большая моральная ответственность.
  • Требует непрерывного самосовершенствования.
Особенности профессии

Основная профессиональная задача: выявить и предотвратить девиантные проявления. К ним относят деяния, идущие вразрез с общепринятыми нормами поведения. Причиной отклонений может быть неокрепшая психика, неспособность адаптироваться среди сверстников, неблагоприятная ситуация дома или наличие серьезных заболеваний, патологий.

Работа с «трудными» детьми требует умения понимать внутреннее состояние каждого. Для этого проводится:

  • знакомство с бытом и жилищными условиями школьников из группы риска;
  • изучаются особенности социума, окружения подростка;
  • организуется общение с учителями, мамами, папами;
  • юнцам, которые не могут самостоятельно справиться с жизненными трудностями, оказывается заступничество, поддержка.

Причины девиантного поведения

Отклоняющееся поведение имеет сложную природу, обусловленную самыми разнообразными факторами, находящимися в сложном взаимодействии взаимовлиянии. Человеческое развитие обусловлено взаимодействием многих факторов: наследственности, среды, воспитания, собственной практической деятельности человека. Можно выделить пять основных факторов, обусловливающих девиантное поведение.

Биологические факторы

Биологические факторы выражаются в существовании неблагоприятных физических или анатомических особенностей организма человека, затрудняющих его социальную адаптацию. Причем здесь речь идет, конечно, не о специальных генах, фатально обусловливающих девиантное поведение, а лишь о тех факторах, которые наряду с социально-педагогической коррекцией требуют также и медицинской. К ним относятся:

— генетические, которые передаются по наследству. Это могут быть нарушения умственного развития, дефекты слуха и зрения, телесные пороки, повреждения нервной системы. Данные поражения приобретаются, как правило, еще во время беременности матери в силу неполноценного и неправильного питания, употребления ею алкогольных напитков, курения; заболеваний матери (физические и психические травмы во время беременности, хронические и инфекционные соматические заболевания, черепно-мозговые и психические травмы, венерические заболевания); влияние наследственных заболеваний, а особенно наследственности, отягощенной алкоголизмом;

Читайте также: 

— психофизиологические, связанные с влиянием на организм человека психофизиологических нагрузок, конфликтных ситуаций, химического состава окружающей среды, новых видов энергии, приводящих к различным соматическим. аллергическим, токсическим заболеваниям;

— физиологические, включающие в себя дефекты речи, внешнюю непривлекательность, недостатки конституционно-соматического склада человека, которые в большинстве случаев вызывают негативное отношение со стороны окружающих, что приводит к искажению системы межличностных отношений в коллективе, особенно у детей в среде сверстников.

Психологические факторы

Психологические факторы включают в себя наличие у ребенка психопатии или акцентуации отдельных черт характера. Эти отклонения выражаются в нервно-психических заболеваниях, психопатии, неврастении, пограничных состояниях, повышающих возбудимость нервной системы и обусловливающих неадекватные реакции. Люди с явно выраженной психопатией, которая является отклонением от норм психического здоровья человека, нуждаются в помощи психиатров. Люди с акцентуированнными чертами характера, что является крайним вариантом психической нормы, чрезвычайно уязвимы для различных психологических воздействий и нуждаются, как правило, в социально-медицинской реабилитации наряду с мерами воспитательного характера.

В каждый период развития ребенка, формируются некоторые психические качества, черты личности и характера. Например, у подростка наблюдается два направления развития психики: либо отчуждение от той социальной среды, где он живет, либо приобщение. Если в семье ребенок чувствует недостаток родительской ласки, любви, внимания, то защитным механизмом в этом случае будет выступать отчуждение. Проявлениями такого отчуждения могут быть: невротические реакции, нарушения общения с окружающими, эмоциональная неустойчивость и холодность, повышенная уязвимость, обусловленные психическими заболеваниями выраженного или пограничного характера, отставанием или задержкой психического развития, разными психическими патологиями.

