5 фактов о детской агрессии от Людмилы Петрановской

Существует искушение искать простые решения. В начале 70-х г.г. бывший президент Американской психологической ассоциации в качестве способа уменьшения насилия во всемирном масштабе предлагал не что иное, как создать «пилюли против жестокости», которыми можно было потчевать людей и в особенности – политических лидеров разных стран. Но в высшей степени маловероятно, что такое лекарство будет создано и будет эффективно.

Епископ Лонгин – об идеологии потребления и воспитании детей

Как случилось, что новостные блоки, перенасыщенные информацией об убийствах и насилии над детьми, перестали нам резать слух? Где берет свой источник агрессия и почему ее возвели в ранг общественной проблемы? Какой отпечаток озлобленный социум накладывает на воспитание детей? На эти и другие вопросы корреспонденту «АиФ – Саратов» дал ответы Епископ Саратовский и Вольский Лонгин.

В погоне за «идеалом»

Владыка, об агрессии сегодня говорят как об общественной проблеме. Что является ее источником, и как научиться ей противостоять? – Это очень емкая тема, и говорить о ней можно долго. Проявление массовой агрессии обусловлено прежде всего крушением нашего государства 20 лет назад и того образа жизни, который был привычным для миллионов людей, для нескольких поколений. Подобные «сломы эпох» никогда не проходят безболезненно. Общество, которое претендовало на то, чтобы быть обществом социальной справедливости, резко перешло к периоду «первоначального накопления капитала», жесткому и безнравственному. Для меня как христианина очевидно, что главной причиной роста агрессии является обезбоженное состояние огромного количества людей. Сегодня идеология потребления, выраженная слоганом «бери от жизни все», принята значительной частью нашего общества. Агрессия – неизбежный спутник этой идеологии. С одной стороны, человек ориентируется на образцы, которые видит на экране телевизора, и хочет жить красиво, быть богатым и успешным. С другой – этот «идеал» он не может немедленно воплотить в жизнь, поэтому испытывает чувства зависти и озлобленности. Это явление становится массовым, возникает нездоровая атмосфера, в угаре которой забываются такие базовые для человека понятия, как семья, верность, самоотверженность, любовь к Родине и т.д. Как научиться этому противостоять? Я не знаю другого способа, кроме как стать христианином, то есть человеком, имеющим четкую нравственную систему координат, которая помогает ему оставаться человеком в любых условиях жизни, при любых общественных веяниях. Блаженный Августин в своей знаменитой книге «Исповедь», которая построена как беседа с Богом, сказал: «Ты создал нас для Себя, и не знает покоя сердце наше, пока не успокоится в Тебе». Душа человека – это бездна, которая может вместить в себя весь мир. Никакими суррогатами в виде музыки, квартир или машин ее нельзя заполнить, потому что душа человека нуждается в духовной пище. А если ее нет, человек мучается и нередко гибнет. При этом не важно, как: повесился он или спился, выбросился из окна или умер от передозировки наркотиков. Это следствие пустоты, которая образуется в душе, лишенной Бога.

Читайте также:  Заработок в телеграмме: 15 способов + 10 рекламных бирж

А люди ли это совершают?

В число жертв агрессии зачастую попадают дети. Чем объяснить характерный для наших дней всплеск педофилии? – Все тем же: отсутствием моральных запретов, влиянием пропаганды разврата, которой заполнены телевидение и Интернет. Если для человека существует лишь узкий мир удовлетворения собственных инстинктов, пресытившись тем, что привычно, он потянется к чему-то «новому». Преступлений, по статистике, действительно становится больше, причем в криминальной хронике мы находим такое, что дает основание задуматься – а люди ли это совершают?! – Как уберечь ребенка от пороков общества? – Детям нужно уделять больше внимания и главное – понимать, чего мы от них хотим. Хотим ли воспитать ребенка добрым, совестливым и ответственным? Или для нас главным является что-то другое? Не надо забывать и о том, что пороки рано «прилипают» к детям, когда они попадают в соответствующую среду.

