Методы исследования слуха у аномальных детей

Слышит ли ребенок? Такой вопрос возникает в семьях, где есть неслышащие, либо в тех случаях, когда малыш перенес тяжелое заболевание, сопряженное с использованием антибиотиков, пагуб­но воздействующих на слуховой нерв (об этом, как правило, пре­дупреждают врачи).

Похожие работы

  • статья МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭМОЦИЙ 2
  • статья Методы психолого-педагогического исследования; Теоретические методы исследования
  • конспект лекций Роль обучения в развитии аномальных детей
  • курсовая Учет особенностей развития речевого слуха у детей старшего дошкольного возраста с кохлеарной имплантацией в работе сурдопедагога
  • дипломная Возможности применения ресурсной модели в практике оказания психологической помощи семьям, воспитывающих аномальных детей
  • курсовая Основные теории, концепции и методы исследований гендерных характеристик
  • реферат Психотерапевтические методы в работе с гиперактивными детьми
  • Методы исследования конфликтов
  • 4. Методы исследования функции почек
  • реферат Современные методы исследования психофизиологии памяти
  • Методы исследования педагогической психологии
  • статья Семинарское занятие №3 Обучение и воспитание детей с нарушениями речи Вопросы
  • конспект лекций Лекция №1 Дефектология как область психологической науки. Понятия «аномальный ребенок», структура аномального развития.

ПСИХОФИЗИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СЛУХА

ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ АУДИОМЕТРИЯ

Перед проведением исследования слуха необходимо собрать тщательный анамнез и осмотреть ЛОР-органы. Сбор анамнеза предусматривает определение связи снижения слуха с перенесёнными инфекционными заболеваниями; с применением ототоксических антибиотиков (аминогликозидов); перенесёнными острыми и хроническими воспалительными заболеваниями уха; черепно-мозговыми травмами; наличием факторов риска по тугоухости и глухоте (при обследовании новорождённых и детей раннего возраста) и т.д. При осмотре ЛОР-органов необходимо провести отоскопию и при необходимости туалет наружных слуховых проходов. Следует уделить внимание сопутствующей патологии носа и носоглотки.

Читайте также:  Причины и проявления синдрома Фрейли, возможные последствия и лечение

РЕГИСТРАЦИЯ БЕЗУСЛОВНОРЕФЛЕКТОРНЫХ РЕАКЦИЙ

Синонимы. Регистрация безусловного ориентировочного рефлекса.

ОБОСНОВАНИЕ

Приборы, используемые для регистрации безусловнорефлекторных реакций, дёшевы и не требуют подключения к сети; длительность исследования минимальна (до 5 мин); тестируют частот-носпецифичную поведенческую реакцию на звуки.

Получение ориентировочных данных о состоянии слуха у детей с факторами риска по тугоухости и глухоте.

ПОКАЗАНИЯ

У новорождённых и детей раннего возраста нарушение слуха носит, главным образом, нейросенсорный характер (наследственная и врождённая глухота и тугоухость).

При определении показаний для исследований слуха у детей этой возрастной группы следует учитывать факторы риска по тугоухости и глухоте:

— неблагоприятное течение беременности — токсикоз, угроза выкидыша и преждевременных родов, резус-конфликт матери и плода, гестозы, опухоли матки, заболевания матери во время беременности (краснуха, грипп, ОРВИ, цитомегаловирусная инфекция), приём матерью ототоксичных антибиотиков, алкогольная и иная интоксикация, воздействие радиации;

— патологические роды — преждевременные, стремительные, затяжные, наложение щипцов, кесарево сечение, частичная отслойка плаценты, ягодичное и тазовое предлежание и другая патология, приводящая к асфиксии и внутричерепной травме плода;

Постановка диагноза и выбор методов реабилитации

После проведения исследований их результаты интерпретирует врач, он осуществляет постановку диагноза и назначает курс лечения. Это могут быть:

  • Медикаментозное лечение (в случае острых состояний).
  • Слухопротезирование с помощью слуховых аппаратов или систем кохлеарной имплантации.
  • Слухоречевая реабилитация с привлечением сурдопедагогов и при необходимости других узких специалистов (логопеда, дефектолога, психолога и т. д.).
  • Сопровождение пациента в течение всей жизни.