Характерологические подростковые реакции, такие как отказ, протест, группирование, являются, как правило, следствием эмоционально зависимых, дисгармоничных семейных отношений. В случае несформированности системы нравственных ценностей человека, сфера его интересов начинает принимать преимущественно корыстную, насильственную, паразитическую или потребительскую направленность. Для таких людей характерен инфантилизм, примитивность в суждениях, преобладание развлекательных интересов.

Эгоцентрическая позиция с демонстрацией пренебрежительного отношения к существующим нормам и правам другого человека приводит к «отрицательному лидерству», навязыванию физически более слабым сверстникам системы их «порабощения», браваде криминальным поведением, оправдыванию своих действий внешними обстоятельствами, низкой ответственности за свое поведение.

Признаки девиантного поведения

Девиантное поведение определяют по отклоняющимся признакам, которые не соответствуют официально установленным, а также общепринятым социальным нормам. Ненормативное поведение вызывает негативную оценку у людей. Девиантное поведение имеет деструктивную или аутодеструктивную направленность, для которого характерно стойкое многократное или длительное повторение.

Признаки девиантного поведения: социальная дезадаптация, возрастно-половое и индивидуальное своеобразие. Очень важно дифференцировать отклоняющееся поведение (противоправного и аморального) от странностей, эксцентричности, чудачества, имеющейся индивидуальности, не приносящей вред.

Причины появления у детей

Социальные – влияние СМИ и гендерных норм, психологический климат в семье и роль в среде сверстников. Жестокие методы воспитания, сексуальное насилие, дискриминация и социальная изоляция, издевательства и социально-экономические проблемы повышают риски асоциального поведения. Группы риска – сироты, члены меньшинств, подростки, рано ставшие родителями или вступившие в брак, в том числе принудительно.

Педагогические – воспитательная стратегия родителей и педагогов (например, гипоопека или гиперопека).

Психологические – сидром дефицита внимания и гиперреактивности, неврологические и соматоформные расстройства, расстройства аутического спектра, умственная отсталость.

Девиантное поведение

Термин применим относительно детей старше 5 лет. Определяется как деятельность, отклоняющаяся от общепринятых норм.

Девиантность характеризуется несколькими основными характеристиками. Подразумевает получение выгоды через неправомерные деяния – разбой, воровство, мошенничество. Второй момент – агрессивные тенденции, направленные против человека: убийство, изнасилование, нанесение телесных повреждений. Третий опознавательный знак – уклонение от поддержания социальных норм: школьные прогулы, зависимости, суицидальные попытки, бродяжничество.

Девиантность выражается антисоциальными поступками, идущими вразрез закону, моральным, культурным, этическим нормам. Данная категория объединяет любые неправомерные деяния: убийства, кражи, изнасилования.

Аутодестоуктивная форма выражается нанесением урона непосредственно девиантной личности.

Делинквентная форма подразумевает деяния, противоречащие общепринятым нормам данного общества, не дотягивающая до криминала. Сюда причисляется хулиганство, прогулы, издевательства, вымогательства, членство в асоциальных группах. В большинстве случаях сопровождается домашними побегами, бродяжничеством. Побеги имеют различную подоплеку:

  • освобождение от контроля, поиск свободной, непринужденной, легкой жизни;
  • избавление от насмешек сверстников, побоев, издевательств. Это дети, воспитанные по принципу золушки, изгоя;
  • демонстративный побег. Совершается для привлечения внимания, возвращение занимаемого прежде положения. Например, любимца семьи после рождения младшего дитя;
  • побеги, провоцируемые неуемной тягой бродяжничества – дромоманией. Настроение больного изменяется. Одолевает скука, появляется желание сменить обстановку. Однако момент скитаний вызывает желание вернуться домой.

Девиантное поведение подростков значительно опаснее, нежели младших детей, поскольку вызывает более разрушительные последствия. Оно требует более сложной корректировки. Ему сопутствует наркомания, алкоголизм, проституция, увлечение азартными играми.