Выбирают родители

Владыка, а насколько важную роль в воспитании детей может сыграть школьный курс основ религиозной культуры и светской этики? – Этот курс введен в школьную программу по инициативе президента Российской Федерации. Родители сами будут выбирать, с чем будет знакомиться ребенок: с основами православной, исламской, иудейской культур или так называемой светской этики. По сути это не вероучительный, а культурологический курс на уровне музейной экскурсии. И не надо думать, что он чудесным образом сделает детей шелковыми и послушными. Ребенка воспитывает, прежде всего, семья и та общественная атмосфера, которая господствует в настоящий момент. Как оградить детей от ее влияния – это вопрос и огромная проблема. Я восхищен теми родителями, которым удается сделать это хотя бы отчасти. Вообще воспитание детей – это самый главный подвиг в жизни человека. Если сказать кратко: необходимо сделать так, чтобы ваше слово и пример для ребенка значили гораздо больше, чем то, что он слышит и видит вокруг. Но для этого взрослый человек должен осознавать свою родительскую ответственность.

Татьяна ВОЛЧЕНКО

Епископ Лонгин – об идеологии потребления и воспитании детей

В школе много насилия

«Школа и вообще вся сфера детства и юности отравлена насилием»

«Я уверена, что в тот же день, когда один школьник пришел в класс с топором, в сотнях школ России кого-то избили, унизили, сказали слова, которые будут причинять боль годами. Ведь на приемах у психологов 50-летние люди плачут, вспоминая, что сказала англичанка в третьем классе.

Когда в системе есть напряжение, в ней могут случаться пробои. Если у ребенка эмоционально нестабильное состояние, оно наложится на какую-нибудь сцену, которую он увидел в кино, — и рванет. Это может случиться с каждым третьим-четвертым ребенком, если его допечь основательно.

Так что важнее думать не о том, как “вычислить” потенциальных агрессоров, а о том, как “не допечь”».

Всего лишь детская защита?

С точки зрения доктора Барбье (Франция), пассивную агрессию можно описать как неосознанную самозащиту. Человек думает, что у него нет никаких обязанностей – только права. Такую жизненную позицию можно объяснить тем, что в детстве этого человека чересчур баловали, ничем его не ограничивая, не утруждая домашними обязанностями, не приучая к ответственности. А теперь маленькая привычка ребенка переросла в большую неприятность для взрослого.

Читайте также:  13 критериев от чего зависит давление человека

По мнению французского специалиста Кристофа Андре, у пассивных агрессоров, как правило, две основные проблемы. С одной стороны, гиперчувствительность, вызванная недостатком веры в себя: такие люди боятся, что не смогут справиться с задачей и предпочитают переложить ответственность на кого-нибудь другого. С другой стороны, они не умеют проявить свои положительные качества, предстать в лучшем свете. В данном случае причиной могут являться трагические события в жизни человека: смерть близких, членов семьи. После перенесенных тяжелых переживаний мы часто чувствуем себя «жертвой обстоятельств», что понижает жизненный тонус и самооценку.

Пассивные агрессоры действуют по принципу «да-нет»: на словах – «да», на деле – «нет». Например, вы просите коллегу помочь со срочным отчетом, он отвечает: «Да, конечно», но на деле толку от него никакого, и создается впечатление, что он только нарочно замедляет процесс.

Пассивный образ жизни и пассивная агрессия – не одно и то же! В первом случае речь идет об апатичных людях, ни к чему не проявляющих интереса, предпочитающих отдых дома отдыху на природе и путешествиям. Во втором случае мы сталкиваемся с внутренним сопротивлением; человек полу-сознательно создает конфликтные ситуации, не участвуя в них открыто.

Одной из причин такого поведения является неумение или нежелание делиться негативными эмоциями с окружающими. Часто такие люди просто боятся: «Я слишком рискую, говоря то, что думаю», – рассуждают они. Некоторые привыкли жить «в тени» других, не решаясь возразить или высказать свое мнение.

Убеждение. Аппеляция к чистому разуму.

Конечно, можно было бы выстроить логический, разумный набор аргументов, описывающих опасности, связанные с агрессией. Возможно, мы смогли бы убедить большинство людей в обоснованности этих аргументов: большинство согласится с тем, что война – это ад, а уличное насилие нежелательно. Однако скорее всего случиться так, что данная аргументация, несмотря на всю ее прочность и убедительность, к значительному снижению агрессивного поведения не приведет.

Даже будучи убежденными в том, что агрессия вообще нежелательна, люди будут продолжать вести себя агрессивно до тех пор, пока не придут к ясному пониманию, что она нежелательна для них самих. Еще Аристотель заметил, многих людей рациональные доводы нив чем не убеждают, «потому что аргументы, основанные на знании, предполагают обучение, а есть люди, которых невозможно обучить».

