Разновидности и степени тугоухости у детей и лечение заболевания

Проверка слуха у детей позволяет определить чувствительность слухового анализатора к звуковым волнам определенной интенсивности и частоты. Аудиометрическое обследование способствует выявлению патологий, сопровождающихся снижением качества восприятия звуковых сигналов и разговорной речи. Своевременное устранение нарушений ведет к восстановлению функций звуковоспринимающего или звукопроводящего отделов слухового анализатора.

Механизмы восприятия звука

Природа наделила человека слухом — одним из чувств, при помощи которого он ориентируется в окружающем мире. Ухо — механизм, который преобразовывает колебания воздуха в источник информации для головного мозга. Слуховой аппарат человека состоит из трех разделов: наружного, среднего и внутреннего уха.

Источник звука — мельчайшие колебания воздуха, которые попадают в наружное ухо. Через ушную раковину и слуховой проход звуковые волны проникают к барабанной перепонке — сплошной тонкой пленке, которая перегораживает слуховой канал и становится барьером между внешним миром и внутренними отделами черепа. К барабанной перепонке с внутренней стороны прикреплен молоточек — одна из слуховых косточек среднего уха.

Колебания воздуха приводят в движение барабанную перепонку, которая передает вибрацию на молоточек. Молоточек «бьет» по наковальне со стремечком — двум слуховым косточкам, которые соединены с улиткой — частью слухового лабиринта. В лабиринте есть множество каналов, покрытых изнутри особыми волосковыми клетками. Клетки преобразуют колебания, полученные от слуховых косточек в нервные импульсы, которые затем по слуховому нерву передаются в соответствующие отделы головного мозга.

Чем сильнее колебания воздуха — тем сильнее вибрирует барабанная перепонка, и соответственно молоточек сильнее бьет по наковальне.

Классификация данного заболевания

Тугоухость у ребенка отличается неполной потерей слуха, при которой пациент воспринимает звуки довольно неразборчиво. Врачи отмечают четыре степени тугоухости. Речь в зависимости от усиления степени становится все менее понятной. Последняя степень находится на границе с полной утратой слуха.

Заболевание делится по длительности:

  • острое – слух ухудшается постепенно, с начала этого процесса прошло не больше месяца; возникает в большинстве случаев в результате травмы или инфекции;
  • внезапное течение – появляется очень быстро, вплоть до пары часов;
  • подострое – со времени ухудшения слуха прошло от одного до трех месяцев;
  • хроническое – пациент болеет дольше трех месяцев; эта стадия поддается терапии хуже всего.
Читайте также:  Сильный кашель и насморк какой антибиотик

По месту воспаления слухового анализатора классифицируют тугоухость:

Классификация данного заболевания
  • невральную;
  • кондуктивную;
  • смешанную;
  • сенсорную;
  • нейросенсорную.

Если тугоухость у ребенка развивается лишь в одном ухе, это означает, что болезнь отличается односторонним характером. Двусторонняя – при наличии патологии в обоих ушах.

Выявление нарушений слуха у детей

Речевая аудиометрия — способ определения индивидуального восприятия слуха. Основан на сообщениях испытуемого о том, слышит ли он подаваемые сигналы или нет. Результаты применения метода во многом зависят от словарного запаса ребенка. Способ не подходит для определения нарушений восприятия речи у детей раннего возраста, не умеющих разговаривать.

Самые очевидные признаки и симптомы тугоухости у детей грудного возраста:

  • младенец не поворачивается лицом к тому, кто разговаривает;
  • ребенок не вздрагивает при резких звуках;
  • малыш не лепечет, не смеется.
Выявление нарушений слуха у детей

При ослаблении слуха у ребенка следует немедленно обратиться за консультацией к детскому отоларингологу и сурдологу. Второй специалист — это врач, диагностирующий и занимающийся коррекцией различных нарушений слуха. Специалисты выполнит необходимые исследования и расскажут, как лечить заболевание.

Малыш в возрасте 1–2 года, у которого развивается тугоухость, предпочитает смотреть мультфильмы с громко включенным звуком. Ребенок часто переспрашивает, говорит: «Что?», поворачивается к источнику звука тем ухом, которым лучше слышит. У больного школьника снижается успеваемость, учителя могут пожаловаться на его невнимательность. Такой ребенок обычно сам общается громко, но затихает и сосредоточенно смотрит на губы собеседника при его ответах.

Проверка слуха ребенка в домашних условиях:

  1. Испытуемому предлагают сесть на стул в центре комнате, максимально изолированной от посторонних звуков.
  2. Оотходят от ребенка на 2 метра, произносят шепотом фразу, состоящую из 8–9 понятных ребенку слов.
  3. Отдаляются от малыша на расстояние 5–6 метров, негромко и четко произносят несложные словосочетания.
  4. Спрашивают в каждом случае, что слышит ребенок.

Невозможность воспринимать шепот с 2 метров наблюдается при развитии 1 степени тугоухости. Если испытуемый с расстояния 6 м не распознает звуки средней интенсивности, то это 2 степень снижения слуха. При тугоухости 3 степени у ребенка не воспринимается шепот, и различаются звуки средней интенсивности только с расстояния 1 метр. Глухота или тугоухость 4 степени у детей — невозможность разобрать речь без слухового аппарата.

Выявление нарушений слуха у детей

Профессиональная диагностика позволяет определить наличие и разновидность патологии. Отоларинголог и сурдолог пользуются для проверки слуха различными методами аудиометрии. Специалисты определяют степени распознавания речи в децибелах и тип тугоухости. Для выяснения слышимости тонов различной интенсивности и частоты применяется тональная аудиометрия. Наиболее достоверный метод определения недостатков слуховой чувствительности у пациентов — компьютерная аудиометрия.