Читайте также:  Актуальная тема: Психология восприятия цвета

Причинами подобной поведенческой деструкции считаются социальные факторы. Большой процент – 40–80 отводится неполной семье.

Любые расстройства поведения требуют коррекции – вмешательства психолога или невролога. Большинство отклонений с течением времени благополучно проходит. Однако немалая часть перерастает в стойкое психическое нарушение – диссоциальное расстройство личности, требующее более напряженного лечения.

Сокращение вербального проявления агрессии

Гораздо сложнее предупредить словесную агрессию своего подросшего чада, а также адекватно на нее среагировать. Необходимо проанализировать эти слова и постараться понять все негативные переживания своего ребенка. Есть вероятность того, что он не привык иначе выражать свои эмоции либо стремиться показать свое преимущество перед взрослыми людьми. Если разгневанный ребенок оскорбляет играющих с ним детей, то взрослым необходимо разъяснить, каким способом можно дать им хороший отпор.

Большая часть подростковой агрессии вызвана определенными ситуациями, когда возникает сильное эмоциональное напряжение. Многие дети терпеть не могут повелительный тон, активную демонстрацию превосходства взрослых над детьми, выражение полной власти, а также их требования беспрекословно им подчиняться.

Сокращение вербального проявления агрессии

Задача каждого родителя состоит не в активной демонстрации собственного преимущества и власти, а в сокращении чувства враждебности и предупреждении конфликтных моментов.

Как остановить агрессию у детей Наиболее результативный способ – это установление обратной связи при помощи простых психологических приемов. Можно вскрыть мотивы подступающей детской агрессии, задав вопрос: «Ты хочешь меня обидеть?», открыто выразить свое отношение к возникшей ситуации, которое отражается в фразе: «Я не заслужила подобного обращения». В момент установки эмоционального контакта нужно проявить личную заинтересованность, определенную твердость и доброжелательность по отношению к собственным детям, вместе проанализировать отдельные поступки, а не всю личность в целом.

Негативные и критические замечания взрослых вызовут бурю пагубных эмоций и протест, раздражение тут будет нарастать. В общении с подростками читать моральные нотации не стоит, можно лишь предупредить ребенка о возможных последствиях такого поведения, вместе подобрать возможные пути исхода из такой конфликтной ситуации.

Умение выслушать ребенка — первый шаг к взаимопониманию

Сокращение вербального проявления агрессии

Яркий пример положительного поведения родителей – это умение выслушать и сопереживать, давать ему возможность свободного выражения своей точки зрения.

Желательно выделить время для общения и рекомендаций своему ребенку, пообщаться в располагающей атмосфере. Взрослым нужно активно показывать свое доверительное отношение к личным задачам детей, признавать детские пагубные чувства. Между разговорами можно сделать паузы, чтобы успокоиться.

ОРТГК - на страже вашего здоровья

Асоциальное поведение у детей и подростков

Девиантность (девиация) – это отклонение от общепринятых норм. Когда родители спрашивают, что такое девиантное поведение детей, увидев этот термин, например, в характеристике ребенка, объяснить это можно следующим образом. Поведение дошкольника или подростка не вписывается в рамки общепринятого, противоречит ему или даже несет угрозу для окружающих.

Общая характеристика

Педагогическая запущенность – это патология психического развития, характеризующаяся постоянно возникающими трудностями в воспитании и обучении. В зависимости от возраста ребенка определяется степень сложности и способы исправления поведения. Так, например, наиболее часто социально педагогическая запущенность выявляется у мальчиков в подростковом возрасте, воспитываемых в неблагополучных семьях. В дальнейшем, при отсутствии корректировки поведения, такие подростки перестают посещать учебные заведения, не работают и ведут неправильный образ жизни. Педагогическая запущенность детей дошкольного возраста проявляется в отсутствии усидчивости и внимания на занятиях, неадекватном поведении по отношению к окружающему миру (дошкольник может нагрубить воспитателю или ударить животное).