Кроме того, поскольку проблема агрессии впервые возникает еще в раннем детстве, когда ребенок еще слишком мал, чтобы его можно было убеждать с позиций разума, то логические аргументы в данном случае особой ценности не представляют.

Вследствие этих причин социальные психологи занялись поисками альтернативных техник убеждения. Многие из них были рассчитаны на детей, но могут быть адаптированы и к поведению взрослых.

И как быть?

У каждого психически здорового человека есть внутренний самоконтроль — это совесть. Все законы практически всегда «согласованы» с совестью. Если по каким-то причинам совесть перестаёт останавливать человека при нарушении принятых законов — это важный сигнал о психическом нездоровье. Садизм заметно отличается от спонтанного проявления агрессии. Статья по теме Где пострадавшие от насилия могут получить полезную информацию ?

Все садисты совершают свои преступления исходя из своей личной реальности, и в ней они считают себя правыми, находят всему объяснения. Проверяйте себя время от времени, не противоречат ли ваши поступки заповедям морали, общепринятым законам, нормам Уголовного кодекса. Возможно, кто-то манипулирует вами или ваши внутренние проблемы прорываются наружу безумными действиями в отношении других. Если вы замечаете, что считаете насилие, унижения, издевательства нормой вашего общения с людьми или особенностью повседневной работы — постарайтесь обратиться за помощью к психотерапевтам, невропатологам. Если же вы понимаете, что человек рядом с вами склонен к садизму, периодически делает вас своей жертвой — постарайтесь ограничить общение с ним или обратитесь за профессиональной помощью.

Читайте также:  Алкоголизм: стадии, симптомы, виды. Что такое алкоголизм

Что необходимо предпринять при возникновении подозрения, что пациент агрессивен?

Успешное ведение психиатрических пациентов, поступающих в ОНП с возбужде­нием и агрессией, может представлять определенные трудности. У каждого психиатрического пациента, поступающего в ОНП, необходимо оценить риск агрессивного поведения. Ниже представлены данные, рассматриваемые при оценке риска агрес­сивного поведения:

  • Соответствующие демографические данные: риск агрессивного поведения наиболее высокий у мужчин, людей в возрасте 15-24 лет, пациентов с низким социально-экономическим положением.
  • Наличие функциональных симптомов, а не симптомов органического пораже­ния.
  • Анамнестические данные: агрессивное поведение более вероятно у пациентов с агрессивным поведением в анамнезе и/или с тяжелыми и персистирующими психическими заболеваниями. Также прогностическими факторами агрессив­ного поведения считают асоциальное расстройство личности и злоупотребле­ние психоактивными веществами.
  • Факторы окружающей среды: проявления агрессии более вероятны у паци­ентов, проживающих в бедных районах. Агрессия у психически больных более вероятна в отношении знакомых им людей.

Результаты оценки помогают врачу-клиницисту принять решение по лечению па­циента в ОНП и разработать план соответствующих мероприятий. Агрессия разви­вается не мгновенно, а в несколько стадий в рамках поведенческого континуума. На первой стадии пациент проявляет признаки тревоги. Наиболее эффективный метод лечения при этом -обеспечить ему поддержку и выразить сочувствие. Старайтесь никогда не относиться к жалобам пациента поверхностно и/или несерьезно. Прислушивайтесь к волнующим пациента проблемам, при проявлениях тревожности отве­дите его в более тихую часть ОНП. Если поведение пациента продолжает ухудшаться,

следующим этапом лечения может быть применение директивного подхода, с разъ­яснением пациенту предполагаемых особенностей его поведения и установкой гра­ниц неуместного поведения. Границы необходимо описать пациенту четко, просты­ми словами, не задавая чрезмерных ограничений. Если эти меры не дают результата, необходимо принять меры для обеспечения безопасности. Вмешательство включает «демонстрацию силы» (несколько сотрудников подходят к пациенту, чтобы дать ему понять, что его поведение не будет для них неожиданным) и привлечение охранни­ков для большей убедительности вербальных указаний пациенту. Физическое удержание пациента следует применять в последнюю очередь, если пациент представляет реальную опасность для себя или окружающих и не контролирует свои поступки.

Назад в раздел

ОРТГК - на страже вашего здоровья