Почему диагностика не заменит консультацию врача?

Все методы диагностики являются функциональными исследованиями, и только врач может собрать все данные вместе, увидеть полную картину и поставить правильный диагноз. Без профессиональной интерпретации результатов тестов это сделать невозможно.

Читайте также:  Закрылся слуховой проход в ухе причины и лечение

Для постановки правильного диагноза используют разные методы исследования слуха

Нормы аудиометрии

Результатом проведенного тестирования является лента аудиограммы, которая представляет собой два сигнальных графика: один показывает уровень остроты слуха левого уха, другой – правого. Существуют аудиограммы, на которых присутствует четыре кривые. Получая такую распечатку, доктор, имеет возможность оценить не только звуковую чувствительность слуховых рецепторов, но и получить костное проведение. Последний параметр дает возможность локализовать проблему.

Рассмотрим принятые нормы аудиометрии, благодаря которым специалист и оценивает степень восприимчивости слуховых рецепторов, то есть уровень глухоты. Существует международная классификация данного параметра:

  • Восприятие находится на уровне от 26 до 40дБ – I степень тугоухости.
  • От 41 до 55дБ – II степень тугоухости.
  • От 56 до 70дБ – III степень тугоухости.
  • От 71 от 90дБ – IV степень тугоухости.
  • Показатель выше 90дБ – это полная глухота.

Контрольные точки берутся как пороговые значения по воздуху, определенные для частот 0,5тыс., 1тыс., 2тыс. и 4тыс. Гц.

Первая степень тугоухости характеризуется тем, что пациент нормально слышит обычный разговор, но испытывает дискомфорт в шумной компании или если собеседник шепчет.

Если у пациента вторая степень, то обычную речь он различает в радиусе двух–четырех метров, а шепот не далее, чем метр–два. В обыденной жизни такое лица постоянно переспрашивает.

При третьей стадии патологических изменений человек может понимать внятную речь в радиусе не более метра – двух от себя, а шепот практически не дифференцирует. В такой ситуации собеседнику приходится повышать свой голос даже стоя рядом с пострадавшим.

Больной с диагностированной четвертой степенью тугоухости может ясно расслышать слова разговорной речи, только если его собеседник говорит очень громко, при этом находясь рядом. В такой ситуации без применения жестикуляции или использования слухового аппарата найти взаимопонимание с респондентом очень сложно.

Читайте также:  Эндоскопические методы исследования фарингоскопия

При полной глухоте больного, общение его с окружающим миров без специального оборудования и вспомогательных средств (например, обмена записками) невозможно.

Но однозначно подходить к данному делению не стоит. Ведь сравнение аудиограммы происходит, отталкиваясь от усредненного арифметического числа, определяющего отправной уровень. Но чтобы картина была более информативной для конкретного случая, следует оценивать и формы аудиометрических кривых. Такие диаграммы разделяют на плавнонисходящие и восходящие, синусоидные, резконисходящие и хаотичные формы, которые тяжело отнести к одной из вышеперечисленных разновидностей. По конфигурации линии, специалист оценивает уровень неравномерности падения звуковосприятия на разной частоте, определяя на какой из них пациент слышит лучше, а какая ему не доступна.

Многолетний мониторинг аудиограмм, при проведении аудиометрии, показывает, что преимущественно наблюдаются кривые плавнониспадающими, максимальная глухота приходится на высокие частоты. Нормальная аудиограмма здорового человека представляет собой линию, приближенную к прямой. Она редко превышает значения 15-20 дБ.

Немаловажное место занимает и сравнительный анализ показателей, полученных по воздуху и через кость. Данное сравнение позволяет доктору определиться с локализацией поражения, приводящего к потере слуха.

Исходя из его данных, медики различают три типа патологии:

  • Кондуктивные изменения, когда наблюдаются нарушения звукопроницаемости.
  • Сенсоневральные дефекты, когда констатируются нарушения звукового восприятия.
  • И смешанный тип.
ОРТГК - на страже вашего здоровья