Причины

Причины педагогической запущенности могут быть абсолютно разными – от наследственности до неправильного выбора учебного заведения. Можно выделить несколько часто встречающихся факторов:

Общая характеристика
Причина Описание
Проблемы с педагогом Педагог, занимающийся с большой группой детей, может неосознанно выделять неуспевающего ученика. Например, учитель перед всей группой (классом) отчитывает ребенка за то, что он не выполнил какое-либо задание, стыдит его и ставит плохую оценку. В таких случаях, трудные дети еще больше замыкаются в себе, проявляют агрессию к отличникам и теряют интерес к учебе, у них формируется интеллектуальная педагогическая запущенность.
Конфликтные отношения в группе (классе) Дети с первых дней обучения в новом учреждении подразделяются на товарищеские группы. Часто дети-лидеры начинают оскорблять тех сверстников, кто сторонится таких групп и предпочитает, например, играть в одиночестве. Нередко неуважительное отношение проявляется всем классом к одному ученику из-за его скромного вида или его проблем с учебой и учителем.
Неблагополучие в семье Хороший микроклимат в семье – залог счастливого детства ребенка. Если родители не поддерживают своего малыша, не занимаются с ним, и не прививают любовь к учебе с раннего детства, скорее всего у него в школе будет диагностирована “педагогическая запущенность подростка”.
Индивидуальные черты Каждый человек уникален. Невозможно заставить ребенка делать то, что ему не нравится, особенно если он находится в группе риска, например, имеет неустойчивую нервную систему (капризничает без весомых причин), имеет неврологическое заболевание или проявляет низкую социальную активность (любит быть в одиночестве).Важно с раннего детства привить ребенку уважение к старшему поколению, любовь к учебе и порядку, чтобы он сам стремился познавать что-то новое и делать мир вокруг себя лучше. В противном случае, из-за эмоционально-личностных особенностей, детской эгоистичности и упрямства, ребенок может навсегда потерять интерес к учебе.
Читайте также:  Бредовое расстройство личности: органическое и хроническое по мкб10

Профилактика педагогической запущенности – залог того, что ребенок будет расти счастливым и здоровым. Важно своевременно начать занятия по коррекции поведения ребенка, больше уделять времени на совместные домашние занятия в младшем дошкольном возрасте (наблюдая за тем, как мама моет посуду или собирает игрушки, малыш начинает повторять эти же действия).

Признаки

Как и любое психическое расстройство, педагогическую запущенность у можно заметить по ряду характерных симптомов. Педагогическая запущенность признаки:

  • ребенок постоянно жалуется, что ему скучно во время подготовительных занятий (при обучении чтению и письму);
  • отсутствие внимания во время игр, чтения книг, изучения чего-то нового;
  • ограниченный словарный запас;
  • ребенок плохо пересказывает то, что услышал, называет общими словами то, что его окружает (слово “машина” в понимании малыша обозначает и автобус, и велосипед, и трактор и т.п.).
Общая характеристика

Важно! Чтобы в кратчайшие сроки преодолеть педагогическую запущенность, необходимо установить доверительные отношения с ребенком – он должен идти на контакт, а также понимать и не бояться того, что он не такой, как его сверстники.

Причины проявления девиантного поведения

Наличие признаков девиантности в детском поведении объясняется несколькими причинами. Зачастую она становится следствием целого ряда проблем, среди которых и социальные, и психологические, и влияние окружения.

Все известные причины формирования девиантного поведения можно распределить на три группы:

  • наследственные;
  • врожденные;
  • приобретенные;
  • социальные;
  • педагогические;
  • психологические.

Наследственные причины такого явления — результат повлиявших на мозг генных мутаций.

Врожденные причины имеют место, если еще в период беременности матери плод претерпел внутриутробное поражение.