Читайте также:  Лечение голосовых связок народными средствами

Самостоятельная проверка слуха

Чтобы убедиться в отсутствии кондуктивной и нейросенсорной тугоухости у ребенка специалисты рекомендуют проводить аудиологические обследования самостоятельно. При подозрении ухудшения слуха следует записаться на прием к отоларингологу, который проведет отоскопическое и аудиометрическое обследование пациента, в результате которого определит тип патологии и подходящий метод лечения.

Как проверить слух у ребенка в домашних условиях? Проще всего протестировать ребенка с помощью методов речевой аудиометрии. Для этого необходимо:

  • попросить испытуемого сесть на стул и повернуться к вам левым или правым ухом;
  • отойти на 6 м и шепотом, но четко произнести слова «мама», «спорт», «земля», «сапоги» и т.д.;
  • аналогичным образом проводят тестирование с расстояния 20 м, но при этом слова произносят достаточно громко.

Если ребенок может разобрать слов, расстояние между ним и говорящим нужно постепенно сокращать, требуя четкого воспроизведения слов. Чем меньше расстояние между испытуемым и вами, тем значительнее ухудшение слуха. При получении неудовлетворительных результатов тестирования нужно пройти обследование у врача.

Источники: , ,

Нарушение фонематического слуха

Фонематический слух – это способность различать фонемы языка, а именно анализировать и синтезировать их, что выражается в понимании смысла речи, сказанной на определённом языке. Фонемы представляют собой самые малые единицы, их которых состоит любой язык; из них состоят структурные составляющие речи – морфемы, слова, предложения.

При восприятии речевых и неречевых сигналов имеются различия при работе системы слуха. Неречевой слух представляет собой возможность человека воспринимать и обрабатывать неречевые звуки, а именно музыкальные тона и различные шумы. Речевой слух представляет собой способность человека воспринимать и обрабатывать звуки человеческой речи родного или иного языков. В речевом слухе выделяется фонематический слух, с помощью которого различаются фонемы и звуки, отвечающие за смысловую нагрузку языка, что человеку анализировать отдельные звуки речи, слоги и слова.

Нарушения фонематического слуха встречаются у детей и взрослых. Причины нарушения фонематического слуха у детей нижеследующие:

  1. Отсутствие сформированности акустических образов отдельных звуков, при которой фонемы не могут различаться по звучанию, что вызывает при говорении замену одних звуков другими. Артикуляция оказывается недостаточно полноценной, поскольку не все звуки ребёнок может выговорить.
  2. В некоторых случаях у ребёнок может артикулировать все звуки, но при этом, не умеет различить, какие звуки ему нужно выговорить. При этом одно и тоже слово может произноситься ребёнком по-разному, поскольку фонемы смешиваются, что носит название смешения фонем или взаимозамены звуков.
Читайте также:  Гипертрофический ринит и его лечение народными средствами

При нарушениях речевого слуха у ребёнка появляется сенсорная дислалия, что означает невозможность правильно произносить звуки. Выделяют три формы дислалии:

  • акустико-фонематическую,
  • артикуляторно-фонематическую,
  • артикуляторно-фонетическую.

Акустико-фонематическая дислалия отличается наличием дефектов оформления речи с помощью звуков, что вызвано невозможностью полноценно обработать фонемы языка из-за аномалий в сенсорном звене системы восприятия речи. При этом, необходимо отметить, что у ребёнка не имеется нарушений слуховой системы, то есть отсутствует тугоухость или глухота.

Нарушение фонематического слуха у взрослых обусловлено локальными поражениями головного мозга, а именно:

  • сенсорной височной афазией,
  • сенсорной афазией ядерной зоны звукового анализатора.

Лёгкие случаи сенсорной височной афазии характеризуются пониманием отдельных слов или коротких фраз, особенно тех, которые употребляются каждодневно и относятся к постоянному распорядку дня больного. При этом наблюдается расстройство фонематического слуха.

Тяжёлые случаи сенсорной афазии характеризуются полным непониманием речи больным человеком, слова перестают для него иметь смысловую нагрузку и превращаются в сочетание непонятных шумов.

Сенсорная афазия, выраженная в поражении ядерной зоны звукового анализатора не только приводит к нарушению фонематического слуха, но и к тяжёлому расстройству речи. В результате чего появляется невозможность различия звуков устной речи, то есть понимать речь на слух, как и других речевых форм. У таких больных отсутствует активная спонтанная речь, затруднено повторение услышанных слов, нарушено письмо под диктовку и чтение. Можно сделать вывод, что вследствие нарушения фонематического слуха патологически трансформируется вся система речи. При этом у данных больных музыкальный слух сохранён, как и артикуляция.

Причины и факторы риска

Проблемы со слухом могут иметь наследственный характер. Кроме того, их можно приобрести в течение жизни. Во втором случае глухота способна развиваться под влиянием следующих факторов:

  • инфекционные болезни – грипп, сифилис, острые респираторные вирусные инфекции, инфекционная форма паротита;
  • сосудистые нарушения – церебральный атеросклероз или гипертония;
  • стрессы;
  • ототоксическое действие вредных веществ или медикаментозных препаратов – к ним относят аминогликозиды, диуретики, салицилаты;
  • травматические повреждения.
ОРТГК - на страже вашего здоровья