Аудиометрическое исследование слуха и расшифровка аудиограммы

Процедура, проводимая для проверки остроты слуха, носит название аудиометрия (от «audio» — слышу (лат.) и metreo — измеряю (греч.)). Исследование, как правило, проводят на специальном аппарате — аудиометре. Иногда проводится и на камертоне. Острота человеческого слуха зависит от отсутствия нарушений в анатомической структуре уха и биологически правильной работы слухового анализатора.

Описание

Глухотой называют полную потерю слуха, отсутствие восприятия внешних звуков и речи. Расстройство слуха может развиться на одно ухо или в обоих ушах. Чаще заболеванием страдают люди возрастной категории от 50 до 70 лет. Статистика показывает, что в мире глухотой страдает 1/6 часть данной возрастной категории. Исследования патологии выявили, что каждый сотый человек является носителем гена глухоты. Болезнь препятствует нормальной жизни: не позволяет найти достойную работу, вызывает нервные расстройства. Снижение слуха влияет на социальную адаптацию в обществе. 

Основные факты

  • В мире насчитывается 466 миллиона человек с инвалидизирующей потерей слуха (1), из них 34 миллиона детей.
  • Согласно оценкам, к 2050 году более 900 млн человек будут страдать от инвалидизирующей потери слуха.
  • Потеря слуха может развиваться по генетическим причинам, в качестве осложнений во время родов, а также в результате некоторых инфекционных болезней, хронических ушных инфекций, употребления некоторых лекарственных средств, воздействия чрезмерного шума и старения.
  • 60% случаев потери слуха у детей вызваны предотвратимыми причинами.
  • 1,1 миллиарда молодых людей (в возрасте 12-35 лет) подвергаются риску потери слуха в результате воздействия шума в местах отдыха и развлечений.
  • Нерешенная проблема потери слуха обходится ежегодно в 750 миллиардов долларов США (2) в глобальных масштабах. Мероприятия по профилактике, выявлению и принятию мер в отношении потери слуха эффективны по затратам и могут обеспечить значительные преимущества для людей.
  • Раннее выявление потери слуха является преимуществом для людей с потерей слуха, также им могут быть полезными слуховые аппараты, кохлеарные имплантаты и другие вспомогательные средства; субтитры и обучение языку жестов, а также другие формы помощи в обучении и социальной поддержки.
Читайте также:  Жжение в горле при сердечных заболеваниях

Что делать с результатами обследования?

По результатам проведения аудиометрии, человеку выдаётся на руки отчёт. При отсутствии данной услуги в комплексе стандартного обследования, необходимо запросить копию результата проведённого исследования. Она не только позволит подобрать оптимальный слуховой аппарат, но и поможет отследить динамику изменений слуха при проведении дальнейших исследований или профилактики.

Если вы испытываете трудности в распознавании звуков или они потеряли «полноту», то стоит посетить центр коррекции слуха и провести аудиометрию. А умение читать результаты исследования позволят стать активным участником собственного лечения.

Как определить у ребенка нарушение слуха?

Скрининг новорожденного позволяет обнаружить лишь малый процент нарушений слуха у ребенка. Основная роль в диагностике слуха принадлежит участковому педиатру и самим родителям.

Что же должен уметь ребенок, чтобы у врача и родителей не появилось сомнений в его способности воспринимать звуки?

0-4 месяца:

  1. реагировать на громкие звуки;
  2. вздрагивать во сне или просыпаться при внезапном громком звуке;
  3. реагировать на голос другого человека позитивно (улыбка) либо негативно (плач);
  4. успокаиваться, услышав голос «своего взрослого».

4-9 месяцев:

  1. улыбаться в ответ на обращение родителей;
  2. следить за игрушками, издающими звук;
  3. поворачивать голову к источнику знакомого звука;
  4. переход гуления в лепет;
  5. начинает понимать связь между жестами и речью.

9-15 месяцев:

  1. реагирует на свое имя;
  2. пытается издавать или издает жужжащие звуки;
  3. повторяет простые звуки или слова;
  4. понимает и выполняет основные команды;
  5. использует голос для привлечения внимания.

15-24 месяца:

  1. использует достаточное количество простых слов для общения;
  2. знает и показывает части тела;
  3. знает названия общих объектов (например: дом, кот, собака, земля, небо);
  4. с интересом относится к музыке, стихам, чтению;
  5. выполняет команды;
  6. указывает на предметы, которые называет взрослый.
Читайте также:  Доктор Мом – сироп от кашля для детей и при беременности, инструкция

Иногда возникают ситуации, когда у ребенка, который не имел проблем со слухом и нормально развивался до 4-5 лет, случается нарушение звуковосприятия. И не всегда ребенок может сам понять, в чем дело,  и рассказать об этом взрослому.

Есть несколько критериев, по которым можно заподозрить тугоухость, возникшую у ребенка дошкольного и школьного возраста.

  • Возникают трудности в понимании речи других людей;
  • Не сразу реагирует на обращение по имени или не реагирует вовсе;
  • Появились проблемы с речью;
  • Неправильно отвечает на вопросы (из-за непонимания);
  • Когда смотрит телевизор, увеличивает громкость или садится очень близко к экрану;
  • Внезапно появились проблемы с учебой;
  • Есть задержка речи и/или нарушение артикуляции;
  • Жалуется на боль или шум в ушах;
  • Есть сложности при разговоре по телефону, часто меняет ухо, к которому прикладывает телефон;
  • Часто переспрашивает;
  • Очень внимательно следит за мимикой и губами говорящего.

Односторонняя и двухсторонняя нейросенсорная тугоухость

По локализации повреждения в той или иной части указанного пути можно выделить три разновидности описываемой болезни. При этом во всех случаях процесс может носить либо односторонним, либо проявляться как двухсторонняя нейросенсорная тугоухость.

Односторонняя и двухсторонняя нейросенсорная тугоухость
Односторонняя и двухсторонняя нейросенсорная тугоухость
Односторонняя и двухсторонняя нейросенсорная тугоухость

В том случае, когда происходит поражение специальных клеток-рецепторов, служащих для обеспечения восприятия звука, то речь идет о сенсорной тугоухости. Если же повреждения затрагивают преддверно-улитковый нерв, называемый слуховым, то это собственно нейросенсорная тугоухость, именуемая также сенсоневральной. И наконец, центральную тугоухость диагностируют при поражении слуховых центров ствола и коры мозга.

Односторонняя и двухсторонняя нейросенсорная тугоухость
Односторонняя и двухсторонняя нейросенсорная тугоухость
Односторонняя и двухсторонняя нейросенсорная тугоухость

Все перечисленное выше определяет главное отличие снижения слуха по нейросенсорному типу от других видов тугоухости. Говоря более конкретно, при рассматриваемом варианте болезни страдают именно звуковоспринимающие структуры, а не звукопроводящие как при кондуктивной тугоухости.

Односторонняя и двухсторонняя нейросенсорная тугоухость
Односторонняя и двухсторонняя нейросенсорная тугоухость
Односторонняя и двухсторонняя нейросенсорная тугоухость
Односторонняя и двухсторонняя нейросенсорная тугоухость
ОРТГК - на страже вашего здоровья