Немаловажное значение придают приобретенным причинам, возникающим на протяжении жизни ребенка. Приобретенными причинами развития девиантного поведения могут стать:

  • некоторые перенесенные в тяжелой форме заболевания;
  • полученная при каких-то обстоятельствах черепно-мозговая травма;
  • обретшие хроническую форму заболевания с регулярными рецидивами, ведущие за собой задержку в развитии, а, следовательно, агрессию ребенка, ощущающего себя неполноценным среди сверстников.
Читайте также:  Как правильно выбрать горшок для ребёнка

Первой и главной причиной девиантного поведения детей становится устоявшаяся неблагополучная ситуация в семье, где они воспитываются. Внутрисемейные конфликты в первую очередь провоцируют возникновение девиантного поведения как детей младшего возраста, так и подростков. Именно в асоциальной семье формируются антиобщественные взгляды, имеют место неоднократные правонарушения или противозаконные действия по отношению к детям или другим членам семьи, по отношению к окружающим.

Очевидными предпосылками проявления девиантного поведения у ребенка могут стать сложившая в его семье неблагоприятная обстановка и применяемые родителями или другими близкими неадекватные методы воспитания.

Немаловажной причиной проявления признаков девиантного поведения детей является педагогическая причина. Ярким примером такого явления можно считать несоответствие утверждений воспитывающих ребенка взрослых с их противоречащими правилам поступками, нарушение взрослыми своих же утверждений.

Кроме этого, существенную роль играет злоупотребление запретами, которое провоцирует обратную реакцию ребенка, противящегося ограничительным мерам, а потому ведущего себя девиантно.

Весомой психологической причиной отклонения в поведении ребенка является борьба его собственных переживаний, возникающее в его сознании противоречие между его «я» и оценкой его характера и поведения в целом окружающими его людьми.

Девиантное поведение детей нуждается в профилактике и коррекции. Возникшие у ребенка такой категории проблемы можно решить

  • формируя у него навыки общения, интерес к окружающим людям, желание их понимать;
  • систематически закрепляя правила поведения;
  • постепенно вырабатывая навыки адекватного поведения;
  • развивая коммуникативность и самоконтроль.

По материалам сайта 

ВконтактеFacebookTwitterGoogle+Одноклассники

Новости МирТесен

Причины появления у детей

Социальные – влияние СМИ и гендерных норм, психологический климат в семье и роль в среде сверстников. Жестокие методы воспитания, сексуальное насилие, дискриминация и социальная изоляция, издевательства и социально-экономические проблемы повышают риски асоциального поведения. Группы риска – сироты, члены меньшинств, подростки, рано ставшие родителями или вступившие в брак, в том числе принудительно.

Читайте также: 

Педагогические – воспитательная стратегия родителей и педагогов (например, гипоопека или гиперопека).

Психологические – сидром дефицита внимания и гиперреактивности, неврологические и соматоформные расстройства, расстройства аутического спектра, умственная отсталость.

Гиперактивное поведение

Гиперактивность является, пожалуй, самым популярным видом расстройства поведения. Таким детям просто необходима повышенная двигательная активность. Но это часть проблемы. Когда ребенок с гиперактивным поведением попадает в социум с прописанными в нем определенными нормами и распорядком, у него нарастает нервное и мышечное напряжение. Ребенок не может терпеть таких запретов, результатом чего становится ухудшение внимания, снижение работоспособности, быстрая утомляемость и эмоциональная разрядка, выражающаяся двигательным беспокойством и неусидчивостью. А такое поведение как раз относится к числу дисциплинарных проступков.

Этим детям гораздо сложнее находиться в общественных местах, в общении со сверстниками и близкими им очень трудно найти общий язык. Дезадаптирующие особенности поведения ребят с гиперактивностью указывают на недостаточно сформированные регуляторные механизмы психики, в первую очередь контроля над собой как основного обстоятельства и звена в образовании нарушения поведения.

ОРТГК - на страже вашего здоровья